18+
Выходит с 1995 года
23 ноября 2024

Кто есть кто

Ирина Михайловна Никольская

Ирина Михайловна Никольская

04.03.1955 - 05.07.2016

Доктор психологических наук, профессор.

Профессор кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова.

Член диссертационных советов при СПбГУ и РГПУ им. А.И. Герцена.

Член редколлегий журналов «Вопросы психического здоровья детей и подростков», «Медицинская психология в России».

Почетный президент Санкт-Петербургского филиала Ассоциации детских психиатров и психологов. Член Санкт-Петербургского отделения Российского психологического общества.

Возглавляла Клуб друзей кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии.

В 1978 г. окончила факультет психологии Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова.

В 1978-1990 гг. работала в отделе нейрофизиологии человека Всесоюзного института экспериментальной медицины (ВИЭМ). Участвовала в разработке и клинической апробации нового способа восстановления зрения при атрофии зрительных нервов с помощью метода электростимуляций. Проводила нейропсихологические и электроэнцефалографические исследования на базе клиники нейрохирургии Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова.

В 1989 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Нейропсихологическое исследование динамики функционального состояния мозга у больных с заболеваниями хиазмально-селлярной области в пред- и послеоперационном периодах».

С 1989 г. совмещала клиническую работу с преподаванием психологии в различных образовательных учреждениях — от начальной школы до поствузовского образования.

С 1990-х гг. занималась изучением специфики психологических защит у детей.

Совместно с Галиной Леонидовной Бардиер работала над монографией «Уроки психологии в начальной школе: из опыта работы» (1996, 2004) и затем над книгой «Что касается меня… Сомнения и переживания самых младших школьников» ( 2005).

В 1994-2005 гг. участвовала в работе группы психологов для обучения представителей партии «Единая Россия» под руководством Р.М. Грановской.

Совместно с Р.М. Грановской написала монографию «Защита личности» (1999), и затем первую отечественную монографию, посвященную проблеме изучения психологической защиты у детей (2001).

Вела экспериментально-психологические исследования специфики и содержания основных копинг-стратегий и психологических защитных механизмов у детей, разработала технологию изучения системы психологической защиты, основанную на анализе серии детских рисунков и рассказов.

С 2000 г. работала в Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования (с 2011 г. - СЗГМУ им. И.И. Мечникова), была помощником заведующего кафедрой по научной работе, членом Ученого совета педиатрического факультета и Проблемной комиссии «Нервные и психические болезни».

В 2001 г. защитила докторскую диссертацию на тему «Психологическая диагностика, коррекция и профилактика патогенных эмоциональных состояний у младших школьников».

В 2003 г. в учебном пособии  для врачей и психологов «Семейный диагноз» И.М. Никольской, И.В. Добрякова и Э.Г.Эйдемиллера были опубликованы основные принципы постановки семейного диагноза и современные методы диагностики семьи.

В 2004 г. под эгидой ЮНИСЕФ принимала участие в реабилитации детей, оказавшихся заложниками террористов в Беслане. Для решения проблем, связанных со многими сложными аспектами оказания помощи пострадавшим, их родственникам, на основе собственного опыта И.М. Никольская и И.В. Добряков разработали «модель Добрякова — Никольской», включающую: 1) обучение местных специалистов; 2) создание у семьи мотивации на работу; 3) одновременную работу с жертвой террористического акта и с членами его семьи; 4) одновременную совместную работу с семьей бригады из двух психологов и двух психиатров-психотерапевтов, причем двое специалистов — местные, а двое — приезжие консультанты; 5) командное обсуждение результатов клинико-психологического обследования, медицинского и психологического диагноза, постановку цели и формулирование задач реабилитации, разработку индивидуальной реабилитационной программы для пациента и членов его семьи; 6) проведение реабилитационных мероприятий местными специалистами (психологом, психотерапевтом и др.); 7) периодическую заочную и очную супервизию приезжими консультантами.

Практика показала, что применение модели Добрякова — Никольской значительно повышает эффективность реабилитации. В связи по инициативе  Детского фонда  И.М. Никольская и И.В. Добряков разработали длительную программу создания социально-психологических центров в 15 районах Чеченской республики и обучения специалистов, способных оказывать психологическую помощь страдающим посттравматическим стрессовым расстройством детям и их семьям. В рамках этого проекта большое значение придавалось созданию волонтерского движения.

В мае 2010 г. И.М. Никольская и И.В. Добряков по инициативе ВОЗ принимали участие в оказании экстренной психологической помощи пострадавшим в результате землетрясения и схода селя в г. Куляб в Таджикистане.

В 2012-2013 годах И.М. Никольская вместе с И.В. Добряковым участвовали в разработке и реализации нового проекта ЮНИСЕФ «Оказание социально-психологической поддержки подросткам и молодежи, пострадавшим в результате конфликта в Нагорном Карабахе». Основной целью проекта было улучшение социально-психологического состояния подростков и молодежи, являющихся вынужденными переселенцами вследствие конфликта в Нагорном Карабахе и проживающих с семьями в местах компактного поселения, в общежитиях. В процессе работы осуществлялась экспресс-оценка социально-психологического состояния подростков, молодежи и их семей в городах Баку, Барда, Агджабеди, Агдам, на основании ее результатов были сформулированы и решались совместно с Министерством молодежи и спорта и БГУ задачи повышения квалификации специалистов, налаживание системы регулярной психологической помощи подросткам и молодежи.

В 2013-2015 гг. И.М. Никольская и И.В. Добряков участвовали в программе по гранту ЕС «Постепенное искоренение насилия против детей в местах лишения свободы в Центральной Азии», читали лекции и вели тренинги, посвященные проблемам девиантного поведения у детей и подростков, их индивидуальному и групповому консультированию с целью повышения квалификации сотрудников закрытых учреждений для детей из разных городов Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана.

Соавтор учебника «Детская психиатрия» (2005), руководства для врачей «Немедикаментозная терапия» (2005). Соавтор книг «Mental Health in Emergencies and Crises: Guidelines for Emergency Responders» (2nd ed., 2016), «Оказание психологической помощи лицам, пострадавшим от сексуального / гендерного насилия во время кризисов и чрезвычайных ситуаций» (2016), «Оказание психологической и психиатрической помощи при чрезвычайных ситуациях» (2016).

Стояла у истоков создания Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. Преподавала в Институте практической психологии «Иматон».

Под руководством И.М. Никольской были защищены 6 кандидатских диссертаций.

Некролог от имени кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии СЗГМУ и редакции научного сетевого журнала «Медицинская психология в России» - http://mprj.ru/archiv_global/2016_3_38/nomer07.php

Некролог на сайте СПб государственного института психологии и социальной работы - https://psysocwork.ru/831/821/302/detail/News/ne-stalo-iriny-mikhailovny-nikolskoi/

И.В. Добряков. Человек, друг, ученый (памяти И.М. Никольской) // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2017. – T. 9, № 4(45) - http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2017_4_45/nomer02.php

Воспоминания об И.М. Никольской - http://www.medpsy.ru/climp/2017_1_15/article08.php

К 65-летию И.М. Никольской на сайте кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии СЗГМУ им. И.И. Мечникова - https://www.szgmu-psychotherapy.com/post/65-летие-со-дня-рождения-и-м-никольской

В.Л. Кокоренко. К 65-летию со дня рождения доктора психологических наук, профессора Ирины Михайловны Никольской // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика. – 2020. – Т. 8, № 1(27) - http://www.medpsy.ru/climp/2020_1_27/article02.php

Упоминания в публикациях «Психологической газеты»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»