Кто есть кто
Светлана Афанасьевна Беличева
Доктор психологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ.
Президент Некоммерческого партнерства «Консорциум «Социальное здоровье России». Главный редактор журнала «Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы».
Член Президиума УМО вузов России по образованию в области социальной работы.
Член Московской психотерапевтической академии, член Международной академии информатизации.
В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2019-2023).
Окончила Таганрогский радиотехнический институт в 1969 г. и аспирантуру факультета психологии Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова в 1977 г. (с защитой кандидатской диссертации на тему «Престижность и асоциальное поведение несовершеннолетних»).
В 1989 г. защитила докторскую диссертацию на тему «Социально-психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних» на факультете психологии МГУ.
В 1979-1987 гг. преподавала в Тюменском государственном университете. В 1987-1991 гг. — старший научный сотрудник АПН РСФСР. С 1990 г. — профессор факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета им. Ленина. С 1991 г. руководитель ВНИК Государственной системы социальной помощи семье и детству. Была членом специализированного ученого совета Института социально-педагогических проблем сельской школы РАО, членом научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации РФ, президентом фонда «Звезды российской глубинки».
В 1991 г. основала консорциум «Социальное здоровье России», в 1994 г. — журнал «Вестник психосоциальной и коррекционной реабилитационной работы».
Сфера профессиональных интересов: превентивная психология и психосоциальная поддержка детей и семей группы риска. Один из ведущих российских специалистов в области социально-психологической поддержки, профилактики и психологической коррекции детей и семей группы риска, создатель новых направлений в отечественной психологии — превентивной психологии и психосоциальной работы.
Автор и соавтор более 170 публикаций. Основные работы:
- Этот опасный возраст, 1982;
- Сложный мир подростка, 1984;
- Профессионально-этические нормы социальной работы, 1993;
- Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер, 1993;
- Основы превентивной психологии, 1993, 1994;
- Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер, 1993;
- Стремена судьбы, 1997;
- Социальная психология личности в вопросах и ответах, 1993, 1999;
- Социально-психологический диагностико-коррекционный инструментарий, 1999;
- Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением, 1999;
- Организация и содержание психосоциальной работы в учреждениях социального обслуживания детей и молодежи (пособие для практических психологов, социальных и психосоциальных работников), 2002;
- Психологическое обеспечение охранно-защитной превенции отклоняющегося поведения несовершеннолетних (пособие для социальных менеджеров, психологов, психосоциальных работников), 2003;
- Психологическое обеспечение социальной работы и превентивной практики в России, 2004;
- Психосоциальная поддержка семей группы риска - как условие предупреждения семейного неблагополучия и семейного насилия (пособие для психологов и психосоциальных работников), 2005;
- Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход, 2006;
- Превентивная психология в подготовке социальных педагогов и психосоциальных работников, 2012;
- Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних, 2013;
- Психологические проблемы развития ресурсов человека и социального здоровья общества, 3-е изд., 2013;
- На переломе эпох. Исповедь психолога, 2015.
Награды:
- Почетная грамота Министерства труда и социального развития РФ (2001),
- Почетная грамота Министерства образования РФ,
- орден им. М.В. Ломоносова Национального комитета общественных наград РФ.
Экзистенциальное интервью:
1. Как бы Вы определили миссию психологии в современном мире?
Выполнять миссию любви и милосердия, завещенную Иисусом Христом. Гуманизировать взаимоотношения людей и отношения к людям в профессиональной и семейно-бытовой сфере.
2. Что бы Вы могли посоветовать начинающему психологу?
Любить профессию, любить людей, быть готовым к преодолению неизбежных трудностей в профессиональной деятельности и личной жизни. Не падать духом ни при каких обстоятельствах, держать хвост пистолетом и быть благодарным тем, кто протянул руку помощи в трудную минуту, а также самому не отказывать в помощи тем, кто в ней нуждается.
3. Что такое любовь для Вас (в широком смысле)?
Любовь — способность сочувствия, сопереживания, сорадости с теми, кто далек и близок, к живой и неживой природе, ответственность перед своей землей и отечеством, где покоятся твои предки и будут жить твои потомки.
4. Как Вы относитесь к смерти?
На этот вопрос отвечу своим стихом:
Я уйду на рассвете
В лучах восходящего дня.
Нет трагедии в смерти,
Коль выпита чаша до дна.
И потом этот рубикон уже перешагнуло так много близких, друзей, родных, которых так не хватает, и есть надежда встретиться с ними в ином мире.
5. Сформулируйте, пожалуйста, главное, что Вы поняли в этой жизни?
Согласна с поэтом Василием Федоровым: «Все страстные натуры год от года в душе своей рождают антипода». И самое главное, чтобы этот антипод с годами, в преклонном возрасте приобрел мудрость, терпимость и душевную гармонию.
- «Психологическое обеспечение социальной работы и превентивной практики в России», учебное пособие (в номинации «Проект года в психологическом образовании», 2004 г.), лауреат