Кто есть кто
Жанна Марковна Глозман
Доктор психологических наук, профессор. Заслуженный научный сотрудник Московского университета.
Ведущий научный сотрудник лаборатории нейропсихологии факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Научный руководитель Научно-исследовательского центра детской нейропсихологии им. А.Р. Лурии. Член двух диссертационных советов при факультете психологии МГУ.
Член редколлегии журналов International Journal of Contemporary NeuroScience, East European Journal of Psycholinguistics, Annales of the University of Maria Curie-Skladowska: Pedagogia-Psychologia, Acta Neuropsychologica.
Председатель Международного Исполнительного комитета Международного общества прикладной нейропсихологии (International Society of Applied Neuropsychology). Член Нью-Йоркской академии наук, Интернационального комитета Международной нейропсихиатрической ассоциации, научно-консультативного совета Американского биографического института. Почетный член Польского общества нейропсихологов.
В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2018-2020).
В 1963 г. окончила Московский государственный лингвистический университет, в 1970 г. - факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
В 1974 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Нейропсихологический и нейролингвистический анализ аграмматизмов при афазии», в 2000 г. - докторскую диссертацию на тему «Нейропсихология общения».
С 1970 г. работает в лаборатории нейропсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова: младший научный сотрудник, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник.
С 2000 г. научный руководитель Научно-исследовательского центра детской нейропсихологии им. А.Р. Лурия.
Сфера профессиональных интересов:
- нейропсихология,
- нейролингвистика,
- нейропсихология старческого возраста,
- детская нейропсихология,
- история нейропсихологии.
Обосновала и развила новое научное направление «Нейропсихология общения», представляющее системный анализ нарушений общения в их взаимосвязи с изменениями личности.
Автор оригинальной шкалы количественной оценки данных Луриевского нейропсихологического обследования для взрослых и детей, опубликованной на русском, английском и португальском языках. Автор шкалы измерения качества жизни хронических больных и их родственников, опубликованной и применяемой на русском, английском, французском, испанском, чешском и греческом языках.
С 1996 по 2005 гг. - член редколлегии журнала Neuropsychology Review.
Читает курсы:
- Личность и нарушения общения
- Нейропсихология общения
- Спецпрактикум по нейропсихологической коррекции
- Нейропсихологическая диагностика
- Нейропсихология
- Тренды и парадигмы современных психологических исследований. Социальный мозг
- Life and times of professor Alexander Luria
- Нейропсихологическая диагностика детей с трудностями обучения в школе
- Нейропсихологическая диагностика в детском возрасте
- Общение и здоровье личности
- Нейропсихология общения и личности
- Луриевская нейропсихология: диагностика и реабилитация
- Детская нейропсихология
- Нарушения общения и изменения личности
Основные публикации: более 400 научных работ (в том числе 36 монографий, сборников и учебных пособий), опубликованных на русском, английском, французском, немецком, португальском и польском языках
- Аграмматизм при афазии (в соавторстве). М.: Изд-во МГУ, 1978;
- Социально-психологический аспект реабилитации больных с афазией (в соавторстве). М.: Изд-во МГУ, 1980;
- Личность и нарушения общения. М.: Изд-во МГУ, 1987;
- Количественная оценка данных нейропсихологического обследования. М. Изд-во Центра Лечебной педагогики. 1999;
- Общение и здоровье личности. М.: Академия, 2002;
- Communication Disorders and Personality. New York: Kluwer Academic / Plenum Publishers, 2004;
- Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе (в соавторстве). M.: Творческий Центр Сфера, 2006;
- Нейропсихологическая диагностика дошкольников (в соавторстве). М.: Изд-во Питер, 2006, 2-е издание, 2008;
- A Avaliaзao Quantitativa dos Dados da Investigaзao Neuropsicologica. Sao Paulo: Ediзao I.P.A.F., 2006;
- Нейропсихология детского возраста. М.: Академия, 2009;
- Практическая нейропсихология (в соавторстве). М.: Эксмо, 2010.
Награды:
- медаль «Ветеран труда» (1994)
- медаль Краковской Академии реабилитации (1994)
- почетный знак «850-летие Москвы» (1997)
- почетный знак «250-летие МГУ» (2005)
- премия Выготского Португальского Общества «Выготский в обучении» (2010)
- диплом Коперника Польского общества нейропсихологии (2012)
- медаль им. Г.И. Челпанова (2014)
- благодарность ректора МГУ им. М.В. Ломоносова (2015)
- благодарственная грамота Российского психологического общества и Фонда им. Л.С. Выготского (2016)
- лауреат Третьей Национальной общественной премии «Гармония» в номинации «За вклад в профилактику психических расстройств» (2020, вручена в 2021 году)
- «II Международный форум по когнитивным нейронаукам "COGNITIVE NEUROSCIENCE – 2019"», 6 - 7 ноября 2019 года, Екатеринбург (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2019 г.), лауреат
- «Международный форум по когнитивным нейронаукам "COGNITIVE NEUROSCIENCE — 2018"», 6-8 ноября 2018 года, Екатеринбург (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2018 г.), номинант
- «V Международный Конгресс памяти А.Р. Лурия "Луриевский подход в мировой психологической науке"», 13-16 октября 2017 года, Екатеринбург (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2017 г.), победитель
- Евгения Кирилловна Исаенко, 28.12.2020