19 мая 2022 года состоялось открытие III Международной научно-практической конференции «Личность в системах управления». С приветственным словом к участникам конференции обратились ректор РАНХиГС, доктор экономических наук Владимир Александрович Мау; ректор Академии государственного управления Республики Армения, кандидат технических наук Хачатур Ашотович Казеян; ректор Академии государственной службы при Президенте Туркменистана, кандидат экономических наук Алым Кадыркулыевич Аннамырадов; проректор РАНХиГС, доктор экономических наук, кандидат технических наук Андрей Маркович Марголин и заместитель директора ВШГУ РАНХиГС Алексей Маркович Колесников.
В пленарной дискуссии приняли участие профессор факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор психологических наук Тахир Юсупович Базаров, и.о. директора ИГСУ РАНХиГС, кандидат технических наук Руслан Николаевич Корчагин и декан факультета оценки и развития управленческих кадров ВШГУ РАНХиГС, кандидат психологических наук Илья Борисович Шебураков. Модератором дискуссии выступила директор Центра современных кадровых технологий ФОиР ВШГУ РАНХиГС, кандидат психологических наук Елена Георгиевна Чирковская.
«Точка бифуркации пройдена, сейчас не неопределенность, а неизвестность; не планирование будущего, а готовность к грядущему… Мы не знаем, что будет. И это новая совершенно ситуация», — считает Т.Ю. Базаров.
«Руководители поняли, что все простые ответы остались в прошлом. Нужны сложные ответы, не надо ничего упрощать. Надо относиться ко всему комплексно, сложно, вероятностно, многофакторно…» — отметил Тахир Юсупович.
«Самим руководителям сейчас необходимо быстро принимать решения. Выживет не самый стратегичный, а самый шустрый, — подчеркнул Т.Ю. Базаров. — Если говорить о понятии эффективности, то сейчас точка безубыточности — уже приз».
«Сегодня основой конкуренции будет не реклама, раскрученность, соотношение цены и качества, а банальная способность произвести товар. Скорее всего маркетинг поставщиков, способный заместить выпавшую критическую номенклатуру, сейчас будет важнее, чем маркетинг потребителя. Возможно, многим компаниям придется решать непривычную задачу: вместо конечных потребителей ориентироваться на производителей», — считает Т.Ю. Базаров.
«На место hard-skills и soft-skills, к которым мы привыкли, приходит эра self-skills. Т.е. речь идет о развитии субъектности, субъектности управленцев. Не знаю, можно ли это отнести к компетенциям… наверное, нет. Формула «трёх С», которые раскрывают эту субъектность: самоопределение, самоорганизация, синхронизация», — отметил Т.Ю. Базаров.
И.Б. Шебураков выделил ограничения компетентностного подхода: «С одной стороны, это очень удобно, хорошая модель компетенций достаточно комплексно описывает требования к руководителю. При этом у компетентностного подхода есть ограничения, которые становятся в процессе жизнедеятельности, в процессе развития науки и практики всё более очевидными. Во-первых, узкое понимание компетенций в контексте только поведенческих индикаторов. В этом есть и достоинства: простота, наблюдаемость, четкость описаний, возможность управлять непосредственно поведением через стимулирование и мотивацию. Но при этом большой пласт аспектов, на которые мы должны обращать внимание, выходят из-под нашего влияния. Еще один недостаток, с которым наш факультет сталкивается при использовании компетентностного подхода, — он хорошо работает до определенного управленческого уровня. С руководителями среднего, первичного звена его можно применять, он удобен, универсален. Когда мы начинаем работать с топ-менеджерами, руководителями высшего звена: губернаторами, их заместителями, министрами, — компетентностный подход перестает работать хорошо. Потому что факторов, влияющих на эффективность, продуктивность деятельности руководителя, становится гораздо больше».
Р.Н. Корчагин отметил необходимость наращивания профессионализма эксперта. Уровень экспертизы, в свою очередь, позволит проявлять лидерскую компетенцию.
И.Б. Шебураков выделил целевые ориентиры в деятельности руководителя: «С точки зрения эмпирических результатов, которые Ю.В. Синягин получил в своем исследовании на базе 5600 руководителей сферы госуправления… ориентация на поставленные задачи и на стратегическую жизненную идею растет с повышением в должности, а ориентация на безопасность — снижается».
Р.Н. Корчагин выделил несколько направлений, которые могли бы быть интересными для дальнейших исследований. В частности, вопрос, связанный с балансом личностного, семейного и профессионального. Поскольку успешность руководителя в служебной деятельности не всегда коррелирует с семейными отношениями, со сбалансированностью личности. «Необходим более комплексный подход: к личности, а не к личности руководителя», — подчеркнул Руслан Николаевич. Также он отметил, что могли бы быть интересны исследования об инструментах поддержки уровня энергии в личности руководителя.
И.Б. Шебураков привел данные о том, как связана мотивация руководителя с его возрастом: у руководителей младше 40 лет мотивации, энергии больше, чем у тех, кто старше 50 лет. «Видимо, возрастные руководители в конкурентной борьбе с молодыми должны пользоваться другими ресурсами, а не только задором и энергией вытаскивать задачу — возможно, вытаскивать задачу на опыте», — отметил Илья Борисович.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать