Кто есть кто
Александр Павлович Болтунов
Доктор философии (PhD). Доктор педагогических наук.
Один из первых организаторов системы профориентационной работы в Ленинграде.
В 1907 г. окончил историко-филологический факультет Московского университета, в 1909 г. получил степень доктора философии в Берлинском университете (научным руководителем А.П. Болтунова был один из основателей европейской школы функциональной психологии К. Штумпф). В 1913 г. получил звание приват-доцента.
Преподавал латинский язык на историко-филологическом факультете Московских высших женских курсов.
В 1920 г. состоял профессором кафедры философии и психологии Томского университета, читал курс лекций и вел практические занятия по психологии.
В 1921-1923 гг. — профессор Кубанского института народного образования (затем Кубанский педагогический институт народного образования), проректор по учебной части, член правления института.
В 1925-1936 гг. — профессор Педологического отделения Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена, заведующий кафедрой теории дошкольного воспитания, в 1929-1931 гг. возглавлял кафедру экспериментальной психологии. Заведовал школьно-психолотехнической лабораторией ЛГПИ.
С 1936 г. — научный консультант по психологии при Ленинградском индустриальном институте.
Научные интересы А.П. Болтунова были связаны с исследованием психологических проблем профессиональной ориентации и консультации молодежи, профессиографии, проблем психологии способностей и склонностей, трудового воспитания школьников.
Рассматривал профессиональную пригодность как результат овладения профессией и продукт развития способностей субъекта под влиянием интересов, мотивов труда. Предлагал учитывать мотивы труда при составлении профориентационной характеристики профессий. Разработал методы психологической профессиографии в целях профориентации; измерительную шкалу ума для определения способностей.
Один из первых организаторов системы профориентационной работы в Ленинграде в 1920—30-е гг., включавшей деятельность психологов (педологов) в школах, на бирже труда, в профессиональных учебных заведениях. Наряду с тестами в оценке способностей и склонностей школьников считал необходимым использовать данные систематического наблюдения за успехами в учебной деятельности школьников педагогов-предметников.
Основные труды:
- О судебной психологии. М., 1916.
- Метод анкеты в педагогическом и психологическом исследовании // Вестник воспитания. 1916. № 9.
- Реформа русской школы как проблема для коллективной научно-педагогической разработки // Новая школа. 1918. № 15–20.
- По поводу летних учительских курсов // Новая школа. 1918. № 11–14.
- Рецензия на книгу: Джонсон Г. Игры и забавы в воспитании // Педагогическая мысль. 1923. № 4.
- Метод анкеты в педагогическом и психологическом исследовании. М., 1916. 128 с.; М.: Т-во В. В. Думнов, насл. бр. Салаевых, 1923. 93 с.
- Как вести педагогический дневник. Пг., 1923. 63 с.
- Трудовая школа (в психологическом освещении). М., 1923. 148 с.; 2-е изд. М.-Л., 1926. 189 с.
- Рецензия на книгу: Детство и юность, их психология и педагогика: Педологический сборник // Педагогическая мысль. 1923. №2.
- Оценка театральных представлений детьми // Педагогическая мысль. 1923. № 3
- Люблинская А.А., Макарова А.И. Измерительная шкала ума для детей дошкольного образования: Из психологической лаборатории Ин-та дошкольного образования / С вводной статьей и под ред. А.П. Болтунова. Л., 1926.
- Педагогическая характеристика ребенка. М.-Л., 1926. 176 с.
- Практикум по теории психологических испытаний: С 35 табл., образцами материалов и график. в тексте.... М.; Л.: Гос. изд-во, 1927. 215 с.
- Измерительная шкала ума для поклассных испытаний школьников. Л., 1928; 2-е изд., перераб. и доп. Л., 1929. 119 с.
- Психологический эксперимент в применении к детям дошкольного возраста // Педология. 1928. Кн. 1.
- Педагогический эксперимент в массовой школе. М.-Л., 1929. 63 с.
- Педологические исследования / Под ред. М.Я. Басова, А.П. Болтунова, В.Н. Мясищева. М., Л., 1930.
- Семенова-Болтунова А.П. Объективный учет успешности в нулевых классах трудовой школы. Методика и техника учета навыков в счете, чтении и письме / Под ред. А.П. Болтунова. М.-Л., 1930.
- Педология в школе: Из педолого-педагогической амбулатории при Педагогическом ин-те им. А.И. Герцена / Под ред. А.П. Болтунова. М.-Л., 1930. 290 с.
- Профильная скала, сост. проф. А. П. Болтуновым. Л., 1930. 6 с.
- Семенова-Болтунова А.П. Арифметическое мышление школьника [1-й ступени] / Под ред. и с предисл. А.П. Болтунова. М.-Л., 1931.
- Система профессиональной консультации в общеобразовательной школе. 1932.
- Принципы и система профориентации в школе. Л.: ЛПИ, 1932. 154 с.
- Организационные вопросы школьно-профориентационной работы (на основании опыта работы школьно-психотехн. лаборатории Ленинградского практ. педол. ин-та) // Советская психотехника. М.-Л., 1933. Т. IV, №1.
- Инструкция к проведению обследования профинтересов школьников / Под ред. А.П. Болтунова. Л., 1933.
- Задачи и принципы психотехнической работы в ИПЗ // Методика психотехнических исследований. Л., 1934.
- Методы обследования общего интеллекта // Методика психотехнических исследований. Л., 1934.
- Методы обследования общих волевых особенностей // Методика психотехнических исследований. Л., 1934.
- Статистика для педологов: Учебное пособие для студентов педвузов. Л., 1934. 204 с.
- Профориентация в школе: метод. пособие для педологов, психотехников и педагогов / Под ред. А.П. Болтунова. М.-Л., 1934. 185 с.
- Помощь семьи в выборе профессии. Л., 1935. 22 с.
- Выбор профессии и задачи классного руководителя // Классный руководитель: Сборник статей и справочных материалов. Л., 1939.
- Слободзинская М.Н. Как организовать досуг школьника в семье / Под ред. А.П. Болтунова и Н.А. Лялина. Л., 1939.
- Умственное развитие и воспитание школьника. Л., 1940. 48 с.
- Слушание и чтение в процессе обучения. Л., 1945. 65 с.
В середине 1930-х гг. работы критиковались в связи с осуждением педологии и психотехники в целом.
В 1942 г. А.П. Болтунов умер от истощения в блокадном Ленинграде.