Кто есть кто
Дмитрий Николаевич Узнадзе
Доктор философии. Доктор психологических наук, профессор. Действительный член (академик) Академии наук Грузинской ССР, член президиума Отделения общественных наук. Заслуженный деятель науки Грузинской ССР.
Профессор, основатель и заведующий кафедрой психологии Тбилисского государственного университета. Директор Института психологии АН Грузинской ССР.
Основатель и глава грузинской психологической школы. Основатель и руководитель Общества психологов Грузии.
Член Грузинского языковедческого общества.
В 1909 г. окончил Лейпцигский университет, в 1913 г. - экстерном - Харьковский университет.
В 1909 г. Д.Н. Узнадзе была присвоена степень доктора философии в университете города Галле.
В 1909-1910 гг. работал учителем истории в Кутаисской мужской гимназии.
В 1914-1916 гг. преподавал психологию и педагогическую историю в Кутаисской правительственной женской гимназии.
В 1914-1917 гг. - преподаватель психологии и логики Кутаисского епархиального училища.
В 1915-1918 гг. - директор грузинской школы «Синатле».
В 1917 г. переехал в Тбилиси.
С 1918 г. и до конца жизни работал в созданном при его участии Тбилисском государственном университете: с 1918 г. возглавлял созданную под его руководством кафедру общей психологии; в 1918-1923 гг. - директор Тбилисского педагогического института (в составле Тбилисского университета), преподаватель психологии и педагогики; в 1920 г. - основал лабораторию психологии; в 1921-1923 гг. - секретарь ученого совета; в 1923-1925 гг. - декан социально-экономического факультета; в 1925-1927 гг. - декан педагогического факультета, в 1939-1940 гг. - декан филологического факультета. Читал курс общей психологии, педагогической психологии, психологии труда и дифференциальной психологии.
В 1927-1929 гг. - заведующий психологической лабораторией Тбилисского городского совета.
В 1927-1950 гг. - руководил созданным им Обществом психологов Грузии.
В 1930-1932 гг. - консультант Тбилисского института охраны здоровья детей и юношей.
В 1932-1936 гг. - консультант Тбилисского научно-исследовательского педагогического института и НИИ функционально-нервных заболеваний.
В 1932-1940 гг. - профессор, заведующий кафедрой психологии Кутаисского педагогического института.
В 1938-1939 гг. - профессор и заведующий кафедрой Сухумского педагогического института.
В 1939 и 1948 гг. был избран депутатом Тбилисского городского совета депутатов трудящихся.
В 1941 г. избран в первый состав действительных членов Академии наук Грузинской ССР, член президиума Отделения общественных наук; в 1941-1942 гг. - заведующий сектором психологии, заместитель председателя Отделения общественных наук.
С 1943 г. и до конца жизни - директор Института психологии АН Грузинской ССР.
В 1944 г. - заведующий отделом психологии Тбилисского научно-исследовательского педагогического института.
Автор трудов по теоретической и экспериментальной психологии установки, а также исследований по теории познания, общей и возрастной психологии, университетских учебников по психологии и др.
Автор общепсихологической теории установки как особого вида отражения дйствительности - неосознаваемой готовности личности к восприятию будущих событий и действию в определенном направлении. Возникновение установки обусловлено как объектом, так и субъектом: с одной стороны, установка возникает как реакция на определенную ситуацию, а с другой — в результате удовлетворения определенной потребности.
Д.Н. Узнадзе создал эффективный и простой метод исследования возникновения, действия и смены установки.
В лаборатории при Тбилисском университете он провел эксперименты, в ходе которых было определено, что установка, созданная в какой-либо одной сфере, проявляется не только в ней, но и в других сферах жизни. Кроме того, Узнадзе выяснил, что установка также свойственна и животным. Это открытие послужило основой для создания в дальнейшем двухуровневой модели психики.
Основываясь на результатах опытов, ученый сделал вывод о том, что установка является первичным свойством организма, т.е. это самая примитивная реакция на внешние раздражения, и в этом случае должен существовать еще один, более высокий уровень организации психики.
На основании этого Д.Н. Узнадзе впервые ввел в психологию принцип иерархии, рассмотрев два уровня психической активности: уровень установки и уровень объективации. На первом уровне поведение определяется воздействием ситуации, происходит удовлетворение непосредственных и актуальных потребностей. Что касается уровня объективации, то здесь деятельность приобретает уже более обобщенный, не зависящий от ситуации характер. Человек же в своих действиях учитывает потребности других людей, а также социальные требования.
Также Узнадзе писал, что объективация возникает тогда, когда прошлая установка не обеспечивает адекватного действия, в этом случае возникает план осознания, в результате чего вырабатывается новая установка.
В 1940-х гг. Узнадзе исследовал эффекты и иллюзии, сопровождающим возникновение установки: зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные. Явление иллюзии, выявленное в зрительной сфере с помощью установки, известным французским психологом Жаном Пиаже было названо эффектом Узнадзе.
Обобщив экспериментальные данные, Узнадзе охарактеризовал психические особенности человека в зависимости от скорости возникновения установки, ее сохранности во времени, силы воздействия и скорости смены и выделил три основных типа личности:
- динамический, к которому относятся уравновешенные, гармоничные люди, легко приспосабливающиеся к окружающим;
- статичный, к нему можно отнести тех людей, чье поведение не импульсивно, а опирается на объективацию, для них характерно проявление неуверенности;
- вариабельный, к которому относятся люди дела, люди сильных стремлений, но с конфликтной структурой характера.
На основе теории установки впервые стало возможным изучение психологической природы тех связей, которые существуют между средой, человеческим поведением и его сознанием. Одновременно ею преодолевалась теория непосредственной и механистической связи между средой и сознанием. Наряду с фундаментальными вопросами психологии стало возможным изучение проблем психологической типологии, поскольку они оказались в существенной связи с типологией установки человека.
В экспериментальных исследованиях было установлено, что у больных шизофренией, истерией и эпилепсией процесс выработки и затухания установки характеризуется своими специфическими по сравнению со здоровыми испытуемыми особенностями. Таким образом, теория установки и в области патопсихологии стала основополагающей.
Д.Н. Узнадзе является пионером исследования психологического акта наименования. В 1920-х гг. он путем экспериментального исследования показал, что наименование предметов и явлений не происходит совершенно случайно, без какой-либо мотивации, напротив, эта активность имеет под собой специфическую психологическую основу - испытуемые видят некоторое сходство между предъявленными им бессмысленными рисунками и комплексом звуков: для определенных рисунков они подбирают в качестве наиболее подходящих строго определенные названия.
Занимался вопросами формирования понятия, изучал этапы овладения ребенком в раннем возрасте понятиями, которые представляют собой «функциональные эквиваленты» понятий взрослых и позволяют постичь единый и естественный путь развития мышления человека.
Во время Великой Отечественной войны Д.Н. Узнадзе основал при эвакогоспитале в Тбилиси патопсихологический кабинет, где руководил работой по восстановлению нарушенных психических функций воинов.
Основные публикации: более 180 работ, в том числе
- Психологические исследования. М. 1966
- Общая психология. 1940
- Экспериментальные основы психологии установки. 1949
- "Petites Perceptions" Лейбница и их место в психологии // Известия Тифл. ун-та. 1919. Т. 20. № 1. С. 68—86.
- Impersonalia // Чвени мецниереба. 1923. № 1. С. 1—27.
- Психологические основы наименования // Чвени мецниереба. 1923. № 2— 3. С. 27—55.
- Мотивы интересов к учебным предметам // Чвени мецниереба. 1924. № 9 — 10. С. 1 — 13.
- Основы экспериментальной психологии // Известия Тифл. ун-та 1925. Т. XVI. С. 468.
- К проблеме постижения значения // Известия Тифл. ун-та. 1927. Т. VIII. С. 254—274.
- Образование понятия в дошкольном возрасте, Arch. f. d. ges. Psychologie. Т. 73. 1929.
- К вопросу об основном законе смены установки // Психология. М., 1930. Т. III, вып. 3. С. 116—135.
- Иллюзия скорости движения // Сообщения Груз. филиала АН ГССР. Т. 1. 1940. № 3. С. 225—231.
- Формы поведения человека // Труды Тбил. Гос. ун-та. 1941. Т. 17. С 1—39.
- Развитие технического мышления в школьном возрасте // Труды Ин-та психологии АН ГССР. Т. 1. 1942. С. 61—82.
- Внутренняя форма языка // Психология. 1947. Т. 4. С. 165—190.
- К проблеме сущности внимания // Психология. 1947. Т. 4. С. 139—163.
- Проблема объективации // Труды Тбил. Гос. ун-та. 1947. Т. XXXIV. С. 329—353.
- Untersuchungen zur Psychologie der Einstellung // Acta Psychologica, 1930, B. 4. № 3. S. 323—360
- The Psychology of Set // Consultants Bureau, New York, 1966. XVII. 251 p.
Награды:
- премия ученого совета Лейпцигского университета за труд, посвященный, философии Лейбница (1907)
- Почетная грамота ЦИК Грузинской СССР за научные заслуги (1938)
- орден Трудового Красного Знамени (1945)
- медаль «За оборону Кавказа» (1945)
- медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945)