Кто есть кто
Мария Семеновна Певзнер
Кандидат медицинских наук, доктор педагогических наук (по психологии), профессор. Психиатр, психолог, дефектолог.
Профессор-консультант НИИ дефектологии АПН СССР.
В 1924 г. окончила медицинский факультет Московского университета, в 1925 г. - специальные курсы по детской неврологии.
В 1926-1931 гг. работала в Саратове в качестве ординатора психиатрической клиники, затем заведовала детским психоневрологическим санаторием. Читала лекции в Саратовском педагогическом институте для родителей и педагогов о нервно-психических нарушениях в детском возрасте и мерах их предупреждения и на курсах повышения квалификации педагогов и врачей. Вела научно-исследовательскую работу, посвященную изучению психопатических форм поведения в детском возрасте.
В 1929 г. на съезде врачей-психиатров в г. Ленинграде познакомилась с Л.С. Выготским, предложившим ей сотрудничество.
В 1931 г. была приглашена в Москву в Экспериментальный дефектологический институт вначале в качестве врача-психиатра, а затем старшего научного сотрудника. Закнималась ииследованием детских психопатий.
В 1938 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Психопатические состояния в детском возрасте».
С 1938 г. работала ассистентом кафедры детской психиатрии Московского института усовершенствования врачей (по совместительству), читала лекции в Институте повышения квалификации педагогических кадров.
Во время ВОВ работала начальником отделения в психоневрологических госпиталях Ашхабада и Свердловска.
С 1943 г., после возвращения в Москву, работала старшим научным сотрудником Центрального института психиатрии РСФСР, занималась проблемами олигофрении. Читала лекции на курсах повышения квалификации и специализации детских психиатров и педагогов-дефектологов.
С 1951 г. работала в НИИ дефектологии АПН РСФСР (с 1965 г. – НИИ дефектологии АПН СССР): старший научный сотрудник; в 1960-1973 гг. - заведующая сектором клинического и нейрофизиологического изучения аномальных детей, с 1973 г. - профессор-консультант. Руководила разработкой новых научных направлений — генетического изучения аномальных детей и клинической дефектологии. Вела комплексные исследования умственно отсталых детей, исследовала динамику развития детей с олигофренией и взаимозависимость между этиопатогенезом и своеобразием клинической картины. Предложила классификацию олигофрении и принципы отбора детей-олигофренов для обучения в специальных школах. С середины 1970-х гг. работала над проблемой развития детей со сложной структурой дефекта, в частности – слепоглухих.
Читала лекции на курсах повышения квалификации педагогов-дефектологов, врачей-психоневрологов, логопедов, для студентов дефектологических факультетов.
В 1960 г. М.С. Певзнер присвоена степень доктора педагогических наук (по психологии) за монографию «Дети – олигофрены».
Основные труды: более 100 работ, в том числе
- Певзнер М.С., Занков Л.В., Шмидт В.Ф. Трудные дети в школе. Методическое пособие для учителей. М., 1933.
- Певзнер М.С. Клиника психопатий в детском возрасте (опыт лечебно-педагогической работы). М.: Учпедгиз, 1941.
- Певзнер М.С., Лубовский В.И. Принципы отбора детей во вспомогательные школы. М., 1956, 1960, 1973.
- Певзнер М.С., Лурия А.Р., Лубовский В.И. и др. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. М., 1958.
- Певзнер М.С. Дети – олигофрены. М.,1959.
- Певзнер М.С., Лурия А.Р., Зислина Н.Н. и др. Умственно отсталый ребенок. М., 1960.
- Певзнер М.С. Динамика развития детей – олигофренов. М., 1960.
- Певзнер М.С., Лубовский В.И. Динамика развития детей-олигофренов. М.: АПН РСФСР, 1963.
- Певзнер М.С., Козленко Н.А., Астафова А.Г. Медицинское обслуживание вспомогательных школ. М., 1965.
- Певзнер М.С., Лубовский В.И., Пекелис Э.Я., Зислина Н.Н. Дети с отклонениями в развитии. Отграничение олигофрении от сходных состояний. М.: Просвещение, 1966.
- Певзнер М.С., Каплан А.И., Новикова Л.А. Дети с глубокими нарушениями зрения. М., 1967.
- Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1967, 1973.
- Певзнер М.С., Власова Т.А., Юркова И.А. Дети с временными задержками в развитии. М., 1971.
- Певзнер М.С., Райская М.М., Дерило Т.Г. и др. Клинико-генетические исследования олигофрении. М., 1972.
- Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973.
- Певзнер М.С., Лебединская К.С., Бертынь Г.П. и др. Учащиеся вспомогательной школы: клинико-психологическое изучение. М.: Педагогика, 1979.
- Певзнер М.С., Ростягайлова Л.И., Масткова Е.М. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности. М., 1982.
- A propas de la differenciation des formes d’oligophrenie. I Congres Europen de pedo-psychiatrie. Paris, 1960.
- Oligophrenie-Mental Deficiency in Children. New York. 1961.
- The Differential diagnosis bet meen oligophrenia and some similar states // Труды конгресса по умственной отсталости. Копенгаген, 1964.
- Psicopedagogia infantil corrective Problemas de la Oligophrenia. Buenos Aires. 1965.
- The Clinical characteristics of some forms of psychopaty in Children // Труды по детской психиатрии. Рим, 1965.
- Main trends in studying the problem of oligophrenia // Труды I Международного конгресса по научному изучению умственной отсталости. Монпелье, 1967.
- Debatable problems in Clinical aspects of oligophrenia./ В трудах I Международного конгресса по научному изучению умственной отсталости. Монпелье, 1967.
- Clinical Principles of correctional Education work with Oligophrenia. What is special Education. London, 1966.
Награды:
- почетные грамоты АПН СССР и МО СССР
- медаль «За доблестный труд в Великой отечественной войне 1941–1945 гг.»
- медаль «В память 800-летия Москвы»