18+
Выходит с 1995 года
26 ноября 2024

Кто есть кто

Вера Геннадьевна Грязева-Добшинская

Вера Геннадьевна Грязева-Добшинская

Челябинск

Доктор психологических наук, профессор. Почетный работник высшего профессионального образования РФ.

Профессор кафедры психологии управления и служебной деятельности, заведующая лабораторией психологии и психофизиологии стрессоустойчивости и креативности Высшей медико-биологической школы, старший научный сотрудник управления научной и инновационной деятельности Южно-Уральского государственного университета. Директор Института психологии творчества, инноваций, арт-коммуникаций при УНИД ЮУрГУ. Член диссертационного совета по психологии.

Член редколлегии журнала «Вестник ЮУрГУ. Психология».

Член Российского психологического общества, член Ассоциации бизнес-психологов.

В 1977 г. окончила Пермский государственный педагогический институт, затем аспирантуру и докторантуру ПИ РАО, программу переподготовки по управлению инновациями в Российском государственном университете инновационных технологий и предпринимательства.

В 1988 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Индивидуализация и интеграция личности в совместной творческой деятельности», в 2004 г. - докторскую диссертацию на тему «Психологическое воздействие современного символического киноискусства».

С 1900 г. - научный консультант психологической службы и кафедры психологии МОУ Лицей №11.

В 1993-2000 гг. - научный консультант психологической лаборатории Дворца пионеров и школьников им. Н.К. Крупской.

С 1993 г. руководила лабораторией психологии творчества при кафедре психологии и педагогики Челябинского государственного института культуры.

С 1999 г. работает в ЮУрГУ. Заведовала кафедрой общей психологии. Преподавала на кафедре психологии развития и возрастного консультирования. С 2003 г. - научный руководитель учебной лаборатории «Социальная психология творчества». В 2005 г. по инициативе В.Г. Грязевой-Добшинской был создан Институт психологии творчества, инноваций, арт-коммуникаций (ИПТИАК).

Область профессиональных интересов: психология творчества, психология искусства, психология массовых коммуникаций, социальная психология развития одаренности, психология инноваций, математическая психология.

В.Г. Грязева-Добшинская участвовала в проектировании инновационных образовательных структур в учреждении дополнительного образования, обеспечении психологической поддержки педагогов-экспериментаторов, выявлении и развитии одаренности учащихся.

В 1993 г. совместно с В.А. Петровским разработала концепцию «Одаренные дети: экология творчества» и на ее основе программу реализации «Одаренные дети: экология творчества» (соавт. В.Г. Грязева, Л.Н. Родыгина, Н.В. Маркина, О.В. Верещинская, Ю.П. Кропотов, А.Г. Гостев, В.А. Глухова, Т.Г. Калугина, Л.А. Васильева). Центральным в программе «Одаренные дети: экология творчества» является создание системы социальных институтов, обеспечивющих проявление уникального таланта, и создающих реальные возможности социальной интеграции творческой личности. В 1999–2000 г. В.Г. Грязева-Добшинская создает концепцию «Экологическая психология творческой личности», исследующую основы развития творчества как массовой, а не элитарной деятельности.

В 2003 г. направление «Творчество и искусство в эволюции субъектов культуры и культурных сообществ», возглавляемое В.Г. Грязевой-Добшинской, утверждено Ученым советом факультета психологии ЮУрГУ как одно из приоритетных научных направлений.

Основатель и руководитель научной школы «Социальная психология творчества и психология инновационного менеджмента».

В русле этой научной школы выявлены закономерности коммуникаций творческих лидеров в группе, проводятся исследования социально-психологических факторов развития творческой личности, творческого и инновационного лидерства, изучаются социо-культурные и социально-психологические факторы, стимулирующие долговременную творческую активность личности, факторы эффективных воздействий креативного лидера, факторы, обеспечивающие толерантность социума к творческой личности и инновационным изменениям, проводятся исследования воздействия современного искусства на человека, изучаются механизмы движения творческой личности в культуре, разрабатываются проективные и психосемантические психодиагностические методики, а также программы психологического сопровождения инновационных проектов в образовании, бизнесе, искусстве. езультаты исследований включаются в прикладные разработки для психологического обеспечения инновационных проектов. В организационном консультировании на промышленных предприятиях региона используются уникальные диагностические и обучающие программы для менеджеров «Инновационное лидерство», «Психология инновационного менеджмента», тренинговые программы для обучения креативных лидеров и креативных команд.

В.Г. Грязевой-Добшинской разработан метод персонологического анализа для изучения персональных воздействий выдающихся творческих личностей, опосредованных создаваемыми ими произведениями, символами, которые они вносят в культуру и изменяют ее.

Гранты:

  • Грант МОН РФ 01.200207630 «Прогноз и оценка эффектов воздействия современного искусства на личность» (2002)
  • Грант РГНФ «Исследование универсальных и региональных факторов, конституирующих надперсональные пространства творчества для развития одаренных детей» № 05-06-85611а/У-Губ (2005–2006)
  • Грант МО РФ «Мониторинг исследовательской одаренности» (Федеральная целевая программа «Одаренные дети», 2005)
  • Грант РГНФ/У «Социально-психологические факторы развития творческого потенциала одаренных учащихся (лонгитюдное исследование)» (2005–2006).

Под руководством В.Г. Грязевой-Добшинской с 2005 г. в рамках ежегодной научной конференции ЮУрГУ организуется межвузовская секция «Психология творчества и инноваций»; в 2008–2010 гг. организованы секции «Социальная психология творчества» в рамках международных и всероссийских научных конференций (Челябинск, 2008, 2010; Пермь, 2010; Москва, 2010, 2015).

Читает курсы:

  • Психология массовых коммуникаций
  • Психология творчества и искусства
  • Психология инноваций
  • Психология инновационного менеджмента организации
  • Информационно-психологическая безопасность личности и организации в массовых коммуникациях
  • Современные технологии психологического, организационного и инновационного консультирования
  • Актуальные проблемы социальной психологииМетодология социально-психологического исследования
  • Психология творческой и инновационной деятельности

Автор программ: «Инновационное лидерство» (программа инновационного аудита и обучения для менеджеров); «Проективные методы психодиагностики» (программа обучения для психологов).

Автор психодиагностических методик:

  • ТРИТО (Тест ранней интеллектуально-творческой одаренности),
  • ПСП (Периодическое стимульное пространство),
  • ПТЛ (Психологическая топология личности),
  • РОССТЛ (Ролевые отношения социальных субъектов с творческими личностями, совместно с В.А. Глуховой, А.С. Мальцевой, Н.Ю.Бакунчик),
  • ТЛВ (Типология личностного выбора, совместно с А.С.Мальцевой).

Под руководством В.Г. Грязевой-Добшинской защищены 8 кандидатских диссертаций, научный консультант докторских исследований.

Основные публикации:

  • Ресурсы жизнеспособности и стрессоустойчивости современного человека: психологические, психофизиологические, нейробиологические, педагогические аспекты: коллективная монография. - Челябинск: Полиграф-мастер, 2021. - 512 с.
  • Психологическая топология личности: технология экспериментального исследования личностной динамики в группе: учебное пособие / В.Г. Грязева-Добшинская. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. - 140 с.; 2-е изд., доп. - Челябинск, 2020.
  • Лидерство в инновациях: моделирование ресурсов активности менеджеров: монография / В.Г. Грязева-Добшинская, Ю.А. Дмитриева. - Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2016. - 123 с.
  • Общая и социальная психология: сборник материалов 68-й студенческой конференции / Под ред. В.Г. Грязевой-Добшинской, Ю.А. Дмитриевой, С.Ю. Коробовой. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2016. - 79 с.
  • Ресурсы инновационного лидерства менеджеров: психологический инновационный аудит: учебное пособие / В.Г. Грязева-Добшинская, Ю.А. Дмитриева, В.А. Глухова и др. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2016. - 239 с.
  • Психология инновационного менеджмента организации: учебное пособие / В.Г. Грязева-Добшинская. - Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2013. - 297 с.
  • Психология творчества и одаренности: теоретические основы, эмпирические исследования, прикладные разработки: учебное пособие / В.Г. Грязева-Добшинская. - Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2013. - 261 с.
  • Социальная психология развития творческих способностей и одаренности: технология лонгитюдного исследования: учебное пособие / В.А. Глухова, В.Г. Грязева-Добшинская. - Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2013. - 131 с.
  • Инновационное лидерство: моделирование тенденций активности менеджеров предприятия / В.Г. Грязева-Добшинская // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология», 2010.
  • Синергия взаимодействия субъектов в совместной творческой деятельности как механизм творческого лидерства / В.Г. Грязева-Добшинская // Психология интеллекта и творчества: Традиции и инновации. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010.
  • Социальная психология творчества и инновационного менеджмента – 2009: сборник научных трудов / Под ред. В.Г. Грязевой-Добшинской, В.А. Глуховой. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009.
  • Социальная психология творчества: теоретические основы, эмпирические исследования, прикладные разработки: учебное пособие / В.Г. Грязева-Добшинская. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. - 233 с.
  • Социальная психология творчества – 2007: Сборник научных трудов / Отв. ред. В.Г. Грязева-Добшинская, Н.В. Маркина. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. – 207 с.
  • Социальная психология творчества: сб. научных трудов / Под ред. В.Г. Грязевой-Добшинской. - Челябинск: Полиграф-мастер, ИПТИАК ЮУРГУ, 2006. - 168 с.
  • Современное искусство и личность: гармонии и катастрофы / В.Г. Грязева-Добшинская. - М.: Академический проект, 2002. - 401 с.
  • Экологическая психология творческой личности. Обучение в контексте развития личности как субъекта культуры / В.Г. Грязева. - М.: ЦРСДОД МО РФ, Челябинск: Полиграф-мастер, 2000. - 304 с.
  • Одаренные дети: экология творчества / Грязева-Добшинская В.Г., Петровский В.А. М. - Челябинск, 1993.
  • Одаренные дети: экология творчества. Концептуальная образовательная программа на 1993-1998 гг. / Грязева В.Г., Родыгина Л.Н., Маркина Н.В., Верещинская О.В., Кропотов Ю.П., Гостев А.Г., Глухова В.А., Васильева Л.В., Калугина Т.Г., Асмолов А.Г. - Челябинск, 1993.

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»