Кто есть кто
Елена Павловна Кораблина
Доктор психологических наук, профессор.
Профессор кафедры психологии профессиональной деятельности и информационных технологий в образовании Института психологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Создатель магистерской программы «Психологическое консультирование» РГПУ.
Член Координационного совета Санкт-Петербургского психологического общества, член Ревизионной комиссии СПбПО. Член Координационного совета Гильдии тренинга и психотерапии.
Ведущий специалист в области психологического консультирования. Имеет международные сертификаты по трем направлениям психотерапии и психологического консультирования: гештальт-терапия, экзистенциально-гуманистическая терапия и кататимно-имагинативная терапия.
Окончила факультет психологии Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова. Изучала психологическое консультирование и психотерапию в Институте психотерапии и консультирования «Гармония» (Санкт-Петербург); в Санкт-Петербургском институте гештальта Международной федерации организаций, преподающих гештальт (FORGE); в Международном институте гуманистических исследований по программе Дж. Бьюдженталя (Калифорния, США), обучалась по программе международного общества Кататимного переживания образов и имагинативных методов психотерапии (МОКПО).
В 1990 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Становление психологической готовности к инженерной деятельности у студентов технического ВУЗа», в 2006 году — докторскую диссертацию на тему «Психология подготовки к профессиональной деятельности психолога-консультанта».
Сфера научно-практических интересов:
- психологическое консультирование,
- психологические аспекты помогающих профессий,
- психологическая готовность к профессиональной деятельности,
- психология помогающей деятельности,
- методология и методы оказания психологической помощи,
- применение экзистенциально-гуманистического подхода в психологическом консультировании,
- феноменологический метод формирования сознательной дипломатичности.
Более двадцати лет преподает психологию, проводит обучающие семинары и тренинговые группы в контексте экзистенциально-гуманистического и символ-драматического подходов к формированию сознательной дипломатичности специалистов помогающих профессий.
Под научным руководством Е.П. Кораблиной в практику деятельности Института психологии РГПУ им. А.И. Герцена внедрена инновационная модель подготовки психолога-консультанта, положенная в основу действующей магистерской программы «Психологическое консультирование в профессиональной деятельности и межличностном взаимодействии».
Читает курсы:
- «Профессиональная этика»,
- «Основы психологического консультирования, психопрофилактики, психокоррекции и психотерапии»,
- «Экзистенциально-гуманистические принципы психологической помощи и консультирования»,
- «Методология и методы психологической помощи»,
- «Основы профессиональной подготовки помогающего специалиста»,
- «Супервизия»,
Последние 15 лет участвует в психологической подготовке и поддержке персонала ООО «КИНЕФ».
Принимает активное участие в группе по разработке законопроекта «О психологической помощи населению в городе Санкт-Петербурге» при комиссии по образованию, культуре и науке Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
Основные публикации: более 100 научных работ, в том числе:
- Психологическое консультирование: Практическое пособие для вузов / под ред. Е.П. Кораблиной. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2018, 2023. 222 с. (соавт. Акиндинова И.А., Баканова А.А., Родина А.М.).
- Прикладные технологии профессиональной психологической помощи: монография. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2022. 135 с. (в соавторстве)
- Этюды о профессии психолог-консультант: ценностно-смысловой подход: монография. 3-е изд. СПб: Айсинг, 2022. 219 с.
- Комплексная психологическая помощь в образовании и здравоохранении: материалы XI Научно-практической конференции, 20 декабря 2021 год / науч. ред. Е.П. Кораблина, И.А. Романченко. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2021.
- Комплексная психологическая помощь в образовании и здравоохранении: материалы 10-й Научно-практической конференции, 14 декабря 2020 года / науч. ред. Е.П. Кораблина, И.А. Романченко. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2020.
- Профессиональная этика и служебный этикет: учебно-методический комплекс по изучению дисциплины. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. 209 с. (соавт. С.Б. Пашкин).
- Комплексная психологическая помощь в образовании и здравоохранении (истории и развитию школьной психологии посвящается): материалы 9 научно-практической конференции 16 декабря 2019 года / науч. ред. Е.П. Кораблина, И.А. Романченко. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019.
- Психологическая помощь: Практическое пособие / под ред. Е.П. Кораблиной. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2018. 222 с. (соавт. Акиндинова И.А., Баканова А.А., Родина А.М.).
- Самопомощь в процессе профессиональной подготовки психологов-консультантов: Учебно-методическое пособие. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. 63 с. (соавт. Пашкин С.Б.).
- Комплексная психологическая помощь в образовании и здравоохранении: материалы 8-й Научно-практической конференции, 10 декабря 2018 года / науч. ред. Е.П. Кораблина, И.А. Романченко. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018.
- Профессиональная психологическая помощь и консультирование: Учебно-методическое пособие. 2-е изд., доп. и испр. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. 63 с.
- Прикладные технологии в психологическом консультировании: коллективная монография. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. 63 с. (соавт. М.А. Коргожа, С.Б. Пашкин).
- Вариативность психологической помощи: Монография. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2016.
- Прикладные технологии в психологии межличностных отношений: Учебно-методическое пособие. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. 51 с. (соавт. Смарышева В.А., Грибанова О.Н.).
- Прикладные психологические технологии: коллективная монография / СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. 119 с.
- Комплексная психологическая помощь в образовании и здравоохранении: материалы 5-й научно-практической конференции, 14 декабря 2015 года / науч. ред. Е.П. Кораблина, И.А. Романченко. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015.
- Комплексная психологическая помощь в образовании [Текст] : материалы IV Научно-практической конференции, 15 декабря 2014 года /науч. ред. Е.П. Кораблина, И.А. Романченко. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2014.
- Интегративный подход к подготовке специалистов в области психолого-социальной помощи // Сборник материалов IV Всероссийской научно-практической ( заочной) конференции «Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей» Санкт-Петербург, 3-4 апреля 2014 (соавт Манина Е.В.).
- Профессиональные особенности специалистов помогающей и инженерной деятельности // Сборник научных трудов, Региональная общественная организация ученых: Балтийская педагогическая академия. Отделение практической психологии и социальных технологий. Международная секция БПА. Теоретические и прикладные проблемы социальных наук. СПб, 2014. С. 41-43 (соавт Поюнова В.С.).
- Психологическая помощь молодым специалистам в осознании профессиональной роли // Комплексная психологическая помощь в образовании материалы третьей научно-практической конференции с международным участием. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. С. 30-32 (соавт Коргожа М.А.).
- Феноменологический метод в изучении отношения к профессиональной деятельности // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 14 / Под ред. Л.А. Коростылевой. СПб: Изд-во С.-Петрб. ун-та, 2013. С. 151-157 (соавт. Лебедева И.Г.).
- Формирование мотивации у молодых специалистов в условиях профессиональной адаптации // Комплексная психологическая помощь в образовании материалы третьей научно-практической конференции с международным участием. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. С. 32-34 (соавт Павлова Т.С, Поюнова В.С.).
- Комплексная психологическая помощь в образовании: материалы III научно-практической конференции с международным участием, 16 декабря 2013 года / науч. ред. Е.П. Кораблина, И.А. Романченко. СПб: Изд-во РГПУ, 2013.
- Формирование психологической готовности студентов к выполнению профессиональной роли // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2012. №148.
- Становление профессиональной психологической помощи и консультирования // Известия Смоленского государственного университета. 2012. №3. С. 510-521.
- Профессиографическое исследование деятельности психолога-консультанта // Ученые записки СПбГИПСР. 2012. Вып. 1. Том 17.
- Профессиональная психологическая помощь и консультирование: Учебно-методическое пособие. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. 63 с.
- Своеобразие становления в профессиональной деятельности психолога-консультанта. Сборник статей памяти А.И. Захарова. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. 63 с.
- Осознание образа профессиональной роли как способ формирования самосознания студентов // Многообразие психологической помощи: Коллективная монография. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. С. 29-33.
- Многообразие психологической помощи. Вып. 3 / науч. ред. Е.П. Кораблина. СПб: Изд-во РГПУ, 2010. 95 с.
- Феноменологические методы в психолого-педагогической практике // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2010. №128.
- Многообразие психологической помощи / науч. ред. Е.П. Кораблина. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. 86 с.
- Двенадцать лет моей прекрасной жизни: биографический метод в стихотворной форме. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. 71 с.
- Феноменологический анализ как качественный метод исследования. Методические комментарии. 2007.
- Психологическая помощь и консультирование в практической психологии. 2006.
- Особенности подготовки психолога-консультанта к профессиональной деятельности // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2005. Том. 5. №12.
- Профессия психолог-консультант: Монография. СПб: Изд-во РГПУ, 2003. 155 с.
- Теоретические и прикладные аспекты помогающей деятельности // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2003. Т. 3. №6.
- Искусство исцеления души: Этюды о психологической помощи. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Союз, 2001. 319 с. (соавт. И.А. Акиндинова, А.А. Баканова, А.М. Родина).
- Психологическая помощь и коррекция: Метод. пособие к практ. занятиям по курсу. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. 60 с. (соавт. И.А. Акиндинова, А.А. Баканова, А.М. Родина).
- Формирование готовности к помогающей деятельности: Учебное пособие.
- «Юбилейная школа Гильдии психотерапии и тренинга "30 лет. Время свершений"», 16 - 17 мая 2019 года, Санкт-Петербург (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2019 г.), номинант
- «Психологическая готовность к счастливой жизни», мастер-класс (в номинации «Мастер-класс года для психологов», 2019 г.), номинант
- Маргарита Дмитриевна Синица, 01.12.2020