Кто есть кто
Ольга Ильинична Кукушкина
Доктор педагогических наук, профессор. Действительный член (академик) РАО.
Профессор кафедры сурдопедагогики Института дефектологического образования и реабилитации Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Заведующая научно-исследовательской лабораторией инклюзивного и специального образования, профессор кафедры коррекционной педагогики и коррекционной психологии Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина.
Член экспертного совета ВАК при МОН РФ по педагогике и психологии. Член диссертационного совета при факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Член редколлегии журнала «Альманах Института коррекционной педагогики РАО».
Член научного общества Orton dyslexia society (США).
В 1979 г. окончила дефектологический факультет Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина.
В 1986 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Формирование пространственных представлений у глухих детей младшего школьного возраста», в 2005 г. - докторскую диссертацию на тему «Использование информационных технологий в различных областях специального образования».
Работала воспитателем, учителем начальных классов школы для глухих детей.
С 1985 г. работала в Институте коррекционной педагогики РАО.
В 1989-1991-гг. являлась научным руководителем Российско-американского проекта по компьютеризации образования детей с сенсорными нарушениями.
Сфера научных интересов:
- методология внедрения компьютерных технологий в специальное образование разных категорий детей с нарушениями в развитии
- проектирование нового содержания обучения
- развитие самосознания ребенка
- формирование профессионального мышления учителя-дефектолога
Автор концепции внедрения компьютерных технологий в отечественную систему специального образования, концепции создания специализированных коррекционно-диагностических компьютерных сред для детей с нарушениями в развитии, ведущий автор первого национального пакета специализированных программно-методических комплексов для детей с различными нарушениями в развитии, модельного курса формирования профессионального мышления учителя-дефектолога (на примере математики).
Соавтор Концепции Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (2013).
Автор и соавтор книг:
- Специальная психология и коррекционная педагогика: эволюция терминологического аппарата: учебное пособие (2021, 2022)
- Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи: цифровые инструменты (2021)
- Чтение. Энциклопедический словарь (2021)
- Инклюзивное и специальное образование: международный словарь терминов (2020)
- Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 года (2019)
- Тифлосурдопедагогика: учебник (2019)
- Дети с кохлеарными имплантами (2017)
- Психолого-педагогическая помощь после кохлеарной имплантации. Реализация новых возможностей ребенка (2014)
- Концепция Специального Федерального образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (2014)
- Текстовый редактор Microsoft Word и развитие письменной речи детей. Помощь в трудных случаях (2013)
- События жизни. Комплект рабочих тетрадей по развитию речи для 1-4 классов (с кратким методическим руководством) (I, II, IV, V, VI, VII, VIII виды) (2012)
- Я открываю мир. Во дворе. На даче (дидактический материал и краткое методическое руководство) (2012)
- Как сделать видимыми скрытые проблемы в развитии ребенка: методическое пособие к специализированной компьютерной программе «Мир за твоим окном» (2007)
- Дневник событий жизни ребенка: учебно-методическое пособие для родителей и педагогов по развитию устной и письменной речи детей (2004)
- Информационные технологии в обучении произношению (2004)
Награды:
- лауреат Премии Правительства РФ в области образования