16+
Выходит с 1995 года
19 марта 2024

Кто есть кто

Регина Ильинична Мачинская

Регина Ильинична Мачинская

Москва

Доктор биологических наук, профессор. Член-корреспондент РАО.

Заведующая лабораторией нейрофизиологии когнитивного развития ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка». Профессор кафедры общей психологии факультета психологии Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

В 1977 г. окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

В 1988 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Электрофизиологическое исследование функциональной специализации больших полушарий головного мозга человека в норме и при глубоком нарушении слуха», в 2002 г. - докторскую диссертацию на тему «Формирование нейрофизиологических механизмов произвольного избирательного внимания у детей младшего школьного возраста».

В 1977–1990 гг. — младший научный сотрудник лаборатории математических методов исследования Института коррекционной педагогики (ранее Институт дефектологии) РАО

В 1990–1993 гг. — старший научный сотрудник консультативно-диагностического центра «КАРАД» (коррекция, адаптация, реабилитация аномальных детей)

С 1993 г. работает в лаборатории нейрофизиологии когнитивной деятельности Института возрастной физиологии РАО (с 2023 г. - лаборатория нейрофизиологии когнитивного развития ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка»): старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, руководитель лаборатории (с 2004 г.).

Преподавала на кафедре психологии и педагогической антропологии Института гуманитарных и прикладных наук Московского государственного лингвистического университета.

Научные интересы:

  • формирование системной мозговой организации когнитивных процессов у детей
  • соотношение индивидуальных особенностей функционального созревания мозга и развития познавательной деятельности
  • нейрофизиологические механизмы трудностей обучения
  • комплексный анализ синдрома дефицита внимания

Основной научный вклад.

Основные направления исследований: изучение возрастных и индивидуальных особенностей мозговой организации познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста в норме и с трудностями обучения; электроэнцефалографический анализ функционального состояния коры головного мозга и регуляторных структур детей; разработка ЭЭГ критериев функциональной зрелости мозга в связи с проблемами обучения и отклонениями в поведении (синдром дефицита внимания с гиперактивностью).

Создано новое направление нейрофизиологии ребёнка — исследование роли модулирующих систем мозга разного уровня в формировании механизмов познавательной деятельности; выявлены мозговые механизмы и определены критические периоды в развитии произвольной регуляции деятельности у детей; показана роль индивидуальных особенностей функционального созревания модулирующих систем мозга в формировании избирательного внимания, рабочей памяти, зрительно-пространственных функций; обнаружено специфическое влияние функциональной незрелости глубинных структур и коры головного мозга на успешность обучения и особенности поведения детей в возрасте от 5 до 10 лет, что способствует пониманию нейрофизиологических основ школьной дезадаптации у детей без выраженной патологии ЦНС и создает новые возможности для оптимизации процесса обучения.

Внедрение в социальную практику основных научных результатов: широко используется созданная на основе фундаментальных и прикладных исследований компьютеризированная экспертная система оценки функционального состояния и функциональной зрелости головного мозга у детей; внедрена методология комплексного обследования и дифференциальной диагностики функционального созревания мозга и познавательного развития детей.

Читает курсы лекций по физиологии центральной нервной системы, психофизиологии и возрастной психофизиологии.

Основные публикации: более 120 работ, в том числе:

  • Концепция комплексной образовательной программы дошкольного образования «Река Детства» (проект) / Мачинская Р.И. и др. Киров: АНО ДПО Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2022 
  • Мозговые механизмы формирования познавательной деятельности в предшкольном и младшем школьном возрасте / под ред. Р.И. Мачинской, Д.А. Фарбер. М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2014
  • Физиология развития ребенка. Руководство по возрастной физиологии. М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2010
  • Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка. М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2009
  • Нейропсихология и электрофизиология дефицита внимания у детей дошкольного возраста (на испанском языке). Пуэбла (Мексика), 2009
  • Особенности формирования высших психических функций у младших школьников с различной степенью зрелости регуляторных систем мозга. М., 2004
Статьи и интервью в «Психологической газете»
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»