Кто есть кто
Павел Петрович Блонский
Доктор педагогических наук.
Заведующий лабораторией мышления и речи Государственного научно-экспериментального института психологии.
Член редколлегии журналов «Трудовая школа», «Социальное воспитание», «Народное просвещение» Московского отдела народного образования.
Член Психологического общества при Московском университете.
Один из основоположников советской педологии.
В 1907 г. окончил историко-филологический факультет Университета св. Владимира (Киев), в 1910 г. - историко-филологический факультет Московского университета.
Был аспирантом Г.И. Челпанова.
В 1935 г. защитил докторскую диссертацию.
В 1911-1918 выступал с лекциями по педагогической психологии на летних учительских курсах.
С 1913 г. - приват-доцент Московского университета.
Преподавал в нескольких московских гимназиях, Елизаветинском институте и на педагогических курсах Народного университета А. Л. Шанявского, Тихомировских высших женских курсах, в женской учительской семинарии А. В. Липеровского и др.
С 1918 г. - профессор 2-го МГУ, также работал в Институте научной педагогики, Институте национальностей, Институте политехнического образования.
С 1919 г. - председатель и заведующий научно-педагогической частью Московской академии социального воспитания (с 1924 г. - Академия коммунистического воспитания).
В начале 1920-х гг. - один из основателей Русского психоаналитического общества.
В 1920-е гг. выпустил ряд учебников, в том числе школьных, публиковал статьи за рубежом.
В 1922-1932 гг. по рекомендации Н.К. Крупской стал членом научно-педагогической секции Государственного ученого совета, участвовал в разработке учебных программ и в школьной реформе.
В 1923 избран депутатом Моссовета.
С 1924 г. - член Московского правления Губпроса, участник съездов и конференций по вопросам народного образования.
В 1930-1941 гг. заведовал лабораторией памяти, затем лабораторией мышления и речи в Государственном научно-экспериментальном институте психологии.
Под руководством Г.И. Челпанова работал в психологическом семинаре; также интересовался социальными проблемами.
Интересовался античной философией, опубликовал ряд работ по гносеологии и этике.
В первые годы советской власти являлся приверженцем новых форм обучения в единой трудовой политехнической школе, занимался обоснованием принципов марксистской перестройки педагогической науки и разработкой основ трудовой политехнической школы. Стремился реорганизовать учебные программы, разработать новые методы обучения детей; полагал, что создание новой школы является основой развития нового общества. С конца 1920-х в связи с распространением идей экспериментальной педагогики и педагогической психологии разочаровался в педологии и начал проявлять интерес к собственно психологии. Разрабатывал проблемы, смежные для психологии и педагогики. Занимался вопросами развития мышления, памяти и речи школьников, индивидуальных и возрастных особенностей детей. Сформулировал генетическую (стадиальную) теорию памяти, согласно которой различные виды памяти: моторная, аффективная, образная и вербальная, — описываются как этапы развития человека, его речи и мышления, изменения им окружающей действительности.
Выступал за гуманистическую педагогику, преодоление абстрактности в обучении. На основании идей о зависимости между антропометрическими, физиологическими и психологическими свойствами сделал попытку дать целостное представление об особенностях личности ребёнка на различных этапах возрастного развития, показать его как «естественное целое». Придавал большое значение возрастной периодизации для обеспечения научности процесса изучения и формирования личности школьника. Спорил со сторонниками идеи о формирования характера средой, считал, что заложенные природой стадии развития человека (которые он понимал сугубо материально) нельзя ускорить. Выражал идеи о классовом характере воспитания, зависимости школы от общественного строя.
Выступал с критикой современных ему «идеалистических» философско-психологических концепций. Стремился к перестройке психологии на основе материалистического мировоззрения и естественнонаучных принципов «объективизма» (экспериментальной психологии). Был противником интроспекционизма, противопоставляя интроспекционизму естественнонаучный подход. Рассматривая психологию как науку о поведении, повторял постулаты бихевиоризма.
Пропагандировал широкое применение психологических тестов.
В 1930-е гг. выступал с критикой психоанализа.
Своей научной школы не создал, хотя многие его идеи развивает ряд современных психологов.
С 1936 в связи с постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» подвергся травле со стороны сторонников социогенетизма. До 1960-х гг. работы Блонского были забыты, а его имя не упоминалось в педагогической литературе.
Основные публикации:
- Блонский П.П. Проблема реальности у Беркли. — Киев: Типография Императорского Университета Св. Владимира, 1908; М.: ЛИБРОКОМ, 2015.
- Блонский П.П. О национальном воспитании. — М.: Типолитография И. Н. Кушнерев и Ко, 1915.
- Блонский П.П. Философия Плотина. — М.: Т-во Типографии А. И. Мамонтова, 1918. 368 с.; М.: ЛИБРОКОМ, 2016.
- Блонский П.П. Психологические очерки. — М.: Новая Москва, 1927.
- Блонский П.П. Педология в массовой школе первой ступени. — М.: Работник просвещения, 1930.
- Блонский П.П. Педология. — М.: Учпедгиз, 1934; М.: Юрайт, 2016.
- Блонский П.П. Очерки детской сексуальности. — М.: Центральный институт охраны здоровья детей и подростков, 1935.
- Блонский П.П. Память и мышление. — М. - Л.: СОЦЭКГИЗ, 1935.
- Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. — М.: АПН РСФСР, 1961.
- Блонский П.П. Избранные психологические произведения. — М.: Просвещение, 1964.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения (в 2 томах). — М.: Педагогика, 1979; М.: Юрайт, 2016.
- Блонский П.П. Память и мышление. — СПб: Питер, 2001.
- Блонский П.П. Психология младшего школьника. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2006.
- Блонский П.П. Современная философия. Между идеализмом и наукой. — М.: ЛИБРОКОМ, 2011.
- Блонский П.П. Борьба с беспризорностью. — М.: Книга по Требованию, 2012.