Кто есть кто
Игорь Александрович Васильев
Доктор психологических наук, профессор.
Профессор кафедры общей психологии факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Профессор кафедры общей психологии Московского института психоанализа. Член диссертационного совета при факультете психологии МГУ.
Член Российского психологического общества.
В 1970 г. с отличием окончил факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. В этом же году стал стал младшим научным сотрудником на кафедре общей психологии в лаборатории психологии мышления.
В 1976 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Теоретическое и экспериментальное исследование интеллектуальных эмоций», в 1998 г. - докторскую диссертацию на тему «Мотивационно эмоциональная регуляция мыслительной деятельности».
С 1977 г. работает на кафедре общей психологии факультета психологии МГУ: ассстент, доцент, профессор.
С 1980 по 1981 гг. являлся стипендиатом DAAD (немецкая служба академических обменов), Рурский университет, г. Бохум, ФРГ, институт психологии, кафедра общей психологии и психологии развития.
В 1991 г. был приглашен в качестве гостя-исследователя в проектную группу когнитивной антропологии Общества Макса Планка (ФРГ). Приглашение служило цели подготовки и проведения совместного исследовательского проекта в области «решения сложных проблем», университет Бамберг, кафедра психологии (зав. кафедрой проф. Д.Дернер).
В 1993 г. — стипендиат DAAD, университет Оснабрюк, кафедра дифференциальной психологии и исследования личности.
В 1994 г. — стипендиат DFG (немецкое исследовательское общество), университет Оснабрюк, кафедра дифференциальной психологии и исследования личности.
Сфера научных интересов:
- компьютерное моделирование ситуаций для психологического эксперимента в области психологии мышления, мотивации и эмоциональной регуляции деятельности;
- компьютерное моделирование сложных ситуаций, в частности, в области предпринимательства и менеджмента для исследования стратегического мышления предпринимателей и менеджеров;
- диагностика типа и уровня самоуправления человека в сложных ситуациях, создание и адаптация инструментов диагностики;
- исследование мотивационной и эмоциональной регуляции мышления при взаимодействии человека со сложными системами, представленными в форме компьютерных моделей.
Обосновал и развил новое научное направление «Концепция мотивационно-эмоциональной регуляции мыслительной деятельности на разных этапах её осуществления».
Разработал методы диагностики типа и уровня самоуправления человека в сложных ситуациях, адаптировал к русской популяции батарею методов диагностики самоуправления, разработанной в лаборатории проф. Ю.Куля (Германия).
Читает курсы:
- Комплексное исследование мотивационно-эмоциональной регуляции интеллектуальной деятельности
- Фундаментальная психология перед вызовами современности
- Психология мышления и речи
- Общая психология. Мышление и речь
- Эксперимент и типы исследований в психологии
- Мотивационная и эмоциональная регуляция мыслительной деятельности
- Психология мотивации и целеобразования
Основные публикации:
- К анализу процессов целеобразования // Психологические исследования творческой деятельности. М.: Наука, 1975. (в соавт. с В.А.Тереховым).
- История и современное состояние проблемы интеллектуальных эмоций и чувств // "Искусственный интеллект" и психология. - М.: Наука, 1976.
- Соотношение процессов целеобразования и интеллектуальных эмоций в ходе решения мыслительных задач // Психологические механизмы целеобразования. - М.: Наука, 1977.
- Эмоции и мышление. - М.: Изд-во Московского университета, 1980. (в соавт. с В.Л.Поплужным, О.К.Тихомировым).
- Мотивация и контроль за действием. - М.: Изд-во Московского университета, 1991. (в соавт. с М.Ш.Магомед-Эминовым).
- Развитие деятельностного подхода в психологии мышления // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии (Школа А.Н.Леонтьева). - М. Смысл, 1999. (в соавт. с О.К.Тихомировым, Ю.Д.Бабаевой, Н.Б.Березанской, А.Е.Войскунским).
- К вопросу о возникновении эмоций в структуре мыслительной деятельности // Психология технического творчества (Материалы докладов симпозиума). - М.
- Исследование процессов целеобразования при решении мыслительных задач // Вопросы психологии. - 1975. - №1. (в соавт. с В.А.Тереховым).
- Психологический анализ некоторых условий возникновения интеллектуальных эмоций // Труды IV международной конференции по искусственному интеллекту. - М.: Изд-во АН СССР, 1975.
- Исследования соотношения познавательных и эмоциональных процессов в американской психологии // Вопросы психологии. - 1976. - №2.
- К анализу условий возникновения интеллектуальных эмоций // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. - М.: Изд-во Московского университета, 1979.
- Анализ современной информационной концепции мышления // Вопросы психологии. - 1983. - №5.
- Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности. // Актуальные проблемы современной психологии. - М.: Изд-во Московского университета, 1983.
- Влияние индивидуальных психологических различий на процесс решения проблем // Вопросы психологии. - 1985 - №1 ( в соавт. с Ю.Куль, ФРГ).
- An Information-processing perspectiveon motivation: Intrinsic task-involvement, problem-solving, and the complexity of action plans // In G.D'Ydewalle (Ed) Cognition, In-formation Processing, and Motivation. Amsterdam: North-Holland, 1985 (в со-авт. с Ю.Куль, ФРГ).
- Особенности мотивации и целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов // Вестн. Моск. Ун-та, серия 14, психология, 1987, №2. (в соавт. с Р.Р.Бибрих).
- Эмоции в системе мыслительной деятельности // Эмоциональная регуляция учебной деятельности. - М., 1988, АН СССР.
- К вопросу о личностных детерминантах мыслительной деятельности // Вестн. Моск. Ун-та, серия 14, психология, 1989, №3. (в соавт. с Хусаиновой Н.Р.).
- Эмоциональная регуляция творческой деятельности. - Симферополь, 1991.
- Гуманитарная и естественнонаучная парадигмы в современных исследованиях эмоций // Психологический журнал. - 1992. - №6.
- Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности // Психологический журнал. - 1998.
- Актуальные проблемы психологии мышления: Учебное пособие. - М, 2011.
- Мотивация творческой деятельности. - М.: ИП РАН, 2011 (в соавт.).
- Психология мотивации и целеобразования. Материалы для подготовки к спецкурсу: Учебное пособие. - М., 2011.
- Психология мышления. Классические школы: Учебное пособие. - М., 2011.
- Михаил Евгеньевич Иванов, 05.06.2020