16+
Выходит с 1995 года
29 марта 2024
Проблемы оказания духовно-психологической помощи: святоотеческий вклад в психологическое консультирование

Разговор по теме статьи — дело непростое, ибо речь идет о соотнесении различных систем описания внутреннего мира человека — научно-психологического и православного-святоотеческого. Такое соотнесение помогает осмысливать духовную жизнь человека, нравственную сферу личности, религиозный опыт (Гостев, Борисова, 2012; Гостев, Елисеев, Соснин, 2002; Гостев, Елисеев, Фомин, 2006, 2012; Фомин, Гостев, 2017). Оно высокозначимо применительно к духовным аспектам психологического консультирования и психотерапии — понимание личностной психопатологии. Существующие психотерапевтические концепции мы рассматриваем как недостаточное знание для понимания проблем человека на духовном уровне. Оно может быть углублено образом библейской духовно-психологической нормы в виде Заповедей. Дух должен стоять на вершине иерархии психической жизни человека. Когда же главенствующее место в ней занимает плотское начало, говорить о гармоничной личности вряд ли правомерно. Психосоматика — это духовная проблема: на тело влияет, прежде всего, повреждение «духовного я». Очищение сердца является необходимым — «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». В психологическом плане «грехопадение» является нарушением иерархии структур психической жизни в человеке. Но полезно рассмотрение греха и как явления метафизического — как несоответствия человека своей истинной природе и «предназначению свыше». Психопатология возникает при разрушении «духовной вертикали» в психической жизни.

Психологическая наука, однако, объявляет образ «перевернутого» человека нормальным. Поэтому она неспособна объяснять духовные проблемы человека, особенно если они связаны с его религиозным опытом. Например, это видно в вопросе духовной сущности психологических защит, которые, обслуживая интересы конкретных страстей и потребностей «низшего я», придают им социально приемлемое оформление, приспосабливают людей к жизни вне соблюдения нравственных норм. Изучение «психодинамики страсти» предполагает раскрытие защитных механизмов, участвующих в формировании конкретной страсти и скрывающих её действие и психопатологические особенности проявления. Например, при отрицании «гневливости в себе» человек допускает «праведный гнев». Но гнев часто инвертируется в жертвенную позицию. Сребролюбие хорошо рационализируется идеей о том, что деньги — это всего лишь символ энергии, позволяющей служить людям.

Главной причиной психопатологии мы считаем «духовно-психологическое пленение», для преодоления которого разработана программа «15 шагов». Она предполагает следующее (в кратком изложении).

1-2. Осознание человеком автоматизмов поведения; стереотипности восприятия; шаблонности личностных и социально-психологических коммуникаций и пр. Понимание невозможности освобождения от возникающих на этой основе духовно-психологических зависимостей собственными силами.

3-4. Осознание духовной составляющей собственных проблем и жизненных решений.

5-7. Признание а) своей ответственности в «пленении» и б) необходимости поиска путей освобождения. Обнаружение в себе «духовного я», противоборствующего деструктивному «эго».

8-10. Формирование позитивной коммуникации на «духовной вертикале», предполагающей осознание повседневного личного опыта и контроль за телесными реакциями, эмоциональными переживаниями, мыслями, образами.

11-12. Понимание духовной природы социального восприятия и коррекция на этой основе системы межличностных отношений.

13-14. Принятие себя как воплощение замысла Творца о каждом человеке. Использование Священного Писания, отражающего духовные состояния внутренней жизни человека.

15. Позитивное принятие своего посмертного существования.

В ходе выполнения программы осваивались базовые понятия христианской психологии / антропологии и прорабатывалась следующая тематика. Духовно-ориентированное психологическое консультирование делает свои акценты в традиционной психокоррекционной тематике.

«Духовное / истинное я». Оно способно проникать в любые уголки внутреннего мира личности, во внутренние миры других людей (через сопереживание), прилепляться к восприятию обстоятельств жизни. Пока в человеке не пробудилось «духовное я», самопознание ограничено и иллюзорно. Только актуализировав «духовное я» и отделив его от душевных / психических и телесных свойств, человек может ощущать себя в полноте, видеть свое место в мире.

«Духовное я» дает особый взгляд на сознание. Сознание — это управляемый «духовным я» процесс непрерывного раскрытия внутреннего и отражение внешнего опыта в вербальной и образной форме. «Духовное я» человека присутствуя и в «мире видимом» (мире вещей), и в мире смыслов / символов, за которыми стоят реалии «мира невидимого», соединяет внешний и внутренний опыт в единое целое. «Духовное я» помогает обнаружить, что скрывается за «человеческими масками», понять, что в межличностном общении незримо присутствуют духовно-метафизические силы (через влияние их на людей), а при внутренней коммуникации общение происходит между «персонажами», при котором «духовное я» человека способно занимать их позицию.

В процессе духовно-психологической работы для человека очень важно осознание своего «недолжного искаженного состояния», которое проявляется в зависимости от внешних обстоятельств жизни, от инстинктов и низменных желаний тела, от приземленных потребностей души, от аморальных социальных установок, стереотипов, норм, правил. Человек обнаруживает, как много различных факторов действует на него в процессе принятия решений.

Гармонизация отношений с окружающими. Она, например, включает в себя а) понимание собственных эгоограничений вследствие недоразвитости «духовного я», с одной стороны, и б) стремление разглядеть в ближнем уникальность его личности.

Подавленные состояния (разочарования, крушения идеалов и т.п.). Человека подавляют обстоятельства жизни, если он стремится соответствовать тем программам поведения, стереотипам мышления, и чувствования, которые считает правильными. Взрослый человек поэтапно фиксирует в себе чужую систему представлений и поведенческих стереотипов. Но этот процесс зависим от состояния духовно-нравственной сферы личности.

Часто фактором подавленных состояний выступает неудовлетворительная самооценка. С духовной точки зрения, заниженная самооценка, например, связана с игнорированием своих способностей / талантов, с представлением о бессмысленности собственной жизни (а это — неблагодарность к полученному свыше).

Для человека, лишенного веры в высший смысл своего существования, закономерны также страхи, тревоги, чувство уязвимости. В библейской традиции страх разделялся на страх перед Творцом (основа мудрости, предполагающей зависимость человека от Него) и страх перед тварью, связанный с наличием опасностей, сопровождающих жизнь человека. Видимые угрозы разрешались реальными действиями или «преданием себя на волю Божью». Источником невидимых опасностей считалось наличие отрицательных метафизических сил, стремящихся подчинить себе человеческую волю. Современные люди, однако, в большинстве своем отрицают реальность «невидимого духовного мира» и его влияния. Но переживание некой неведомой угрозы знакомо каждому человеку. Важно проявить во внутреннем мире духовную основу противодействия. При возникновении экзистенциального кризиса, связанного с осознанием недостаточности внешней успешности и удовлетворения биосоциальных потребностей, альтернативой невротического пути развития личности является переосмысление с духовных позиций самого себя и своего места в мире, осознание своего предназначения в мире. Традиционный перевод греческого термина «метанойе» как «покаяние» отражает признание человеком уклонения от своего предназначения. Но более важно проявление внутренней реальности «Царствия Небесного» в самом себе.

Для изучения психологических аспектов покаяния полезна, например, работа с содержанием Канона св. Андрея Критского, которая выводит субъекта покаяния на символические «духовные субъекты / персонажи внутреннего мира» личности.

Духовно-психологическая помощь эффективна и в области психосексуальных расстройств. На духовном уровне половое влечение потенциально дает возможность найти свою «вторую половину». Но под влиянием отрицательных метафизических сил в качестве объекта сексуального влечения, может быть задан (субъективно выбран) любой объект естественного или даже искусственного происхождения (показательно создание роботов по оказанию сексуальных услуг). Сегодня сексуальная жизнь сводится к получению удовольствия и половому самоутверждению, становится показателем успешности. Методологической установкой для работы с различными видами психосексуальных расстройств должно стать понимание сексуальной жизни как формы проявления божественной любви на индивидуальном и семейном уровне через конкретную гетеросексуальную пару.

Итак, приведенные иллюстрации духовно-психологической помощи при опоре на святоотеческую традицию воодушевляют авторов данной статьи к дальнейшей работе в этом направлении.

Литература

  1. Гостев А.А., Борисова Н.В. 2012. Психологические идеи в творческом наследии И. А. Ильина: на путях создания психологии духовно-нравственной сферы человеческого бытия. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 288 c.
  2. Гостев А.А., Елисеев В.А., Соснин В.А. 2002. Святоотеческая мысль как источник историко-психологического анализа. C. 39-66. - В сб.: Современная психология: состояние и перспективы исследований. Часть 4. Методологические проблемы историко-психологического исследования (28-29 января 2002 г.). М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 336 c.
  3. Гостев А.А., Елисеев В.А., Фомин А.Г. 2006. К проблеме концептуально-терминологического перевода святоотеческих описаний психологических реалий. - В сб.: Материалы VI Международной встречи по истории психологии. Москва. С. 177-187.
  4. Фомин А.Г., Гостев А.А. 2017. Многослойная модель личности «Матрешка»: психологические размышления на основе святоотеческих идей. С. 367- 375. В сб.: Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии. Отв. ред. А.Л. Журавлёв, В. А. Кольцова. Институт психологии РАН. М. 2714 с.

Источник: Гостев А.А., Фомин А.Г. Проблемы оказания духовно-психологической помощи: святоотеческий вклад в психологическое консультирование // Гуманитарное пространство. 2020. Том 9. №6. С. 643–649.

Комментарии
  • Валерий Михайлович Ганузин
    16.04.2023 в 09:06:03

    Поздравляю редакцию, авторов и всех читателей Психологической газеты с Светлым Христовым Воскресением!
    "Христос воскресе!".
    Валерий Михайлович.

      , чтобы комментировать

    • Владимир Александрович Старк

      Духовно-нравственное разрушение личности коррелируется с психическим нездоровьем гораздо тесней и чётче, нежели это отмечено в обобщениях данной статьи. Вот небольшой пример...

      "Проблемность обожения (благодатного преумножения благодатных «талантов») заключается еще и в том, что благодатные дарования пойдут нравственно нездоровому человеку во вред, они лишь усугубят его гордыню. Но гордыня — еще не самый худший исход преизобильности талантов. Общеизвестен тандем гениальности и сумасшествия. Это соседство очень просто объясняется. Некоторые одаренные люди (шизоиды) так много думают «о величии своего гения» и так много страдают от недостатка признания, что эти страсти погружают их сознание во все большую субъективность, вплоть до суждений, бредовость которых становится очевидной. Важно отметить, что наличие дара в данной ситуации необязательно, достаточно и того, что человек будет просто мнить себя носителем дара.
      Вот, к примеру, подборка тематики бреда, которая отчетливо свидетельствует о том, что шизоидное расстройство является следствием гипертрофированной потребности в своей значимости, то есть из-за гордыни. Психиатрия не рассматривает мотивационное единство как единство этиологическое и нозологическое (а зря), поэтому употребленное здесь понятие «шизоидное» следует считать частным медицинским мнением.
      Тематика бреда показывает, какие именно сверхценные идеи о себе любимом разрушают сознание человека.
      Бред притязания — больной явно преувеличивает свои достоинства, права и возможности.
      Бред изобретательства — больной считает себя гениальным изобретателем, автором грандиозных научных открытий.
      Бред реформаторства — больной считает себя гениальным политиком, он убежден в том, что знает пути преобразования общества, которые приведут человечество к идеальному социальному устройству.
      Бред богатства — больные мнят себя обладателями огромных богатств.
      Бред происхождения — больной считает, что его настоящие родители — высокопоставленные люди или что он происходит из древнего знатного рода и т. п.
      Бред любви (синдром Клерамбо) — больной убежден, что его любит известный человек или что в него все влюбляются.
      Бред величия — убеждение в обладании огромной властью, распространяющейся на всю страну, планету и даже Вселенную.
      Бред могущества — убеждение больных в том, что природные и общественные процессы протекают по их воле, их возможности воздействовать на окружающее неограниченны, беспредельны.
      Антагонистический бред — все происходящее рассматривается больным как выражение борьбы сил добра и зла. В центре этой борьбы, имеющей обычно глобальное с точки зрения больного значение, находится личность больного.
      Мессианский бред — больные считают себя посланцами Бога, пророками, мессиями.
      Вот и подавай после этого благодатные дарования нравственно нездоровому человеку, он же сойдет от этого с ума."

        , чтобы комментировать

      , чтобы комментировать

      Публикации

      Все публикации

      Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

      Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»