Кто есть кто
Валентина Михайловна Иванова
Кандидат психологических наук.
Доцент кафедры естественнонаучных, гуманитарных дисциплин и дисциплин специализации Псковского филиала Российской международной академии туризма.
Действительный член Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги, аккредитованный супервизор ОППЛ по межмодальной глубинной супервизии. Интегративный психолог, медиатор.
В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2019-2023).
В 1993 г. окончила филологический факультет Псковского государственного педагогического института им. С.М. Кирова; в 2001 году - аспирантуру Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
В 2001 г. защитила диссертацию на тему «Влияние личности педагога на развитие взаимоотношений в группе детей дошкольного возраста».
Возглавляла Центр практической психологии Псковского института повышения квалификации работников образования.
Была членом Экспертно-аналитического совета факультета естественных наук, медицинского и психологического образования Псковского государственного университета.
Организатор и председатель (2004-2014 гг.). Псковского регионального отделения Федерации психологов образования России.
- психология личности
- социальная психология группы
- психология здоровья
- организация психологического сопровождения инновационной деятельности образовательной организации
- научно-методическое сопровождение системы психологической службы учреждений образования
Область практических интересов:
- проведение тренингов с педагогами, педагогами-психологами,
- психологическое консультирование педагогов, родителей, детей;
- разработка и чтение лекций, практических занятий, семинаров, деловых игр со слушателями курсов повышения квалификации;
- психологическое просвещение педагогов, родителей;
- супервизия психотерапевтической деятельности.
Читает курсы и ведет программы:
- Содержание деятельности психолога системы образования;
- Личность педагога: пути саморазвития;
- Развитие личности ребенка-дошкольника;
- Создание ситуации успеха в педагогике;
- Педагогический конфликт;
- Оптимизация взаимоотношений «педагог-ребенок»;
- Психологические основы педагогического общения;
- Психология ненасилия в школе;
- Психология здоровья педагога;
- Развитие творческих способностей;
- Социально-психологический климат в коллективе;
- Эмоциональное развитие ребенка;
- К вопросу об успешности обучения и школьной успеваемости.
- Общая психология.
- Психология управления.
Основные публикации:
- Иванова В.М. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в условиях специализированного МДОУ // Перспективы развития реабилитационной помощи и ее роль в повышении качества жизни Псковской области: Материалы 5 областной научно-практической конференции, 3 ноября 2004 г. / Под ред. Н.Т.Гончар, И.И. Шматковой. Псков: ПОИПКРО, 2004. С. 123–125.
- Иванова В.М. Практическая психология в системе образования Псковской области // Сборник тезисов первой Международной научно-практической конференции «Психология образования: проблемы и перспективы» (Москва, 16-18 декабря 2004 г.). М.: Смысл, 2004. С. 86–87.
- Социально-психологические особенности личности педагога в условиях модернизации образования // Повышение квалификации педагогов в контексте модернизации образования: материалы 12 областной научно-практической конференции, 27 апреля 2005 года. Псков: ПОИПКРО, 2005. С. 192–200.
- Иванова В.М. Методическое обеспечение деятельности службы практической психологии в системе образования Псковской области // Психологическая служба в учреждении образования: проблемы и перспективы: Материалы I научно-практической конференции / под ред. В.М. Ивановой. Псков: ПОИПКРО, 2006. 92 с.
- Иванова В.М. Актуальное состояние методического обеспечения практической психологии в системе образования Псковской области // Практическая психология образования: современный аспект развития: Материалы II научно-практической конференции / под ред. В.М. Ивановой. Псков: ПОИПКРО, 2008. 108 с.
- Иванова В.М., Петрова Ю.В. Психологическое сопровождение экспериментальной деятельности в рамках средней школы // Практическая психология образования: современный аспект развития: Материалы II научно-практической конференции / под ред. В.М. Ивановой. Псков: ПОИПКРО, 2008. 108 с.
- Иванова В.М. Профессиональное здоровье педагога: взгляд практического психолога // Биология в школе. 2008. №4.
- Иванова В.М., Синицына С.С. Система оздоровительной работы в ДОУ – условие качества образования дошкольников: методические материалы // Приложение к журналу «Дошкольник. Младший школьник». 2008. №1. С. 20–25.
- Иванова В.М Научно-исследовательская деятельность как фактор профессиональной компетентности педагога // Проект «Здорового ребенка — обществу»: Инновации в дошкольном учреждении: материалы третьей научно-практической конференции, 29 мая 2008 года / под ред. В.М. Ивановой. Псков: ПОИПКРО, 2008. С. 5–10.
- Иванова В.М. Семья как субъект социально-психологического взаимодействия // Психологическое сопровождение семьи в образовательном учреждении: Материалы III научно-практической конференции / под ред. В.М. Ивановой. Псков: ПОИПКРО, 2009. С. 4–9.
- Иванова В.М Опыт создания системы повышения квалификации педагогов-психологов // «Психология образования: психологическое обеспечение «новой школы» (Москва, 27–29 января 2010 года): Материалы V всероссийской научно-практической конференции. М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России, 2010. С. 27–29.
- Иванова В.М. Психическое здоровье педагога как педагогическая проблема // Служба практической психологии образования как фактор сохранения и укрепления здоровья детей: материалы IV региональной научно-практической конференции / научный редактор и составитель В.М. Иванова. Псков: ПОИПКРО, 2010. С. 5–9
- Иванова В.М. К вопросу одарённости в психологии // Психологическое сопровождение развития способностей, одаренности и компетенций детей в образовательном процессе: материалы VI областной научно-практической конференции / научный редактор и составитель В.М. Иванова. Псков: ПОИПКРО, 2012. С. 5–11.
- Иванова В.М. Психологическое сопровождение профессионального развития педагога // «Психология образования: Модернизация психолого-педагогического образования» (Москва, 11–13 декабря 2012 года): Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2012. С.134–136.
- Иванова В.М. К вопросу о психологическом сопровождении процесса внедрения ФГОС нового поколения // «Психологическое сопровождение процесса внедрения федеральных государственных стандартов в учреждениях образования»: материалы VII областной научно-практической конференции / научный редактор и составитель В.М. Иванова. Псков: ПОИПКРО, 2013
- Иванова В.М. К вопросу одарённости в психологии. Психологическое сопровождение развития способностей, одаренности и компетенций детей в образовательном процессе: материалы VI областной научно-практической конференции / Научный редактор и составитель В.М. Иванова. Псков: ПОИПКРО, 2012.
- Иванова В.М. Психологическое сопровождение профессионального развития педагога // «Психология образования: Модернизация психолого-педагогического образования» (Москва 11 -13 декабря 2012 года): Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2012. С. 134–136.
- Иванова В.М. Научная компетенция воспитателя ДОУ как фактор успешности реализации ФГОС // Современные тенденции развития систем дошкольного образования в России и за рубежом: новый взгляд: Материалы Международной научно-практической конференции (30-31 октября 2013 года). Псков: ООО «ЛОГОС Плюс», 2014. С. 79–81.
- Иванова В.М. и др. Психолого-педагогические основы интернет-безопасности обучающихся. Методические рекомендации педагогам образовательных организаций / под ред. В.М. Ивановой. Псков: ПОИПКРО, 2014.
- Иванова В.М., Шлык Е.Б. Сочинение валеологических сказок дошкольниками как фактор их здоровьесбережения // Х Международный сказкотерапевтический фестиваль. Сборник материалов. Москва, 2018.
- Иванова В.М. Психологическое сопровождение инновационной деятельности педагогов дошкольного учреждения // XV Международная научно-практическая конференция «Психология образования: лучшие практики работы с детством». Москва. 20–22 ноября 2019 года: Сборник материалов. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2019. С. 70–78
Награды:
- благодарности ПОИПКРО,
- почетные грамоты Государственного управления образования Псковской области,
- почетные грамоты Министерства образования России.
- «Развитие психологической службы в системе образования Псковской области», представление опыта работы специалистов психологической службы учреждений образования (в номинации «Вклад в развитие единого профессионального психологического сообщества России», 2012 г.), номинант
- Татьяна Александровна Ермолаева, 08.07.2023