Кто есть кто
Валерия Сергеевна Мухина
Доктор психологических наук, профессор. Действительный член (академик) РАО. Заслуженный деятель науки РФ. Заслуженный работник высшей школы РФ. Почетный профессор МПГУ.
Научный руководитель кафедры психологии развития личности факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета. Член Ученого совета МПГУ. Председатель одного и член двух диссертационных советов при МПГУ.
Член Экспертного Совета Отделения психологии и возрастной физиологии РАО. Председатель секции «Развитие личности» Российского психологического общества. Член Союза писателей России, член Московского союза журналистов.
Главный редактор журнала «Развитие личности», член редакционных коллегий журналов «Вопросы психологии», «Народное образование», «Начальное образование».
В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2019-2023) и Большого Жюри (выбор победителей по итогам 2022-2023).
В 1956 г. окончила Московский государственный педагогический институт им. Ленина.
В 1965 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Развитие начальных форм изобразительной деятельности детей и ее связь с эмоционально-эстетическим отношением к действительности», в 1972 г. — докторскую диссертацию на тему «Генезис изобразительной деятельности ребенка».
С 1962 г. работала на кафедре психологии МГПИ им. В. И. Ленина. С 1988 г. - заведующая кафедрой педагогической психологии (с момента ее основания; сейчас - кафедра психологии развития) Московского педагогического государственного университета.
В 1992-1998 гг. одновременно директор Института развития личности РАО.
С 1997 г. - главный редактор журнала «Развитие личности».
Научные интересы:
- психологическое сопровождение ребенка, отрока, взрослого и пожилого человека;
- поведение человека в экстремальных условиях;
- человек на всех этапах возраста;
- психология девиантных подростков;
- этническое самосознание в контексте межэтнических отношений.
Основатель и руководитель научной школы «Феноменология развития и бытия личности».
Заложила основы принципиально нового направления этнопсихологии: изучение этнического самосознания через его структурные звенья.
В конце 1950-х гг. В. С. Мухина осуществила на базе Московской психиатрической больницы им. П. П. Кащенко серию экспериментов по использованию дрессированных животных для лечения психически больных людей, в результате которых были получены обнадёживающие результаты.
Автор дневника матери, уникального по продолжительности непрерывного научного наблюдения за психическим развитием сыновей-близнецов от рождения до 7 лет.
В 1960-1970-х гг. исследовала знаковую функцию сознания в развитии графических образов у детей.
В 1970-х гг. выявила психологическую одновременность вхождения ребёнка в мир реальных предметов и в мир их символических замещений, постепенное ослабление прямой зависимости детского поведения от функционального назначения окружающих предметов и нарастание степени свободы ребёнка в сфере его действий с предметами-заместителями и в развитии рефлексии.
С 1970-х гг. разрабатывает проблему психического развития личности как взаимодействия процессов её идентификации и обособления; на этой базе обосновала варианты психологической поддержки с учётом возраста индивида.
В 1975-1980-х гг. предложила теорию исторического и онтогенетического развития структурных звеньев самосознания, в систему которых включила: эмоционально-ценностное отношение человека к себе телесному, к своему имени, к индивидуальному психическому «Я»; притязание на признание; половую идентификацию; психологическое время личности (прошлое, настоящее, будущее); социальное пространство личности — её права и обязанности. С позиций этой теории становятся возможными диагностика и коррекция негативных проявлений в развитии психических процессов, в том числе связанных с групповыми и этническими проблемами.
Участвовала в организации психологической помощи пострадавшим от Спитакского землетрясения в Армении (1988-1989). С конца 1980-х гг. руководила подготовкой практических психологов для регионов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС.
В 1992-1999 гг. возглавляла программу РАО «Будущие лидеры России».
С 2002 г. совместно с отделом психологической службы ГУИН Министерства юстиции РФ разрабатывает «Программу реабилитации матери и ребёнка в условиях лишения свободы» и программу «Инновационные технологии социальной адаптации и ресоциализации осужденных к длительным срокам наказания».
В 2004 г. руководила группой психологов по оказанию психологической экспресс-помощи детям, пострадавшим при теракте в Беслане. Участник реализации программ поддержки детства, в том числе «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Чернобыля» и др. Автор концепции и практических разработок кабинета детского психолога, в оборудование которого входят стимульные куклы для детей с различными психологическими проблемами.
С 1985 г. под руководством В.С. Мухиной проведено множество этнопсихологических исследований в различных регионах нашей страны и за её пределами, в том числе в Белоруссии, Украине, Молдавии, Армении, Грузии, Казахстане, Болгарии, Германии, Греции, Испании, Польше, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Индии, США, Колумбии, Кубе, Чаде, Бенине, Сан-Томе и Принсипи, Hамибии, Эфиопии и других странах.
1988 г. - основание научно-педагогической школы под руководством В.С. Мухиной. К числу основных направлений школы относятся: «Структура самосознание личности»; «Этническое самосознание в контексте межэтнических отношений»; «Механизмы формирования и развития (идентификация-обособление) человека как социальной единицы и как уникальной личности»; «Диагностика и психологическое сопровождение личности на всех этапах ее развития в нормальных и в экстремальных условиях»; «Личность и этносы в условиях интернализации и глобальной аккультурации».
Научная значимость школы В.С. Мухиной обусловлена новизной концептуального видения феноменологии развития и бытия личности как в плане исторического анализа становления в человеке двух его ипостасей: Социальной Единицы и Уникальной Личности, так и в плане перспектив личности и этносов в условиях интернализации. Концепция представляет собой мировоззренческую позицию, методологию, которые определяют развитие самосознания учащейся молодёжи (в том числе и подростков). Полученные результаты в области развития и бытия личности в различных социальных, культурных и этнических условиях на сегодняшний день объективно являются базовыми основаниями развития отечественной психологической науки и практики. Основанные на методологических позициях технологии взаимодействия с детьми, подростками, молодёжью, взрослыми и старшеклассниками дают достойный практический эффект как в индивидуальной, так и в групповой, и массовой работе.
Разработала А-тест «ВИ-ЗИ-ЭС», позволяющий диагностировать и осуществлять тренинги специалистов, работающих в экстремальной ситуации.
Руководитель исследовательских проектов:
- Проект «Инновационные технологии социальной адаптации и ресоциализации осужденных к длительным срокам наказания» Международной организации «PRI-Международная тюремная реформа» при сотрудничестве с психологической службой ГУИН Минюста РФ: Мордовия, с 2001 г.
- Разработка программ и методических рекомендаций к проведению мастер-классов «Кабинет детского психолога: практика использования игровой терапии в экстремальной и повседневной практике», 2007-2009.
- Проект исследования ментальных особенностей жителей восточных регионов России: научные экспедиции: острова Курильской гряды 2007-2010 гг.; Бурятия 2012 г.; Ханты-Мансийский национальный округ с 2011 г.
- Разработка программ и методических рекомендаций к проведению диагностики А-тестом «ВИ-ЗИ-ЭС» нового поколения, 2010-2012.
- Научная программа исследования «Отношения к образу «Я» в философии и психологии буддизма», 2010-2011.
- Научная программа исследования «Ментальные особенности представителей родовых культур», Ангола, 2010-2012.
- Программа повышения квалификации для психологов и социальных работников детских домов по заказу министра образования Иркутской области, Иркутск, 2011.
- Программа Евросоюза ТЕМПУС: Магистерская программа «Психологическое сопровождение детского и юношеского развития», 2011-2013 гг. Этап V.
- Проект программы психологического сопровождения подростков, лишенных родительского попечительства, с 2012 г. (соруководитель докторант кафедры психологии развития В.С. Басюк).
- Программа «Трудный подросток» совместно с Минобразования Иркутской области, с 2012 г.
- Российско-американский симпозиум «Поведение: Условия развития и внутренняя позиция личности» совместно с Международной Психолого-педагогической ассоциацией «Global Behavior Solutions»: МПГУ, ФПП, октябрь 2013.
Патенты:
- Способ оценки продуктивности психических функций и эмоциональной стабильности человека (1998), в соавт. с А.В. Волосниковым
- Комплект кукол этнографиический для психотерапии (1992)
- Комплект перчаточных кукол для психотерапии (1992)
Читает курсы:
- Феноменология развития и бытия личности
- Методология психологического исследования
- Акмеология научного творчества
- Зоопсихология и сравнительная психология
- Психология развития, акмеология
- Акмеология развития личности
Основные публикации: более 600 трудов, в том числе изданных за рубежом
- Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник. М.: Академия, 2009 - 12-е изд.; 2011 - 13-е изд., испр. и доп; 2012 - 14-е изд.; 2015 - 15-е изд. 656 с.
- Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). М.: Национальный книжный центр, 2010 - 2-е изд.; 2013 - 3-е изд., испр. и доп.; 2014 - 4-е изд., испр. и доп. 1090 с.
- Мухина В.С., Хвостов А.А. Отчуждение человеков в обыденной жизни: монография: В 2-х книгах. 2-е изд., испр. и доп. М.: Национальный книжный центр, 2014. 672 с.
- Мухина В.С., Хвостов А.А. Отчуждение от других: От прилогов и помыслов к поступку и преступлению. М.: Прометей, 2013. 282 с.
- Мухина В.С., Басюк В.С. Инициации подростков как условие личностного роста: учебное пособие. Иркутск, 2011. 91 с.
- Мухина В.С., Хвостов А.А. Отчуждение от себя: О саморазрушающих страстях человеческих. М.: Прометей, 2011. 200 с.
- Мухина В. С. Отчужденные: Абсолют отчуждения: монография. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2009; 2010 - 2 е изд. (специальное издание для пожизненно осужденных). 704 с.
- Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития. Детство. Отрочество: учебник. М., 2004 - 9-е изд., доп.
- Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности. М.; Воронеж, 1999.
- Мухина В.С. Таинство детства: В 2-х т. 1998. СПб, 2000 - 2-е изд.; Екатеринбург, 2004 - 3-е изд.
- Мухина В.С. Психология детства и отрочества: учебник. М., 1997.
- Мухина В.С. Рождение личности. М., 1984, 1987.
- Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. 1981.
- Детская психология: учебник. М.; Л., 1975, 1985, 1992.
- Мухина В.С. Близнецы: Дневник развития двух мальчиков. 1968, 1997.
Награды:
- Орден Дружбы (2021)
- Медаль «За выдающиеся заслуги» Российской академии образования (2020)
- Орден Святого благоверного царевича Димитрия (2019)
- почетный знак «Золотая Психея» за заслуги в развитии психологической науки и образования (2018)
- Благодарность Президента Российской Федерации «За заслуги в развитии науки и многолетнюю добросовестную работу» (2018)
- Медаль Российской академии образования им. Л.С. Выготского (2016)
- Золотая медаль Федеральной службы исполнения наказаний «За вклад в развитие уголовно-исполнительной системы России» (2015)
- Лауреат конкурса им. Л.С. Выготского (МПГУ, 2014)
- Золотая медаль Российской академии образования «За вклад в науку» (2007)
- Медаль Л.С. Выготского (2001)
- Премия Президента РФ в области образования (1998)
- Елизавета Леонидовна Калинина, 22.01.2021
- Михаил Евгеньевич Иванов, 22.01.2020