Кто есть кто
Ольга Александровна Орехова
Кандидат психологических наук.
Доцент кафедры военно-политической работы Военного учебно-научного центра Военно-Морского флота «Военно-морская академия им. адм. Н.Г. Кузнецова». Преподаватель Института практической психологии «Иматон».
Специалист по детской психологии.
Автор монографий «Цветовая диагностика эмоций ребенка» (СПб: Речь, 2003, 2006), «Цветовая диагностика эмоций. Типология развития» (СПб: Речь, 2008).
В 2007 г. О.А. Орехова защитила кандидатскую диссертацию на тему «Особенности развития эмоциональной сферы у детей дошкольного и школьного возраста». В данной работе была глубоко исследована проблема становления и развития эмоциональной сферы у детей дошкольного и школьного возраста. Рассмотрены аспекты эмоциональных состояний (амбивалентность чувств) и процессов (инверсии эмоций), лежащих в основе конфликтных эмоциональных отношений и во многом определяющих личностное развитие ребенка. Исследована роль дифференциации эмоции в развитии эмоциональной сферы детей разного возраста и пола. Предложен авторский подход, позволяющий прогнозировать, определять и разрешать затруднения в эмоциональном развитии, использовать предпочитаемые сферы деятельности ребенка в коррекционных формах работы и консультативной практике практических психологов.
На основе диссертационного исследования был создан проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» (производство Компании «Иматон»), получивший широкое распространение и заслуженную популярность в деятельности детских практических специалистов. Методика предназначена для оценки эмоциональной сферы ребенка и прогноза успешности адаптации. Практическая ценность методики заключается в широте ее возможного применения: диагностика сферы эмоциональных отношений и индивидуально значимых факторов, затрудняющих эмоциональное и личностное развитие ребенка; выявление ресурсных сфер жизни ребенка, которые могут становиться основой в индивидуальной психологической работе; прогноз и профилактика адаптационных кризисов в переходные возрастные периоды.
Подход изучения взаимодействия положительных и отрицательных эмоций, заложенный в основу психодиагностической методики, позволил определить универсальность данных механизмов развития эмоциональной сферы и у взрослых. Методика была адаптирована для военнослужащих (2009), был пополнен контент типологических особенностей типов эмоциональной сферы взрослых. В частности были получены результаты, позволяющие определить роль эмоциональной сферы в формировании функциональных состояний военнослужащих, проследить взаимосвязь инверсий положительных и отрицательных эмоций с формированием завышенной самооценки военнослужащих (2019).
В 2020–2021 годах методика активно использовалась для определения эффективности ряда инновационных образовательных проектов (Всероссийский проект центра развития интеллектуальных и творческих способностей «Интелрост», «Киноуроки в школах России»). В 2021 году методика была адаптирована для работы с беременными женщинами и показала большую эффективность в диагностической и психотерапевтической работе, направленной на сохранение беременности (по запросу фонда Андрея Первозванного по программе Святость материнства).