18+
Выходит с 1995 года
21 ноября 2024

Кто есть кто

Александр Николаевич Веракса

Александр Николаевич Веракса

Москва

Доктор психологических наук, доцент. Действительный член (академик) РАО.

Заместитель директора по научно-организационному развитию, заведующий лабораторией психологии детства и цифровой социализации Психологического института РАО. Заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Член диссертационного совета при факультете психологии МГУ. Главный научный сотрудник лаборатории психолого-педагогических основ развивающего дошкольного образования Института изучения детства, семьи и воспитания РАО.

Заместитель главного редактора журнала «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология». Член редколлегии журналов European Journal of Sport Science, Health Psychology Report, Journal of Sport and Health Science, American Journal of Applied Psychology, Psychology in Russia: State of the Art, «Современное дошкольное образование: теория и практика», «Российский военно-психологический журнал».

Вице-президент, директор Российского психологического общества, член Президиума РПО. Действительный член Академии военных наук. Член International Union of Psychological Science, European Federation of Psyhologists' Associations, European Early Childhood Education Research Association.

Член экспертного совета ВАК по педагогике и психологии Минобрнауки РФ.

В 2005 г. окончил факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, в 2007 г. - магистратуру Манчестерского университета в обюласти психологического консультирования, в 2008 г. - аспирантуру факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. В 2012 году проходил стажировку в Global Innovation Lab, США.

В 2008 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Особенности символического опосредствования в познавательной деятельности младших школьников», в 2014 г. - докторскую диссертацию на тему «Символическое опосредствование в познавательной деятельности дошкольников и младших школьников».

С 2009 г. работает на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова: доцент, профессор кафедры методологии психологии. С 2017 г. заведует кафедрой психологии образования и педагогики.

В 2016 г. был избран членом-корреспондентом Российской академии образования, в 2021 г. — действительным членом РАО.

Область научных интересов:

  • психология развития, возрастная психология
  • познавательное развитие
  • социальная психология развития
  • психология образования
  • психология искусства
  • психология спорта
  • символическое и знаковое опосредствование в познавательной деятельности

Научные проекты:

  • Нейрокогнитивное лонгитюдное исследование регуляторных функций в детском возрасте, 2016-2018 (участник)
  • Разработка мобильной системы диагностики и формирования профессионально важных качеств спортсменов, 2015 (участник)
  • Изучение регуляции когнитивных процессов в детском возрасте, 2014-2016 (руководитель)
  • Разработка комплексной программы медико-психологической реабилитации и психологической коррекции в системе МЧС России,
  • Разработка модели психологической подготовки спортсменов с применением технологии отслеживания глазодвигательной активности, 2014-2015 (участник)
  • Морфофункциональные, генетические и психологические аспекты формирования дефинитивного фенотипа спортсменов: междисциплинарный подход, 2013-2015 (участник)
  • Интерференция психических процессов: модели и механизмы, 2013-2015 (участник)
  • Разработка модели достижений оптимального психологического состояния в профессиональном спорте, 2012-2013 (участник)
  • Разработка и апробация инструментария, направленного на изучение произвольности протекания когнитивных функций в детском возрасте, 2012-2013 (руководитель)
  • Применение технологий виртуальной реальности в разработке инновационных методов изучения когнитивных процессов человека, 2012-2013 (участник)
  • Разработка методологических основ моделирования психологических и психофизиологических механизмов функциональных состояний с использованием супервычислителей, 2011-2012 (участник)
  • Генезис и функции знаково-символических средств и механизмов темпоральной перцепции в спорте, 2011-2013 (руководитель)
  • Разработка и апробация психологических методов подготовки спортсменов в индивидуальных и командных видах спорта, 2011-2013 (участник)
  • Разработка инновационных технологий психологического и психофизиологического сопровождения подготовки профессионального спортсмена, 2010-2013 (участник)
  • Методологические проблемы применения современных информационных технологий в области психологии безопасности, 2010-2012 (участник)
  • Разработка методов формирования психологической подготовки в детско-юношеском спорте, 2009-2011 (участник)
  • Разработка инновационных методов психологической работы со спортсменами, 2009-2011 (участник)

Читает курсы:

  • Введение в психологию спорта
  • Введение в спортивную психологию
  • Основы спортивной психологии
  • Инновационные методы в спортивной психологии
  • Эмпирические исследования в психологии спорта
  • Аппаратурные методы работы спортивного психолога
  • Педагогика и психология художественного творчества
  • Подготовка литературного обзора

Основные публикации: более 400 работ, в том числе

  • Веракса А.Н. и др. Педагогическая психология. М.: Издательский дом МГУ, 2024. 637 с.
  • Veraksa A., Solovieva Y., Cunha de Araujo G. Education and Development in Early Years From Cultural-historical Theory. Lausanne, Switzerland: Frontiers Media SA, 2024.
  • Solovieva Yu., Veraksa A., Quintanar L., Sidneva A., Plotnikova V. Formaci?n de la acci?n de medici?n y del concepto de medida. Programas interactivos para maestros de primaria. Mexico: Primera Edicion, 2023. 204 с.
  • Veraksa A. et al. Child Development in Russia. Cham, Switzerland: Springer International Publishing AG, 2022. 265 с.
  • Веракса А.Н. и др. Методические рекомендации по развитию эмоциональной компетентности у детей дошкольного возраста. — Якутск: Смик-Мастер, 2022. 15 с.
  • Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Пространство детской реализации: проектная деятельность: от рождения до школы: 5-7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2020; Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2021.
  • Веракса А.Н. и др. Развитие саморегуляции у дошкольников. 5-7 лет: методы диагностики, методические рекомендации, нормы выполнения методик / под ред. А.Н. Вераксы. — М.: Мозаика-Синтез, 2019; Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2020, 2021.
  • Веракса А.Н. и др. Психология спорта: монография / под ред. Ю.П. Зинченко. — М.: Изд-во Московского ун-та, 2019; 2-е изд. — М.: Изд-во Московского ун-та, 2021.
  • Веракса А.Н. и др. Психология саморегуляции. Эволюция подходов и вызовы времени: коллективная монография / под ред. Ю.П. Зинченко и В.И. Моросановой. — М.; СПб: Нестор-История, 2020.
  • Веракса А.Н., Консон Г.Р. Символический образ — когнитивное средство освоения содержания явлений действительности в дошкольном возрасте (к постановке проблемы) // Искусствоведение в контексте других наук в современном мире. Параллели и взаимодействия: сборник трудов Международной научной конференции, 21-26 апреля 2019 года. — М.: Филинъ, 2020. — С. 347-356.
  • Веракса А.Н., Горовая А.Е., Грушко А.И., Леонов С.В. Мысленная тренировка в психологической подготовке спортсмена. — М., 2016.
  • Веракса Н.Е., Веракса А.Н., Репина Т.А. Социальная психология дошкольника: учебное пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2016.
  • Веракса А.Н. Как воспитать чемпиона: шпаргалка для родителей. — М.: Мозаика-синтез, 2016.
  • Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Детская психология: учебник. — М.: Юрайт, 2014.
  • Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Дошкольная педагогика и психология. Хрестоматия. — М., 2014.
  • Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы: подготовительная к школе группа: тетрадь для мониторинга детского развития. — М.: Мозаика-Синтез, 2013.
  • Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  • Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Мониторинг результатов освоения программы «От рождения до школы». Подготовительная группа. — М.: Мозаика-Синтез, 2011, 2012.
  • Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду: пособие для психологов и педагогов: для занятий с детьми 3-7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2011; 2-е изд., испр. — М.: Мозаика-Синтез, 2012, 2014.
  • Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Социальная психология. Учебник. — М.: Академия, 2011.
  • Веракса А.Н. и др. Психология спорта: монография / под общ. ред. В.А. Садовничего. — М.: МГУ, 2011.
  • Веракса А.Н. Символическое опосредствование в познавательной деятельности. — М.: МГУ, 2010.
  • Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника: 5-7 лет. — М., 2009, 2012, 2014, 2016; Изд. 2-е, доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2018; 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2022.
  • Веракса Н.Е., Веракса А.Н. История возрастной психологии: детская психология: учебное пособие. — М.: Академия, 2008.
  • Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений: для работы с детьми 5-7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2008, 2010, 2014.
  • Дьяченко О.М., Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Как развивается дошкольник? О чем нужно помнить психологам, педагогам и родителям. — М.: Чистые пруды, 2007.
  • Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-Синтез, 2006, 2008.
  • Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника: пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Награды:

  • Стипендия Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова молодым преподавателям и научным сотрудникам, добившихся значительных результатов в педагогической и научно-исследовательской деятельности (2010 год)
  • Грант поддержки талантливых студентов, аспирантов и молодых ученых МГУ имени М.В.Ломоносова за монографию «Символическое опосредствование в познавательной деятельности» (2011 год)
  • Грант Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых (2011, 2013 год)
  • Благодарность Департамента образования г. Москвы (2012 год)
  • Благодарственное письмо Общественной палаты РФ (2015 год)
  • Медаль «Молодым ученым за успехи в науке» от Российской академии образования (2015 год)
  • Грамота Российского психологического общества (2012 год)
  • Премия Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых за 2019 год за «лонгитюдное кросс-культурное исследование когнитивного развития детей дошкольного и школьного возраста» (2020 год)
Упоминания в проектах Национального конкурса «Золотая Психея»
Поздравления с днём рождения
  • Всеволод Олегович Копытин

    Уважаемый Александр Николаевич, от всей души поздравляю с днем рождения! Успехов, здоровья, вдохновения!

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»