Кто есть кто
Татьяна Петровна Скрипкина
Доктор психологических наук, профессор. Почетный работник высшего профессионального образования РФ. Заслуженный деятель науки Республики Ингушетия.
Профессор кафедры социологии, психологии управления и истории Государственного университета управления. Ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела научного центра Академии ФСИН России.
Член экспертного совета ВАК при МОН РФ по педагогике и психологии. Эксперт Рособрнадзора. Член Экспертного совета Федерального научно-методического центра в области психологии и педагогики толерантности.
Член Международной славянской академии образования им. Я. А. Каменского.
В 1975 г. закончила Ростовский государственный университет, в 1983 г. - аспирантуру НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (сейчас - ПИ РАО).
В 1984 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Доверие к людям в раннем юношеском возрасте», в 1998 г. - докторскую диссертацию на тему «Доверие как социально-психологическое явление».
С 1976 по 2000 гг. работала в Ростовском государственном педагогическом университете. С 1989 по 2000 г. заведовала кафедрой социальной и педагогической психологии РГПУ. С 2000 г. заведовала кафедрой психологии развития и акмеологии Южного федерального университета.
Работала в Университете РАО (сейчас Университет российского инновационного образования): декан психологического факультета, затем факультета гуманитарных наук, заведующая кафедрой общей психологии и психологии развития.
Преподавала на кафедре психологического консультирования факультета психологии Московского государственного областного университета.
Преподавала в Российском государственном гуманитарном университете — профессор кафедры социальной психологии Института психологии им. Л.С. Выготского.
Преподавала в Новосибирском военном институте войск национальной гвардии Российской Федерации — профессор кафедры военной педагогики и психологии.
С 2020 г. работает в Академии ФСИН России.
Область научных интересов: доверие как условие социализации личности; проблемы профессионального развития личности; разработка форм, видов и направлений работы психологической службы образования; формы психологического сопровождения детей и подростков, воспитывающихся в семье и вне семьи; особенности консультирования детско-родительских отношений; работа с детьми с отклонениями в развитии, психология продвижения человека к «акме», теоретико-психологические основы социокультурной модернизации образования, конструирование безопасной психологической среды в образовательном пространстве.
Под руководством Т.П. Скрипкиной выполнены исследования особенностей проявления доверия в социально-психологическом взаимодействии: в педагогическом процессе, в бизнесе, в инновационной деятельности, в группах подростков - несовершеннолетних преступников, у детей разного возраста, воспитывающихся в условиях депривации. Все исследовательские проекты, возглавляемые ею, успешно продвигались благодаря разработке оригинальных исследовательских методик, которые востребованы психодиагностической практикой.
Автор более 250 научных и научно-методических работ, среди которых монографии, главы в монографиях, учебные пособия, статьи, методические разработки. Основные публикации:
- Формирование личности подростка в трудной жизненной ситуации / коллектив авторов. Волгоград, 2020.
- Зачем учителю психология? // Высшее образование в современном мире: история и перспективы. Международная междисциплинарная коллективная монография. Сост. и ред. M. Ле Шансо, И.Э. Соколовская. М., 2020.
- Социальная психология труда: между неопределенностью и прозрачностью / коллектив авторов. М., 2019.
- Принцип развития в современной психологии / коллектив авторов. М., 2016.
- Толерантность как фактор противодействия ксенофобии: управление рисками ксенофобии в обществе риска: коллективная монография. М., 2011.
- Психология субъекта и психология человеческого бытия: коллективная монография. Краснодар, 2010.
- Доверие как фактор развития субъектности в онтогенезе / Скрипкина Т.П., Крищенко Е.П. Ростов-на-Дону, 2010.
- Психология личности: учебное пособие / коллектив авторов. М., 2007.
- Доверие в социально-психологическом взаимодействии / коллектив авторов. Ростов-на-Дону, 2006.
- Доверие к миру как фундаментальное условие толерантности / Скрипкина Т.П. Ростов-на-Дону, 2002.
- Социальная психология личности в вопросах и ответах / коллектив авторов. М., 1999, 2001.
- Что такое психоаналитический подход в психологии личности? / Скрипкина Т.П. М., 1999.
- Психология доверия: учебное пособие / Скрипкина Т.П. М., 1998, 2000, 2011.
- Психология доверия (теоретико-эмпирический анализ) / Скрипкина Т.П. Ростов-на-Дону, 1997.
- Психологическая служба в детских дошкольных учреждениях. 1996 (в соавт.).
- Психологическая служба в детских дошкольных учреждениях разных типов / Скрипкина Т.П. Ростов-на-Дону, 1993.
- Эмоциональные и познавательные характеристики общения / коллектив авторов. Ростов-на-Дону, 1990.
Награды:
- лауреат премии Правительства в области образования,
- нагрудный знак «Почетный работник высшего профессионального образования РФ»
- победитель Всероссийского конкурса «Золотые имена высшей школы» в номинации «За подготовку научных и педагогических кадров» (2023)
- «Психология общения», энциклопедический словарь (в номинации «Проект года в психологической науке», 2011 г.), победитель
- Любовь Сергеевна Новикова, 24.07.2020