16+
Выходит с 1995 года
25 февраля 2024

Кто есть кто

Лия Соломоновна Славина

Лия Соломоновна Славина

14.01.1906 - 23.09.1988

Кандидат психологических наук.

Сотрудник лаборатории психологии воспитания НИИ общей и педагогической психологии АПН РСФСР.

С 1923 г. работала стажером в детской ночлежке для беспризорных в Москве.

В 1925-1930 гг. училась на педагогическом факультете 2-го МГУ, в 1938-1941 гг. — в аспирантуре Центрального педиатрического института НКЗ СССР.

В 1920-е — 1930-е годы входила в состав пятёрки ближайших московских учеников Выготского (Запорожец, Божович, Морозова, Левина, Славина).

В 1930-1931 гг. работала педагогическим инструктором в яслях и преподавателем психологии и педагогики в медполитехникуме в г. Ярославле.

В 1931-1938 гг. работала научным сотрудником в разных научных учреждениях Москвы.

В 1941-1944 гг. была в эвакуации в Алма-Ате, в 1941-1943 гг. работала педагогическим инструктором в яслях, в 1943—1944 гг. — научным сотрудником отдела развития Педиатрического института. За свою трудовую деятельность в этот период она была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 —1945 гг.».

С 1944 г. работала в лаборатории психологии воспитания НИИ общей и педагогической психологии АПН РСФСР (сейчас ПИ РАО).

В 1945 г. защитила кандидатскую диссертацию «Понимание детьми раннего возраста устного рассказа».

Область научных интересов: психология формирования личности ребенка, психологические основы воспитания.

Изучала вопросы развития мотивации и интереса к учёбе у детей и подростков. Проводила эмпирические исследования явлений смыслового барьера и аффекта неадекватности. Внесла существенный вклад в изучение проблем интеллектуальной пассивности, психологических причин неуспеваемости, аффективных переживаний и аффективного поведения, волевого поведения. Экспериментальная работа Л.С. Славиной по формированию у интеллектуально пассивных школьников умственных действий, послужила основанием для создания П.Я. Гальпериным теории поэтапного формирования умственных действий.

Основные публикации: более 50 работ, в том числе

  • Понимание устного рассказа детьми раннего возраста (1947)
  • О развитии мотивов игровой деятельности в дошкольном возрасте (1948)
  • Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам (1958)
  • Роль мотива и способов поведения при выполнении школьниками общественных поручений (1961)
  • К психологической характеристике труда школьника в семье (1961)
  • Дети с аффективным поведением (1966)
  • У вас первоклассник (1968)
  • Роль поставленной перед ребенком цели и образованного им самим намерения как мотивов деятельности школьника (1972)
  • Знать ребенка, чтобы воспитывать (1976)
  • Психическое развития школьника и его воспитание (1979)
  • Трудные дети: избранные психологические труды (1998, 2006)

Некролог в журнале «Вопросы психологии» - http://www.voppsy.ru/issues/1989/891/891179.htm

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»