Кто есть кто
Мария Александровна Новикова
Кандидат психологических наук.
Научный сотрудник Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского, доцент департамента образовательных программ Института образования, приглашенный преподаватель департамента психологии факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Преподаватель Московской высшей школы социальных и экономических наук. Психолог-консультант Центра системной семейной терапии.
В 2009 г. окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, в 2013 г. - Институт практической психологии и психоанализа, в 2015 г. - Центр системной семейной психотерапии.
В 2013 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Самооценка интеллекта в связях с факторами принятия неопределенности (у студентов вузов)».
В 2007 г. — ассистент отделов качественных и количественных исследований копании Romir Monitoring.
В 2008-2009 гг. — маркетинговый аналитик компании LMH Consulting.
В 2010-2012 гг. — маркетолог компании ECOLAB.
В 2010-2018 гг. работала на кафедре психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
В 2012-2103 гг. работала в отделении психоневрологии РДКБ.
В 2012-2013 гг. занималась психологическим консультированием онлайн (www.nosuicid.ru и др.).
В 2013-2017 гг. — психолог Московской службы психологической помощи населению, руководитель Школы приемных родителей.
С 2013 г. — преподаватель Московской высшей школы социальных и экономических наук.
С 2015 г. — психолог-консультант Центра системной семейной терапии.
С 2016 г. работает в НИУ ВШЭ, научный сотрудник лаборатории профилактики асоциального поведения Института образования.
Область профессиональных интересов:
- самооценка интеллекта
- интеллектуальная Я-концепция
- psychological mindedness
- психология семейных отношений
- трансгенерационный подход
- краткосрочная, ориентированная на решение психотерапия
- психология группы
Основные публикации:
- Новикова М.А., Иванов И.Ю., Угарова М.Г. Вовлеченность в систему дополнительного образования как фактор субъективного благополучия детей // Благополучие в образовании: современные исследования: сборник научных статей. / Отв. ред.: М.А. Новикова. М.: НИУ ВШЭ, Институт образования, 2024. С. 101–124.
- Василевская Л.Ю., Иванов А.А., Харитонова Ю.С., Калятин В.О., Новикова М.А., Завьялова Д.В. Обзор круглого стола «Социальные сети и гражданское право» // Закон. 2023. №3. С. 90-113.
- Новикова М.А., Реан А.А., Коновалов И.А. Буллинг в российских школах: опыт диагностики распространенности, половозрастных особенностей и связи со школьным климатом // Вопросы образования. 2021. №3. С. 62-90.
- Новикова М.А., Реан А.А. Особенности материнского отношения в связи с формированием ценностных ориентаций современных подростков // Социальная психология и общество. 2021. Т. 12. №2. С. 148-165.
- Реан А.А., Новикова М.А., Кошелева Е.С. Ретроспективное восприятие буллинга студентами: социоэкономические, гендерные и семейные факторы // Национальный психологический журнал. 2020. Т. 38. №2. С. 63-74.
- Бочавер А.А., Докука С.В., Новикова М.А., Сивак Е.В., Смирнов И.Б. Благополучие детей в цифровую эпоху // XX Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. 9–12. апреля 2019. М.: НИУ ВШЭ, 2019. С. 1-34.
- Реан А.А., Новикова М.А. Буллинг в среде старшеклассников: распространенность и влияние социо-экономических факторов // Мир психологии. 2019. Том 97. № 1. С. 165-177.
- Новикова М.А., Реан А.А. Влияние школьного климата на возникновение травли: отечественный и зарубежный опыт исследования // Вопросы образования. 2019. № 2. С. 78-97.
- Новикова М.А. Распространенность школьной травли среди старшеклассников в РФ: социо-экономические и образовательные факторы // Семья и дети в современном мире. Коллективная монография Том IV. СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. С. 156-160.
- Реан А.А., Новикова М.А. Семейные предпосылки вовлеченности ребенка в школьную травлю: влияние психологических и социальных характеристик семьи // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 4. С. 112-120.
- Реан А.А., Коновалов И.А., Новикова М.А. Семья в представлении подростков с просоциальным и асоциальным поведением // Мир психологии. 2018. №1. С. 75-88.
- Новикова М.А. Современная семья: поиск возможностей в пространстве неопределенности // Развитие ребенка в семье, серия: семья и дети в современном мире. М.: Социально-гуманитарное знание, 2017. С. 217-222.
- Новикова М.А. Особенности саморегуляции поведения в связях с личностными свойствами «Большой пятерки» и психологической разумностью // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России: Материалы IV Международной научно-практической конференции (08-10 октября 2015 г.) Ч. III: Симпозиум «Личностные трансформации субъекта труда в условиях относительной неопределенности». М., Кисловодск: ИД ТЭСЭРА, 2015. С. 85-89.
- Новикова М.А., Чигринова И.А. Связи ригидности, толерантности к неопределенности и уровней нравственного самосознания личности с академической успеваемостью студентов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия Психологические науки. 2014. № 2. С. 73-83.
- Новикова М.А., Корнилова Т.В. «Психологическая разумность» в структуре интеллектуально-личностного потенциала (адаптация опросника) // Психологический журнал. 2014. Том 35. № 1. С. 95-110.
- Новикова М.А. Новое в исследованиях «самооцениваемого интеллекта» и имплицитных теорий // Вопросы психологии. 2012. № 5. С. 1-9.
- Новикова М.А., Корнилова Т.В. Самооценка интеллекта в структурных связях с психометрическим интеллектом и академической успеваемостью // Психологические исследования. 2012. Том 5. № 23
- Новикова М.А. Гендерные особенности связи самооценки интеллекта, успеваемости и личностных свойств студентов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2011. № 3. С. 76-86.
- Новикова М.А., Корнилова Т.В. Самооценка в структуре интеллектуально-личностного потенциала человека // Психологический журнал. 2011. Том 32. №2. С. 25-35.
- Корнилова Т.В., Чумакова М.А., Корнилов С.А., Новикова М.А. Психология неопределенности: единство интеллектуально-личностного потенциала человека. М.: Смысл, 2010.
- «Профилактика агрессии и деструктивного поведения молодежи: анализ мирового опыта», монография (в номинации «Книга года по психологии», 2021 г.), лауреат
- «Семьеведение. Основы семейной жизни», книга для учителя (в номинации «Книга года по психологии», 2019 г.), лауреат