16+
Выходит с 1995 года
6 октября 2024

Кто есть кто

Алексей Алексеевич Леонтьев

Алексей Алексеевич Леонтьев

14.01.1936 - 12.08.2004

Доктор психологических наук, доктор филологических наук, профессор. Действительный член (академик) РАО и АПСН.

Профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Ректор Института языков и культур им. Л.Н. Толстого.

Генеральный секретарь Международной ассоциации коллективного содействия изучению языков. Член Совета по русскому языку при Правительстве Российской Федерации.

В 1958 г. окончил романо-германское отделение филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

В 1963 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Общелингвистические взгляды И. А. Бодуэна де Куртенэ», в 1968 г. - докторскую диссертацию на тему «Теоретическая проблема психолингвистического моделирования речевой деятельности», в 1975 г. - докторскую диссертацию (по психологии) на тему «Психология речевого общения».

В 1958-1975 гг. работал в Институте языкознания АН СССР: младший научный сотрудник, старший научный сотрудник, с 1969 г. - руководитель созданной им группы психолингвистики и теории коммуникации.

С 1967 г. читал курс психолингвистики на факультете психологии МГУ.

С 1975 г. заведовал кафедрой методики и психологии Института русского языка им. А.С. Пушкина, с 1976 г. - профессор кафедры.

С 1986 г. - профессор кафедры методики преподавания иностранных языков Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина.

В 1988-1991 гг. - заведующий лабораторией языкового образования Временного научно-исследовательского коллектива «Школа»

В 1992 г. избран действительным членом Российской академии образования, а в 1997-м — действительным членом Академии педагогических и социальных наук.

С 1994 г. - ректор созданного им Института языков и культур им. Л.Н. Толстого.

С 1997 г. - профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ.

С 2000 г. - сотрудник Центра методологии вариативного образования РАО.

Один из основателей психолингвистики в СССР.

С 1970-х гг. занимался проблемами педагогики и педагогической психологии. Много лет сотрудничал с Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдовым и другими видными психологами и педагогами.

В 1994-1995 гг. начал разрабатывать глобальную проблему языковой политики, образования и языкового самоопределения личности и создал целостную концепцию системы языкового образования в России.

Активно занимался проблемами школы, был одним из первых, кто в постсоветское время поставил вопрос об обновлении содержания школьного образования и сформулировал его концептуальные основы.

С 1997 г. - научный руководитель ассоциации «Школа 2000…» (ныне Межрегиональная общественная организация содействия развитию Образовательной программы «Школа 2100»), в 2001-2004 гг. - президент ассоциации.

Возглавлял коллектив авторов-разработчиков концепции современного образования «Педагогика здравого смысла», на основе которой был создан и опубликован в 1998 г. концептуальный документ — образовательная программа «Школа 2100». Под научным руководством А.А. Леонтьева были написаны учебники непрерывного курса русского языка и литературы.

Разработал:

  • методологические основы образовательной системы нового поколения;
  • психолого-педагогические принципы современного образования;
  • концептуальные основы построения учебников нового поколения;
  • отечественную версию психолингвистики («теория речевой деятельности»);
  • теорию порождения речевого высказывания;
  • психологические основы методики преподавания иностранного языка, построенные на базе психолингвистики;
  • лингвистические основы универсально-сопоставительного описания различных языков;
  • понятия связности и цельности текста;
  • психологические основы устной публичной (ораторской) речи и методику обучения ей.
  • основы составления словаря ассоциативных норм русского языка (и составил первый такой словарь).

Был руководителем Лаборатории языкового образования Временного научно-исследовательского коллектива «Школа» и одноименной лаборатории Московского института развития образовательных систем.

Был членом президиума правления Педагогического общества РСФСР и руководителем секции «Массовые коммуникации в обучении и воспитании» ПО РСФСР, председателем Научно-методического Совета по интенсивному обучению иностранным языкам при АПН СССР, председателем Научно-методического Совета по теории и методике лекционной пропаганды Общества «Знание» РСФСР, членом редколлегий различных методических журналов, руководителем экспертного совета по языковой политике в учреждениях образования при Министерстве просвещения РФ. С 1990 г. — генеральный секретарь Международной ассоциации коллективного содействия изучению языков. С 1995 г. — член Совета по русскому языку при Президенте Российской Федерации, а затем при Правительстве Российской Федерации.

Читал курсы по разным дисциплинам, в том числе первые в стране курсы по пропаганде и речевому воздействию, по психологии общения.

Занимался прикладными приложениями, такими как психолингвистические проблемы криминалистики и судебной психологии или проблемы экспертизы текстов.

Основные публикации: более 900 статей и 30 книг, в том числе

  • Возникновение и первоначальное развитие языка. — М.: Изд-во АН СССР, 1963
  • Слово в речевой деятельности: некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. — М.: Наука, 1965; переизд. — 2006
  • Психолингвистика. — Л.: Наука, 1967
  • Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. — М.: Наука, 1969
  • Язык, речь, речевая деятельность. — М.: Просвещение, 1969; переизд. — 2007
  • Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. — М.: Наука, 1969; переизд. — 2005, 2010
  • Психологические механизмы и пути воспитания умений публичной речи. — М., 1972
  • Папуасские языки. — М.: Наука, 1974
  • Психология общения. — Тарту, 1974
  • Психология речевого общения. — М., 1975; переизд. — 2005
  • Что такое язык. — М.: Педагогика, 1976
  • Педагогическое общение. — 1979
  • Леонтьев А. А. Путешествие по карте языков мира. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1990
  • Л.С. Выготский. — 1990
  • Основы психолингвистики. — 1997; переизд. — Смысл; Лань, 2003
  • Деятельный ум. — 2001

Автор множества научных и популярных статей по вопросам школьного и вузовского образования, в том числе в «Учительской газете», журналах «Семья и школа» и «Знание — сила».

К 60-летию А.А. Леонтьева в журнале «Вопросы психологии» - http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1996/966/966155.htm

Некролог на сайте факультета психологии МГУ - http://www.psy.msu.ru/people/obituary_aaleontiev.html

Статьи и интервью в «Психологической газете»
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
Воспоминания
  • Татьяна Александровна Ермолаева

    Как могло такое произойти, что главное открытие Леонтьева - не услышано потомками ( даже прямыми!). Я про квазипотребности детей. Про поголовную одаренность....

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»