Кто есть кто
Александр Леонидович Венгер
Доктор психологических наук, профессор, старший научный сотрудник.
Профессор кафедры психологии им. В.П. Зинченко факультета социальных и гуманитарных наук Государственного университета «Дубна». Профессор кафедры детской и семейной психотерапии факультета консультативной и клинической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета. Профессор Института практической психологии и психоанализа. Преподаватель Института современных психологических технологий «Парацельс». Научный руководитель, ведущий научный сотрудник лаборатории специальной психологии и коррекционного обучения НИИ педиатрии Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей Минздрава РФ.
Член редакционной коллегии журнала «Культурно-историческая психология».
В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Большого Жюри (выбор победителей по итогам 2019-2028).
В 1972 г. окончил факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, в 1974 г. - годичный курс по проведению и интерпретации ТАТ, в 1990 г. - годичный курс по диагностическим и психокоррекционным методам в Международном центре по развитию учебного потенциала (Иерусалим, Израиль), в 1992 г. - курсы по психокоррекции и динамическим методам диагностики Института Адасса-ВИЦО-Канада (Иерусалим, Израиль), в 1999 г. - курс по психотерапии в Российской медицинской академии последипломного образования, в 2003 г. - курсы повышения квалификации по психиатрии и психотерапии РМАПО. Стажировался под руководством ведущего клинического психолога Израиля, лауреата национальной премии профессора Р. Фуерштайна.
В 1977 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Формирование операций и организаций действия у детей дошкольного возраста», в 2002 г. - докторскую диссертацию на тему «Соотношение возрастных и индивидуальных закономерностей психического развития ребенка».
Более 40 лет ведет практическую работу в области психодиагностики, психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии, совмещая ее с научной и преподавательской деятельностью, проводит обучающие занятия, семинары и тренинги, занимается супервизией.
В 1990-1998 гг. - старший исследователь Международного центра по развитию учебного потенциала (г. Иерусалим, Израиль).
Область научных интересов:
- изучение индивидуальных вариантов психического развития
- разработка методов психодиагностики
- проблемы общей и специальной одаренности
Направления практической деятельности:
- психолого-педагогическое консультирование
- психотерапия стрессовых и кризисных состояний
Участвовал в проектах:
- психологическая реабилитация жертв землетрясения в г. Спитак (1988-1989).
- психологическая помощь детям и подросткам, находящимся в стрессовом состоянии в связи с ракетными обстрелами Израиля Ираком (Иерусалим, Тель-Авив, Рамат-Ган; Израиль) (1992)
- психологическая реабилитация детей и подростков, пострадавших в результате террористических актов (Израиль) (1990–1998)
- психологическая помощь детям и подросткам, пострадавшим в результате теракта в московском театре «Норд-Ост» (2002)
- психологическая помощь детям и подросткам, пострадавшим в результате катастрофы в московском аквапарке «Трансвааль» (2004)
- психологическая помощь детям и подросткам, пострадавшим в результате теракта в школе №1 г. Беслан (2004)
Преподавал на кафедре детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования. Руководил сектором экстренной психологической помощи детям и подросткам Московского городского психолого-педагогического университета.
Читает курсы:
- Психотерапия стрессовых и постстрессовых состояний у детей и подростков
- Клиническая психология
- Коррекция детско-родительских отношений
Психологическая коррекция кризисных и стрессовых состояний - Психологическое консультирование детей и родителей
- Психотерапия: теория и практика
Основные публикации: более 160 работ, в том числе
- Венгер А.Л. и др. Деятельностный подход в образовании: коллективная монография. Кн. 3. – М.: Author's club, 2020. – 229 с.
- Программа повышения квалификации «Психология общения медицинского работника в педиатрии» : образовательная программа / под ред. А.Л. Венгера, С.Б. Лазуренко. – М.: НМИЦ здоровья детей, 2019. – 42 с.
- Венгер А.Л. и др. Психологические аспекты оказания первой помощи: методическое пособие для специалистов психолого-педагогического профиля и родителей. – М.: НМИЦ здоровья детей, 2018. – 27 с.
- Венгер А.Л. Психологические синдромы: подходы к построению содержательной диагностики развития // Культурно-историческая психология. 2014. №1. С. 20-25
- Венгер А.Л. Психологические типы детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 2014. №3. С. 37-45
- Venger A., Morozova E. Cultural-historical psychotherapy. // The Cambridge Handbook of Cultural-Historical Psychology / ed. by A. Yasnitsky, R. van der Veer, M. Ferrari. – Cambridge University Press, 2014. – Pp. 403-422
- Ранние этапы онтогенеза психики // У истоков развития. Сборник научных статей / Под ред. Л.Ф. Обуховой, И.А. Котляр. – М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. – С. 33-49
- Венгер А.Л., Гребенюкова А.С. Коррекция неблагоприятных эмоциональных состояний у младших школьников // Психологический журнал Международного университета природы общества и человека «Дубна». 2013. №4. С. 1-11
- Венгер А.Л., Морозова Е.И. Культурно-историческая психотерапия // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна», 2012, № 3, c. 1-19
- Венгер А.Л., Морозова Е.И. Экстренная психологическая помощь детям и подросткам. – М.: ВНИИгеосистем, 2011; Дубна: Гос. ун-т «Дубна», 2016.
- Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. – М.: Дрофа, 2010. – 397 с.
- Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной самостоятельности. – М.: ОИРО, 2010; М.: Авторский клуб, 2015. – 432 с.
- Венгер А.Л., Морозова Е.И. Психологическая помощь детям и подросткам после бесланской трагедии. – Владимир: Транзит-ИКС, 2009. – 150 с.
- Венгер А.Л., Морозова Е.И., Дозорцева Е.Г. Теоретические основания экстренной психологической помощи детям и подросткам. Учебное пособие. 2007.
- Венгер А.Л. Психологическая помощь детям и подросткам в чрезвычайных ситуациях (на опыте работы с жертвами террористического акта в Беслане) // Консультативная психология и психотерапия. 2006. №1.
- Венгер А.Л. Групповой тренинг с одаренными подростками // Консультативная психология и психотерапия. 2006. № 2.
- Венгер А.Л. Психотерапия: западная теория и российская практика // Консультативная психология и психотерапия. 2004. №1. С. 5-17
- Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. - М.: Владос-пресс, 2002, 2007.
- Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос-Пресс, 2001. - 157 с.
- Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство (в двух частях). - М.: Генезис, 2001.
- Венгер А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. М. – Рига: ПЦ «Эксперимент», 2000.
Награды:
- Наградной крест «Защитнику отечества» II степени за работу по психологической реабилитации жертв массовых катастроф
- Памятная медаль МАРО «За особые заслуги в развивающем обучении»
- «IV Международная научно-практическая конференция "Психология третьего тысячелетия", памяти профессора Л.Ф. Обуховой», 17-18 апреля 2017 года, Дубна (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2017 г.), номинант
- «Клиническая психология развития», учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры (в номинации «Книга года по психологии», 2017 г.), номинант
- «II Международная научно-практическая конференция "Психология третьего тысячелетия"», 2-3 апреля 2015 года (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2015 г.), номинант
- «Детская и подростковая психотерапия», учебник для бакалавриата и магистратуры (в номинации «Книга года по психологии», 2015 г.), лауреат
- «I Международная научно-практическая конференция "Психология третьего тысячелетия"», 17-18 апреля 2014 г. (в номинации «Вклад в развитие единого профессионального психологического сообщества России», 2014 г.), лауреат
- VII Международная научно-практическая конференция "Психология третьего тысячелетия. Актуальные вопросы современной психологии", 14 - 15 апреля 2020 года, Дубна (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2020 г.)
- II Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии "Консультативная психология: вызовы практики", посвященная памяти Федора Ефимовича Василюка, 5 - 7 ноября 2020 года, Москва (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2020 г.)
- Нина Аркадьевна Низовских, 09.01.2024
- Виктор Ефимович Каган, 09.01.2022