Кто есть кто
Оксана Владимировна Защиринская
Доктор психологических наук, доцент.
Профессор кафедры педагогики и педагогической психологии факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета. Заведующий кафедрой психотравматологии факультета психологии и философии человека Российской христианской гуманитарной академии им. Ф.М. Достоевского. Доцент кафедры клинической психологии и психологической помощи Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Преподаватель Института практической психологии «Иматон». Преподаватель Московского института психоанализа. Научный руководитель Информационно-консультационного центра «Психометрика».
Президент некоммерческой организации «Евразийский консорциум по травматическому стрессу и психотравме». Член профильной комиссии по медицинской психологии по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Действительный член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги.
В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2016-2020) и Большого Жюри (выбор победителей по итогам 2014-2018, 2022-2023).
Психолог-консультант Европейского реестра по оказанию помощи детям и взрослым с психической травмой (Counsellor for Psychological Trauma. The Trauma Institute, Leipzig certificate № № Ru-S/11/8). Психотерапевт по психической травме (Therapist for Psychological Trauma. Trauma Institutе, Leipzig, certificate № Ru-G/11/24, Германия). Сертифицированный тренер по обучению психологов теории и практики психической травмы (Trauma Institutе, Leipzig, certificate № Ru-Gr/12/1, Германия). Обладатель Европейского сертификата в области психологии «EuroPsy» (рег. № RU-007962-201401). Сертифицированный психотравматолог (Deutsches Institut fur Psychotraumatologie).
В 1991 году окончила факультет коррекционной педагогики Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, в 1994 г. - аспирантуру РГПУ им. А.И. Герцена, в 2009 г. - докторантуру факультета психологии СПбГУ, в 2012 г. – Институт психотравмы г. Лейпциг, Германия (The Trauma Institute Leipzig), в 2016 г. – Кёльнский институт психотравматологии (Deutsches Institut fur Psychotraumatologie, Кёльн, Германия).
В 1996 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Динамика психического развития детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении», в 2013 г. - докторскую диссертацию на тему «Нарушение общения у детей и подростков с легкой умственной отсталостью: феноменология, модель, социализация».
С 1994 г. работает на факультете психологии СПбГУ: ассистент, старший преподаватель, доцент кафедры специальной психологии, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии, профессор кафедры педагогики и педагогической психологии.
В 1993–1997 гг. – заместитель директора по опытно-экспериментальной работе общеобразовательной школы №290 Красносельского района г. Санкт-Петербурга. Научный руководитель проекта по созданию концепции формирования навыков общения у учащихся в процессе обучения.
В 1996–1999 гг. – научный руководитель проекта для специалистов дошкольного образования «Step by step», программа «Сообщество», фонд Дж. Сороса*.
В 1997–1999 гг. – научный руководитель специальных (коррекционных) образовательных учреждений Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга.
В 1997–2000 гг. – научный руководитель школы-центра №657 по диагностики и реабилитации детей с проблемами в развитии Приморского района г. Санкт-Петербурга по разработке концепции развития школы «Социализация – через общение и труд».
В 1998 г. – участник российского проекта «Проблемы наркомании в современном обществе» при поддержке Министерства образования РФ.
С 2010 г. – научный руководитель ГОУ СОШ №237 Красносельского района Санкт-Петербурга. Тема научно-экспериментальной работы: «Психолого-педагогические технологии как условие построения здоровьесозидающей среды школы».
С 2012 г. – научный руководитель Информационно-консультационного центра «Психометрика»
В 2000–2017 г. - исполнительный директор общественной организации «Санкт-Петербургское психологическое общество» (региональное отделение Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество»), 2017-2024 гг. — член Координационного совета СПбПО.
С 2019 г. работает в Российской христианской гуманитарной академии, преподавала на кафедре психологии факультета психологии и философии человека, с 2020 г. — научный руководитель магистерской программы «Психологическое сопровождение детей и взрослых с психической травмой». С 2021 года — заведующий кафедрой психотравматологии. В настоящее время осуществляет научное руководство обновленной магистерской программой «Консультативно-диагностическое сопровождения детей и взрослых с психической травмой» и очной аспирантурой по научной специальности 5.3.5. «Социальная психология, политическая и экономическая психология».
В 2022-2025 гг. — научный руководитель опытно-экспериментальной работы в реализации проекта систематизации и разработки педагогических средств, позволяющих персонифицировать процесс поддержки личности обучающегося в соответствии с распоряжением Комитета образования Санкт-Петербурга № 1189-р от 10.06.22 г. ГБОУ СОШ №237 Красносельского района Санкт-Петербурга (экспериментальная площадка на период с 01.09.22 по 31.08.25 гг.).
Сфера профессиональных интересов: исследования в области специальной (коррекционной) психологии, педагогики, психодиагностики. Дети и подростки с интеллектуальным недоразвитием (умственная отсталость, задержка психического развития). Учащиеся «группы риска» в школе: трудности в усвоении чтения, письма, социально-эмоциональные проблемы, затруднения в общении. Психология общения детей с нормальным развитием и с интеллектуальным недоразвитием. Психологическое сопровождение детей в инклюзивном образовании. Когнитивные нарушения у детей и подростков. Психотравматология: психические травмы межличностных отношений. Нарушение общения.
Проводит научные исследования в рамках различных грантов:
- грант РГНФ, 2004–2006, №04-06-00395а «Нарушения интеллекта у детей и возможности общения» (руководитель)
- грант РГНФ, 2007–2009, №07-06-00382а «Когнитивные особенности невербальной коммуникации умственно отсталых школьников» (исполнитель)
- грант РФФИ, 2007–2008, №07-06-00047 «Многомерные модели коммуникативных стратегий младших школьников и педагогических стереотипов» (исполнитель)
- грант РГНФ, 2008–2009, №08-06-12117в «Создание информационной системы «Экспериментальные исследования в психологии» (исполнитель)
- грант РГНФ, 2008–2010, №08-06-00489а «Вытеснение угрожающей информации: изучение возможностей измерения неосознаваемого страха» (исполнитель)
- грант РГНФ, 2010-2012, №10-06-00058а «Стили общения школьников с нарушением интеллекта» (руководитель)
- грант РГНФ, 2011–2013, №110600289а «Когнитивное моделирование эмоционально-мотивационных и познавательных аспектов процесса переработки информации: исследование на человеке и модели» (исполнитель)
- грант РГНФ, 2011–2013, №11-06-00240а «Психологические факторы воровства у младших школьников с нарушением интеллекта» (исполнитель)
- грант РНФ, 2014–2016, №14-18-02135 «Психофизиологические и нейролингвистические аспекты процесса распознавания вербальных и невербальных паттернов» (исполнитель)
- грант РФФИ, 2017–2019 гг., №17-06-00989 ОГОН «Лонгитюдное исследование прогнозных паттернов задержки психомоторного развития детей дошкольного возраста» (исполнитель)
- грант РНФ, 2023-2025 гг., № 23-18-00155 «Исследование прогнозных индикаторов расстройств аутистического спектра у детей дошкольного возраста» (исполнитель)
- Грант РНФ, 2023-2025 гг., № 24-28-01653 «Психофизиологические показатели декодирования графических средств коммуникации у лиц с нарушением интеллекта» (руководитель)
Разработала и читает курсы:
- Методика преподавания психологии
- Теория и техники психологического консультирования в образовании
- Психология агрессии и насилия в семье и школе
- Психотравматизация детей в семье и школе
- Психотравматология и нейронауки
- Теория психической травмы
- Методы оказания психологической помощи детям и взрослым с психической травмой
- Клинически подтверждённые методы в психотравматологии
- Основы психокоррекции и коррекционно-развивающей работы в условиях традиционного и цифрового образования
- Этика и психология цифровой трансформации
Научная и преподавательская деятельность постоянно сочетается с практической работой: постоянно практикующий психолог-консультант, психотерапевт (немедицинская психотерапия). Проводит с детьми коррекционно-развивающие занятия, психотерапевтические занятия, а также разрабатывает психотехнологии по оказании психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, с отклонениями в поведении и общении.
Эксперт Комитета по образованию Санкт-Петербурга. Эксперт Правительства Санкт-Петербурга по программе «Толерантность».
Основные публикации: более 240 научных и учебно-методических работ, в том числе
- Нарушения поведения учеников вспомогательной школы: монография, в соавт. (1992)
- Основы коммуникации: учебно-методическое пособие, в соавт. (1995)
- Азбука общения: учебно-методическое пособие, в соавт. (1998)
- Школа без наркотиков: монография, в соавт. (1999)
- Психология в гостях у сказки. Психологические техники: сказкотерапия: учебное пособие (2001)
- Историческая психология и ментальность: конфликт, риск, дезадаптация (отв. ред, 2002)
- Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: развитие пространственных и временных представлений: учебно-методическое пособие, в соавт. (2004)
- Психология детей с задержкой психического развития: учебное пособие (2006, 2007, 2019)
- Психология общения школьников: психодиагностика: учебное пособие, в соавт. (2006)
- Невербальное общение у детей при нормальном и нарушенном интеллекте: монография, в соавт. (2009)
- Когнитивные особенности невербальной коммуникации умственно отсталых детей: монография, в соавт. (2010)
- Семья и ребенок с трудностями в обучении: монография (2010)
- 111 баек для педагогов (2013)
- Психология детей с нарушениями интеллектуального развития, в соавт. (2014)
- Наука и образование: современные тренды: коллективная монография, в соавт. (2015)
- Сказкотерапия в работе психолога: учебно-методическое пособие (2016)
- Психофизиологические и нейролингвистические аспекты процесса распознавания вербальных и невербальных паттернов коммуникации: коллективная монография (2016)
- Этнокалендарь Санкт-Петербурга. Методика отбора дат и событий для формирования учебно-методического комплекса «Этнокалендарь», в соавт. (2016)
- Психология XXI века: системный подход и междисциплинарные исследования: сборник научных трудов участников международной научной конференции молодых ученых (соред., 2017)
- Понимание и коммуникация: когнитивный контекст содержательно-смысловых конструктов, в соавт. (2018)
- Психодиагностика риска задержки психического развития детей дошкольного возраста, в соавт. (2019)
- Актуальные вопросы изучения травматического стресса и психотравмы в социальной и образовательной среде: сборник научных трудов (ред., 2020)
- Психические травмы в межличностных отношениях: учебное пособие (2021)
- Психодиагностика риска расстройств аутистического спектра у детей 3–4 лет (2023, в соавт.)
Награды:
- памятная медаль Санкт-Петербургского государственного университета за вклад в развитие университета (1999 г.)
- диплом победителя (I степень) конкурса «Лучший преподаватель года» Фонда В. Потанина среди всех факультетов Санкт-Петербургского государственного университета (2002 г.)
- победитель программы индивидуальных грантов для преподавателей государственных высших учебных заведений России «Преподаватель он-лайн» Фонда В. Потанина (2010 г.)
* Фонд Открытое общество (Фонд Сороса) включен в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации, на сайте Министерства юстиции Российской Федерации.
- «Преодоление травматического стресса. Рабочая тетрадь», книга (в номинации «Книга года по психологии», 2023 г.), лауреат
- «Жизнь как вызов неизлечимому диагнозу», программа психологической абилитации ребенка (в номинации «Психологический инструмент года», 2018 г.), лауреат
- «Международная научно-практическая конференция "Клиническая психология в системе психосоциальной и медицинской реабилитации"», 12-14 октября 2017 года, Санкт-Петербург (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2017 г.), лауреат
- «Дифференциальная диагностика учащихся в условиях инклюзивного образования», комплексная программа диагностики детей группы «педагогического риска» (в номинации «Психологический инструмент года», 2015 г.), победитель
- «Школа успеха: школа как образовательный центр для детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей и педагогов», модель инновационной деятельности школы (в номинации «Проект года в психологической практике», 2014 г.), лауреат
- "Травмаэкспозиция": возможности применения методики трансформации психотравмы в ресурс, мастер-класс (в номинации «Мастер-класс года для психологов», 2023 г.)
- Полина Тимофеевна Морозова, 24.08.2020