16+
Выходит с 1995 года
24 апреля 2024

Кто есть кто

Елена Викторовна Высоцкая

Елена Викторовна Высоцкая

Москва

Кандидат психологических наук.

Ведущий научный сотрудник лаборатории психологии младшего школьника Психологического института РАО. Учитель химии Лицея №1553 им. В.И. Вернадского г. Москвы.

В 1981 г. окончила химический факультет Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина, в 1990 г. — аспирантуру НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР.

В 1991 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Психологические особенности введения школьников в содержание научных понятий при использовании предметно-ориентированных компьютерных учебных сред».

В 1981-1985 гг. работала учителем химии в школе №91 РАО.

С 1991 г. работает в НИИ ОПП АПН СССР (сейчас — ПИ РАО).

С 1995 г. — учитель химии Лицея №1553 г. Москвы.

В 2004-2011 гг. — научный сотрудник лаборатории педагогической психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

В 2008-2010 г. преподавала спецкурс «Теория П.Я.Гальперина» для студентов МГППУ.

Научные интересы связаны с проблематикой формирования научно-теоретического мышления у подростков, организации развивающего обучения естествознанию и другим школьным предметам. По этой тематике ею разработаны оригинальные методики формирования и изучения условий образования начальных естественнонаучных понятий, созданы образцовые учебные среды поддержки исследовательской деятельности детей для предметов основной общеобразовательной школы, разработаны и внедряются в практику школьного обучения подростков инновационные учебные пособия и комплекты дидактико-методических материалов.

Соавтор курсов химии и природоведения в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова. Автор экспериментального курса химии для 6–9 классов системы развивающего обучения.

Основные публикации:

  • Деятельностный подход в образовании: коллективная монография / Высоцкая Е.В. и др. М.: Авторский клуб, 2018-2021.
  • How Do Primary Schoolchildren Use Concept Definitions in Recognition Tasks? Orientation Towards Given Knowledge in Two Different Educational Systems / Sidneva A.N., Vysotskaya E.V., Korotaeva I.V., Mozharovsky I.L., Shinelis V.A. // Psychology in Russia: State of the Art, 2020. том 13, № 2, с. 29-46
  • Orientation towards given knowledge: conceptual basis and research perspectives / A. Sidneva, E. Vysotskaya // Proceedings of the PME and Yandex Russian conference “Technology and Psychology for Mathematics Education”. Moscow: HSE Publ., 2019, pp. 210-217
  • Трансляция научных понятий в школьном обучении: от П.Я. Гальперина к В.В.Давыдову / Высоцкая Е.В., Лобанова А.Д., Рехтман И.В., Сиднева А.Н. // Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 115-летию со дня рождения П.Я. Гальперина. М.: МГУ, 2017.
  • Природоведение, или О чем расскажут естественные науки / Е.В. Высоцкая, А.Д. Лобанова, С.Б. Хребтова, М.А. Янишевская. М.: Авторский клуб, 2019-2022.
  • Деятельностный подход к преподаванию химии и экологии в основной школе: пропедевтический курс / Т.А. Боровских, Е.В. Высоцкая, И.В. Рехтман, С.Б. Хребтова. М.: МПГУ, 2016. 210 с.
  • Лаборатория загадок. Введение в химию (первый год обучения): рабочие материалы / Высоцкая Е.В., Рехтман И.В., Хребтова С.Б. М.: Авторский клуб, 2016. 114 с.
  • Введение в химию: деятельностная пропедевтика начальных понятий учебного предмета / Высоцкая Е.В., Рехтман И.В., Хребтова С.Б. М.: Авторский клуб, 2015. 78 с.
  • Деятельностный подход к построению учебных предметов. Химия как учебный предмет / Е.В. Высоцкая, И.В. Рехтман. М.: Авторский клуб, 2015. 91 с.
  • Оценка метапредметных компетенций выпускников начальной школы / Высоцкая Е.В. и др. М.: МГППУ, 2015. 169 с.
  • Природоведение: деятельностный подход к естественно-научному образованию подростков / Высоцкая Е.В., Хребтова С.Б., Янишевская М.А. М.: Авторский клуб, 2015. 96 с.
  • Пропорции и отношения: пропедевтический курс в системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова / Высоцкая Е.В., Хребтова С.Б., Янишевская М.А. М.: Авторский клуб, 2015. 56 с.
  • Химия в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова: деятельностная пропедевтика начальных понятий учебного предмета / Высоцкая Е.В., Рехтман И.В., Хребтова С.Б. М.: Авторский клуб, 2015. 78 с.
  • Природоведение 5 класс. В 2-х частях / Высоцкая Е.В., Воронцов А.Б., Львовский В.А., Хребтова С.Б., Чудинова Е.В., Янишевская М.А. М.: Авторский клуб, 2013. 227 с.
  • Тесты. Химия 11 класс. Варианты и ответы централизованного (аттестационного) тестирования / Оржековский П.А. и др. М., 2002. 48 с.

Награды:

  • Почетная грамота Министерства образования РФ (1998)
  • лауреат Гранта Москвы в области образования (2002, 2004)
  • медаль имени В.В. Давыдова РАО — за вклад в развитие системы развивающего обучения (2020)

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»