16+
Выходит с 1995 года
25 мая 2024

Кто есть кто

Нина Гавриловна Салмина

Нина Гавриловна Салмина

Москва

Доктор психологических наук, профессор. Заслуженный профессор МГУ.

Профессор кафедры педагогической психологии и педагогики факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Член специализированных советов по защите кандидатских диссертаций на факультете психологии МГУ, в Психологическом Институте РАО, в Исследовательском Центре семьи и детства, в Исследовательском центре проблем качества подготовки специалистов.

Член редколлегий журналов «Культурно-историческая психология», «Психологическая наука и образование», «Психология обучения».

В 1954 г. окончила отделение психологии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. По рекомендации С.Л. Рубенштейна была принята в аспирантуру Ленинградского государственного педагогического института им. Герцена.

В 1961 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Формирование обобщений в раннем детстве». В 1988 г. - докторскую диссертацию на тему «Структура, функционирование, формирование знаково-символической деятельности».

С 1962 г. работает в МГУ им. М.В. Ломоносова на философском факультете, отделение психологии, затем на психологическом факультете (после его образования).  С 1993 года профессор Международного образовательного и психологического колледжа, на основе которого был создан МГППУ.

Научные интересы:

  • становление знаково-символической деятельности у детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • диагностика и коррекция когнитивного и  личностного развития
  • построение развивающих программ для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Главное направление исследований - изучение закономерностей процесса усвоения знаний, диагностика познавательной деятельности, разработка обучающих программ. В результате исследования выделена структура знаково-символической деятельности, ее виды, особенности развития семиотической функции в онтогенезе; разработаны формирующие программы по введению в мир символики для разных возрастных ступеней. Проблема диагностики познавательного развития исследуется в плане разработки показателей и диагностических методик по определению готовности детей к школе. Особое место занимает проблема разработки принципов построения учебного предмета и реализации их в конкретных обучающих программах. С коллективом сотрудников разработаны обучающие программы для детей дошкольного возраста и начала школьного обучения.

В течение многих лет принимала участие в построении курса «Математика для начальной школы». Разрабатывала проблему материализации как этапа формирования умственных действий в теории П.Я. Гальперина «Поэтапное формирование умственных действий».

Последние годы основная работа велась по содержанию дошкольного образования и по строению программ, а также вопросам готовности детей к школе, которые в настоящее время оформились в проблему «Трудности детей при вхождении в школьную жизнь».

Читает курсы:

  • «Теории и технологии разработки развивающих игр для детей дошкольного и младшего школьного возраста»,
  • «Возрастная психология»,
  • «Современные проблемы образования в дошкольном и младшем школьном возрастах»,
  • «Диагностика трудностей детей на первом году обучения в школе»,
  • «Обучение математике в начальной школе на основе деятельностной теории учения».

Основные публикации: автор более 220 научных и методических работ, в том числе

  • Методика обучения математике. Формирование приемов математического мышления (в соавторстве) (2019, 2020)
  • Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий (в соавторстве) (2010, 2014)
  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли (в соавторстве) (2009, 2014)
  • Диагностика развития детей 5 – 9 лет. Хрестоматия (в соавторстве) (2009)
  • Диагностика развития детей 5 – 9 лет. Методическое пособие (в соавторстве) (2009)
  • Программа обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора» (в соавторстве) (2007)
  • Психологическая диагностика развития младшего школьника (в соавторстве) (2006)
  • Диагностика развивающего эффекта использования здоровьесберегающей деятельностной технологии обучения: Учебно-методическое пособие (в соавторстве) (2003)
  • Диагностика и коррекция готовности детей к изучению математики в начальной школе (анализ причин трудностей) (в соавторсте) (2000)
  • Диагностика и коррекция произвольности в дошкольном и младшем школьном возрастах (в соавторстве) (1999, 2002)
  • Путешествие в мир знаков: Учебник для первого класса (1998, 1999)
  • Математика (1 класс): Учебное пособие для учителей (в соавторстве) (1998)
  • Деятельный подход к построению учебных курсов в ВУЗе на примере курса Электрохимические методы анализа (в соавторстве) (1995)
  • Дети. Мир звуков. Музыка (в соавторстве) (1991)
  • Знак и символ в обучении (1988)
  • Виды и функции материализации в обучении (1976, 1985)
  • Обучение математике в начальной школе (на основе эксперментальной программы) (в соавторстве) (1975)

Награды:

  • медаль «Ветеран труда» (1986)
  • лауреат премии Президента РФ в области образования за вклад в разработку деятельностного подхода к развитию психики (1997).
Статьи и интервью в «Психологической газете»
Поздравления с днём рождения
  • Полина Тимофеевна Морозова

    Уважаемая Нина Гавриловна! От всей души поздравляю Вас с днем рождения! Счастья, здоровья, долгих лет жизни, светлых мыслей!

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»