Кто есть кто
Михаил Григорьевич Ярошевский
Доктор психологических наук, профессор. Почетный член РАО. Действительный член Нью-Йоркской академии наук.
Ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники РАН.
Лауреат Премии имени С.Л. Рубинштейна РАН.
В 1937 г. окончил факультет русского языка и литературы Ленинградского педагогического института. Был арестован вскоре после поступления в аспирантуру к С.Л. Рубинштейну, но через некоторое время освобожден.
В первой половине 1940-х гг. переехал из Ленинграда в Москву, начал работать в секторе психологии Института философии АН СССР (также под руководством Рубинштейна) и перевелся в аспирантуру Государственного института психологии.
Во время ВОВ вместе с институтом был в эвакуации в Средней Азии.
В 1945 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Учение А.А. Потебни о языке и сознании».
В 1951 г. переехал из Москвы в Таджикистан, работал старшим преподавателем кафедры языка и литературы Ленинабадского педагогического института.
В 1960 г. организовал кафедру психологии в Душанбинском педагогическом институте и лабораторию экспериментальной психологии в Таджикском государственном университете, которые возглавлял до своего отъезда в Москву в 1965 году.
С 1965 г. работал в Институте истории естествознания и техники АН СССР, в 1968 г. создал и в течение многих лет возглавлял сектор, занимавшийся психологическими проблемами научного творчества.
Входил в состав редколлегии серии «Научно-биографическая литература» в издательстве «Наука». В течение многих лет был членом редколлегии журналов «Вопросы психологии», «Вопросы истории естествознания и техники» и «Психологического журнала».
В 1998 г. переехал в США.
Специалист по истории науки, теории и методологии психологии, психологии творчества. М.Г. Ярошевский отстаивал идею о самобытности и оригинальности отечественной науки.
М.Г. Ярошевский открыл многие важные принципы науковедения, категориального строя психологии и ее методологии, фактически заложил основы науковедения в России, в том числе и подходы к исторической психологии науки. Для развития этого направления М.Г. Ярошевский использовал разработанные им методы категориального анализа. Этот подход предполагал учет социально-исторических условий, определивших появление и развитие психологических концепций, а также изучение идеогенеза, когнитивного стиля, оппонентного круга, категориальной апперцепции, надсознательного и других детерминант, определивших появление идей, которые лежат в основе деятельности научной школы. В качестве важнейшего принципа, определяющего развитие психологии, он рассматривал принцип детерминизма. Исследовал устойчивые и неизменные компоненты научного знания — научные категории, принципы и проблемы.
Изучал социальные аспекты развития научного знания. Исследование социальных аспектов развития научного знания, социальной ситуации развития психологии в России привело М.Г. Ярошевского к созданию нового направления в науковедении — социальной психологии науки, которая помогла выявить не исследованные прежде аспекты научного творчества, определить понятие научной школы. Исходя из введенного им понятия «исследовательская программа», вокруг которой объединяется группа ученых, образующих научную школу, М.Г. Ярошевский описал школы, существовавшие в российской психологии (школы Павлова, Выготского), проанализировал их методологию. Ввел понятие «оппонентный круг» — круг «значимых других», полемика с которыми регулирует деятельность учёного.
В русле социальной психологии науки М.Г. Ярошевский впервые изучил и описал особенности российской психологии, в которой зародилось направление, название им «наука о поведении». Он доказал, что основы этого течения были заложены такими выдающимися учеными, как И.М. Сеченов, Н.Н. Ланге, А.А. Ухтомский, И.П. Павлов, А.Н. Бернштейн, и продолжены в работах С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева.
Анализируя связь между логикой развития научного знания и такими параметрами, как социальная перцепция, когнитивный стиль, личностные качества ученых, М.Г. Ярошевский смог показать особенности сочетания объективных и субъективных параметров в развитии теоретических основ психологии, что необходимо для понимания не только ее исторических корней, но и современного состояния. Созданный М.Г. Ярошевским подход к анализу психологии дает возможность осознать причины методологических проблем, существующих в настоящее время в психологии, и частично даже предугадать возможные перспективы ее развития в будущем.
Изучение трагически оборвавшейся деятельности (а часто и жизни) многих российских ученых дало М.Г. Ярошевскому основание ввести в научный оборот новое понятие «репрессированная наука».
Еще одно направление, активно разрабатывавшееся М.Г. Ярошевским, было связано с анализом методологических, теоретических основ психологии, ее проблем, принципов и категориального строя, что позволило выстроить в единую систему создаваемое на протяжении многих столетий знание о психике, ее механизмах и уровнях функционирования.
Основные публикации:
- Ярошевский М.Г. Проблемы детерминизма в психофизиологии XIX в. 1961
- Ярошевский М.Г. История психологии. 1966 - 1-е изд.
- Ярошевский М.Г., Анцыферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии
- Ярошевский М.Г. Сеченов и мировая психологическая мысль. 1981
- Ярошевский М.Г. Психология в XX в.
- Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
- Ярошевский М.Г. Репрессированная наука. — СПб: Наука, 1994. — 317 с.
- Ярошевский М.Г. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. — М.: Инфра-М, 1998. — 525 с.
- Ярошевский М.Г. Петровский А.В. Психология. — М.: Академия, 2002. — 512 с.
- Ярошевский М.Г. Кибернетика — наука мракобесов // Литературная газета, 5 апреля 1952
- Ярошевский М.Г. Ответ И. П. Павлова американским реакционным психологам // Учение И. П. Павлова и философские вопросы психологии: сб. ст. / отв. ред. С. А. Петрушевский. — М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1952. — 476 с.
- Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии // Вопросы психологии, 1985. — №6. — С. 14
- Ярошевский М.Г. Л.С. Выготский: поиск принципов построения общей психологии (к 90-летию со дня рождения) // Вопросы психологии. — 1986. — №6. — С. 95\
- Ярошевский М.Г. В школе Курта Левина (Из бесед с Б.В. Зейгарник) // Вопросы психологии. — 1988. — №3. — С. 172
- Ярошевский М.Г. Л.С. Выготский — жертва «оптического обмана» // Вопросы психологии. — 1993. — № 4. — С. 55
- Ярошевский М.Г. Несколько штрихов к портрету С.В. Кравкова // Вопросы психологии. — 1993. — № 5. — С. 94
- Ярошевский М.Г. Сталинизм и судьбы советской науки // Репрессированная наука. Л.: Наука, 1991. — С. 6-33
Лауреат Премии имени С.Л. Рубинштейна РАН (совместно с К.А. Абульхановой-Славской и А.В. Брушлинским) — за цикл работ по теории и истории психологии (1992).