Кто есть кто
Мария Алексеевна Щукина
Доктор психологических наук.
И.о. заведующего, профессор кафедры психологии лечебного факультета Института медицинского образования Национального медицинского исследовательского центра им. В.А. Алмазова Минздрава России. Профессор кафедры общей и консультативной психологии Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. Член федерального УМО в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки 37.00.00 Психологические науки.
Член редколлегий журналов «Акмеология», «Вестник Вятского государственного университета», рецензент журналов «Психологический журнал», «Вестник СПбГУ» «Санкт-Петербургский психологический журнал», «Учебные записки СПбГИПСР».
Член Российского психологического общества (Санкт-Петербургское отделение). Член Европейской ассоциации развития психоанализа и психотерапии.
В 2000 г. окончила Тюменский государственный университет, в 2003 г. — аспирантуру ТюмГУ, в 2009 г. — докторантуру СПбГУ.
В 2004 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Особенности развития субъектности личности в подростковом возрасте», в 2015 г. — докторскую диссертацию на тему «Психология саморазвития личности: субъектный подход».
В 2002-2006 гг. работала на кафедре общей и социальной психологии ТюмГУ: старший преподаватель, заместитель декана по учебно-методической работе).
С 2010 г. работает в Санкт-Петербургском государственном институте психологии и социальной работы: доцент, профессор, заведующая кафедрой общей и дифференциальной психологии, профессор кафедры общей и консультативной психологии.
С 2022 г. – и.о. заведующего, профессор кафедры психологии Центра им. В.А. Алмазова.
Научные интересы:
- психология саморазвития личности: саморазвитие как особая форма развития; саморазвитие как заказ в системе психологического консультирования; психотехнические средства управления саморазвитием; средства социальной и педагогической поддержки саморазвития личности
- психология жизнетворчества: жизнетворчество как современный заказ в социальной и психологической практике; жизнь как категория психологии; стратегии жизни: теоретические концепции, методы диагностики и коррекции; субъектная позиция в жизни: способы выстраивания и психологической поддержки выбора; психологические явления группы «само-» (саморазвитие, самореализация, самодетерминация и пр.) как проявления жизнетворчества; виды жизненных событий и возможности управления ими
- психобиографика личности: классификация биографических методов; область применения биографических данных в психологическом обследовании, исследовании, коррекции; методы сбора и анализа биографических и автобиографических данных; использование биографических техник в психологическом консультировании
- современный психодиагностический инструментарий: логика создания психодиагностических методик (теоретическое обоснование, концепция, выбор формы и процедуры диагностики); алгоритмы психотехнической проверки (надежности, валидности) и стандартизации методик; современные стандарты внедрения, лицензирования, корректного использования методик
Гранты:
- Психосемантическая оценка эффективности деловой визуальной коммуникации в виртуальной среде (грант СПбГИПСР, 2017).
Читает курсы:
- Введение в профессию
- Общая психология
- Психология личности
- Дифференциальная психология
- Основы персонологии
- Технологии ведения групп тренинга личностного роста
- Психология саморазвития личности
- Персональный коучинг
- Персоногенез
Организатор олимпиады по психологии среди студентов Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы (2011-2017). Организатор Международной олимпиады - 2017 СПбГИПСР по психологии и социальной работе.
Основные публикации: более 100 работ, в том числе
- Психология саморазвития личности: проблемы, подходы, гипотезы. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2009. 150 с.
- Психология саморазвития личности. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2015. 346 с.
- Направления исследований саморазвития личности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. 2014. №4. С. 94-106.
- Субъектный подход к саморазвитию личности: возможности теоретического понимания и эмпирического изучения // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. №2. С. 7-22.
- Роль генетического принципа в психологическом изучении саморазвития личности // Принцип развития в современной психологии / Под. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во Институт психологии РАН., 2016. 479 с. С. 135-150.
- Психология саморазвития: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В.Г. Маралов, Н.А. Низовских, М.А. Щукина. М.: Юрайт, 2017, 2020, 2022, 2023, 2024.
- Внутренняя картина опыта саморазвития // Психологические исследования. 2017. Т. 10, №52. С. 5.
- Рождение и смерть как элементы экзистенциального опыта личности // Психологический журнал. 2017. Tом 38. №4. С. 41-52.
- Gender schemas in perception of gender neutral images / Zizevskaia E., Shchukina M. // Psychology in Russia: State of the Art, 2018. 11 (1), 151-163.
- Эвристичность субъектного подхода в психологических исследованиях саморазвития личности / Щукина М.А. // Психологический журнал. 2018. Том 39. № 2. С. 48-57.
- Пять рождений личности: ступени персоногенеза в автобиографическом трактате М.М. Зощенко «Перед восходом солнца» / Щукина М.А. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2018. Т. 15. № 2. С. 368–383.
- Прогнозы Б.Г. Ананьева и тенденции развития современной психологии / Щукина М.А. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2018. Вып. 3. С. 258-270.
- Психосемантический анализ представлений жителей Санкт-Петербурга о транспортной системе города / Щукина М.А., Крайнюков С.В. // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2018. № 1. С. 27-35.
- Роль «гендерных линз» в конструировании пола при восприятии гендерно-нейтральных изображений / Зизевская Е.С., Щукина М.А. // Психологический журнал. 2019. Tом 40. № 5. C. 48-61.
- Опросник структуры сексизма (ОСС): конструирование и психометрическое обоснование / Зизевская Е.С., Щукина М.А. // Психологические исследования. 2019. Т. 12, № 64. С. 4.
- Зарубежные методики психологической диагностики сексизма / Зизевская Е.С., Щукина М.А. // Современная зарубежная психология. 2019. Том 8. № 3. С. 68–77.
- Мотивация саморазвития личности / Щукина М.А. // Создание мотивирующеи? образовательнои? среды / под ред. Е.Э. Кригер. Орехово-Зуево, 2019. С. 123-134.
- Особенности визуальной самопрезентации пользователей в виртуальной образовательной среде / Щукина М.А. // Новые модели коммуникации в образовательной среде / Под ред. и авт.-сост. Т.В. Анисимова. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. С. 41-57.
- Чат-консультирование в кризисной психологической службе для подростков / Щукина М. А., Гаранжа А.В. // Вестник Вятского государственного университета. Философия. Педагогика. Психология. 2021. № 1 С. 115-124.
- Опыт комплексной психографии на материале автобиографических текстов при подготовке психологов / М.А. Щукина // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2021. №4. С. 550–556.
- Полифония современных социальных представлений о саморазвитии личности / Щукина М.А. // Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: материалы Международной научно-практической конференции. 2022. №10. С. 178-182.
- Психологические предикторы удовлетворенности жизнью людей старшего возраста (на примере клиентов благотворительного фонда) / М.А. Щукина, Л.А. Ширман // Национальный психологический журнал. 2022. № 1(45). С. 15-29.
- Личностные корреляты готовности студентов-психологов к участию в деструктивных псевдотренинговых практиках саморазвития / М.А. Щукина, А.А. Велецкая // III Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии, посвященная памяти Федора Ефимовича Василюка: консультативная психология: традиции и новации: Сборник материалов, Москва, 11–12 ноября 2022 года. М.: МГППУ, 2023. С. 353-358.
- «Психология саморазвития», учебник (в номинации «Книга года по психологии», 2021 г.), номинант
- «Психология саморазвития личности: субъектный подход», диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук (в номинации «Проект года в психологической науке», 2015 г.), лауреат
- Петр Васильевич Лебедчук, 30.05.2023
- Нина Аркадьевна Низовских, 30.05.2019