16 декабря 2017 , суббота

Известные психологи

Харламенкова Наталья Евгеньевна,

Доктор психологических наук, профессор.

Заведующая лабораторией психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях Института психологии РАН. Заведующая кафедрой психологии личности факультета психологии Государственного академического университета гуманитарных наук.

В 1980 г. закончила факультет психологии МГУ им . М.В. Ломоносова, затем – аспирантуру Института психологии АН СССР.

В 1992 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Влияние когнитивного стиля и социальных установок личности на особенности целеполагания», а в 2004 г. — докторскую диссертацию на тему «Генез самоутверждения личности в процессе взросления».

Научные интересы: специалист в области психологии личности и психологии развития. Приоритетными проблемами исследования являются генез, структура и механизмы самоутверждения личности; гендерная идентичность и ее особенности в норме и при аномалиях полового развития, роль отца в дифференциации гендерной идентичности; спонтанность как критерий зрелости личности.

Читает курсы:

  • Общая психология;
  • Психология личности;
  • Психология мотивации и воли;
  • Экспериментальная психология;
  • Проективные методы исследования личности.

в вузах:

  • Московский педагогический государственный университет;
  • Московский открытый социальный университет;
  • Московский институт психоанализа;
  • Институт практической психологии и психоанализа;
  • Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет;
  • Государственный академический университет гуманитарных наук;
  • Московский гуманитарный университет. 

Основные труды:

  • Проблема самоутверждения личности в философии и психологии (к истории проблемы). В соавторстве с Е.П. Никитиным / Вопросы философии. 1995, № 8. С. 73-91;
  • Тематический апперцептивный тест: диагностика и применение. М., МОСУ, 2000;
  • Разработка валидной процедуры оценки самоутверждения личности. В соавторстве с Е.П. Никитиной / Психологический журнал, 2000, Т. 21,№ 6. С. 67-76;
  • Феномен человеческого самоутверждения. СПб., Алетейя, 2000. В соавторстве с Е.П. Никитиным; 
  • Возможности заместительной гормональной терапии в решении проблем психосоциальной адаптации девочек с первичным эстрогенным дефицитом / Акушерство и гинекология. Женские болезни. 2003. № 5 С.39-45. В соавторстве с Е.В. Уваровой, Н.А. Астаховой.
  • Самоутверждение подростка. М: Издательство Института психологии РАН, 2004.
  • Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. СПб.: Алетейя. 2000. 217 с.
  • Самоутверждение подростка. М.: Изд-во «Институт психологии  РАН», 2004, 2007.
  • Проблема опосредствования в истории и теории психологии Психологический журнал, 2008. Т. 29. № 2. С. 41–51.
  • Научные основания и теоретико-эмпирическое переосмысление   принципа детерминизма в субъектно-деятельностном подходе Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 2. С. 17–28.
  • Анализ единичного случая как метод исследования личности Журнал практического психолога. 2014.  № 2. С. 9–24.
    Жизнь ученого – поиск и открытие неявного знания в явном: к юбилею Л.И. Анцыферовой Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 6. С. 5–16.
  • Харламенкова Н.Е., Кумыкова Е.В., Рубченко А.К. Психологическая сепарация: подходы, проблемы, механизмы. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. – 367 с.
  • Тарабрина Н.В., Харламенкова Н.Е., Никитина Д.А. Уровень посттравматического стресса и психопатологическая симптоматика у больных, оперированных по поводу менингиомы Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 3. C. 32–49.
  • Харламенкова Н.Е. Переживание утраты в пожилом возрасте Психологические исследования личности: история, современное состояние, перспективы / Отв. ред.  М.И. Воловикова, А.Л. Журавлев, Н.Е. Харламенкова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. 448 с. С. 169—191.
  • Компенсация как один из механизмов психического развития личности Принцип развития в современной психологии / Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2016. С. 235–253.
  • Интенсивность посттравматического стресса как отсроченной реакции на травматические события в разные периоды взрослости Человек. Сообщество. Управление. 2016. Т. 17. № 1. С. 42–56.  

Разработан и апробирован сетевой учебно-методический комплекс электронных средств по учебной дисциплине «Психология личности» (2004).


16+
Информация об издании

Правила публикации

Разработчик портала Versus Ltd

© 2004—2017 · Психологическая газета
При использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на www.psy.su


Мобильное приложение