Профессиональное самоопределение, выступающее одной из важнейших задач возрастного развития в старшем школьном возрасте, неизбежно предполагает выбор определенной специальности, профессии или сферы деятельности, освоению которой выпускник хотел бы посвятить свои силы после окончания школы. Вопрос о выборе будущей профессии порождается спецификой социальной ситуации развития старшеклассников, стоящих на пороге взрослой жизни, и потому традиционен для выпускников разных исторических эпох. Однако в современном мире глобальных и динамичных изменений с непредсказуемыми последствиями, происходящими во всех сферах человеческой жизни, проблема профессионального выбора также трансформируется. Сегодня уже утратил актуальность принцип «одна работа на всю жизнь», которым руководствовалось поколение бабушек и дедушек нынешних выпускников. Мир профессий стремительно меняется под влиянием запросов общества и развития новых информационных и коммуникационных технологий. Появляются неизвестные ранее, почти фантастические специальности (например, IT-генетик, биоэтик, проектировщик «умной среды»), а традиционные профессии (например, бухгалтер) постепенно отмирают или кардинально меняют свой функционал [4]. И уже очевидно, что современным молодым людям нужно быть готовыми к тому, что сменить однажды выбранную профессию им, возможно, предстоит не один раз на протяжении своей трудовой жизни [3; 16; 17]. Тем не менее свой первый и потому важный профессиональный выбор молодые люди совершают именно в старших классах школы.
Многочисленные исследования показывают, что период, связанный с профессиональным самоопределением, является для многих старшеклассников психологически очень напряженным. Молодые люди оценивают это время своей жизни как трудное, испытывают личную неудовлетворенность, повышенную тревожность, неуверенность в будущем [8]. Далеко не все современные старшеклассники оказываются готовы к полноценному, самостоятельному и ответственному выбору будущей профессии. При этом значительные трудности профессионального выбора школьники испытывают независимо от типа учебного заведения или региона проживания [9; 15], поскольку психологическое благополучие и уверенность профессионального выбора определяют не только внешние факторы, но и внутренние, личностные характеристики: сложившаяся у молодого человека система ценностных ориентаций, устойчивость познавательных интересов, сформированность профессиональных планов, знание и учет своих склонностей и возможностей, социальный интеллект, готовность эффективно действовать в постоянно меняющихся условиях [6; 12; 14].
Очевидно, что на профессиональный выбор молодого человека влияет множество разнообразных факторов как субъективного, так и объективного характера. Можно предположить, что в современном динамичном постиндустриальном обществе, имеющем множественные признаки транзитивности, профессиональное самоопределение становится для выпускников школы более сложной задачей, чем для их сверстников, взросление которых проходило в более стабильную советскую эпоху, основанную на плановой индустриальной экономике.
Программа исследования
В ходе исследования предполагалось ответить на следующие вопросы: в какой мере старшеклассники мегаполиса определились с выбором будущей профессии? Различаются ли по уверенности профессионального выбора школьники 10-х и 11-х классов? Какие профессии выбирают сегодня выпускники школы? Какова мотивация этого выбора? Существуют ли различия по параметрам выбора профессии у современных старшеклассников и их сверстников предшествующей исторической эпохи?
С целью ответа на эти вопросы было проведено изучение уверенности профессионального выбора, его содержания и мотивации у современных школьников 10–11-х классов.
Исследование проводилось в 2020–2021 гг. В ходе письменного анонимного опроса учащимся предлагалось ответить на ряд вопросов о том, выбрали ли они свою будущую профессию? Если выбрали, то какую и почему? Если еще не выбрали, то какую профессию и почему хотели бы выбрать, если бы не было никаких ограничений и сомнений?
Выборку исследования составили учащиеся 10–11-х классов школ г. Москвы и Московской области в возрасте 16–17 лет: учащиеся общеобразовательных школ — 78 человек (36 юношей, 42 девушки), учащиеся физико-математического лицея — 25 человек (13 юношей, 12 девушек), общий объем выборки — 103 человека.
Статистическая обработка данных проводилась с помощью t-критерия Стьюдента (для процентов).
Результаты
1. Уверенность профессионального выбора у школьников 10–11-х классов.
Результаты опроса по общей выборке, показывающие степень субъективной уверенности старшеклассников в своем профессиональном выборе, представлены в таблице 1.
Полученные данные показывают, что среди 11-классников отмечается существенный прирост числа школьников, выбравших для себя будущую профессию, по сравнению с 10-м классом (р ≤ 0,01) и так же существенно снижается в выпускном классе число неопределившихся школьников (р ≤ 0,01). Количество старшеклассников, пока еще не сделавших окончательного выбора и рассматривающих 2–3 возможных для себя варианта профессий, остается в 10-х и 11-х классах примерно одинаковым. Между юношами и девушками старших классов не выявлено существенных различий в уверенности выбора будущей профессии.
В отношении полученных количественных показателей отметим, что, по данным исследований 60-х гг. ХХ в., количество учеников выпускного класса школы, точно указывающих, какую именно профессию они избирают, было заметно выше, чем у сегодняшних школьников, и составляло 84% [5].
Таким образом, современные выпускники школы демонстрируют меньшую определенность профессионального выбора, чем их сверстники середины прошлого века. Можно предположить, что это во многом обусловлено спецификой мира профессий и рынка труда в современном постиндустриальном обществе, их значительным разнообразием, динамичностью и высокой конкурентностью. К тому же в условиях транзитивного общества, изменчивого и неопределенного, молодые люди при выборе профессии уже не могут, как прежде, полагаться на помощь взрослых, которые также не имеют выверенных ориентиров в отношении современных реалий. При таких обстоятельствах совершение профессионального выбора становится для сегодняшних выпускников значительно более сложной задачей, чем для их сверстников прошлых поколений.
2. Какие профессии выбирают старшеклассники мегаполиса.
Важным контекстом, влияющим на характер профессионального выбора выпускников школы, являются конкретные социальные и экономические условия жизни общества. Так, в тяжелые послевоенные годы (1947–1948), когда нашей стране были крайне нужны рабочие руки, 31% выпускников московских школ выбирали производственные профессии [2]. В начале 60-х гг., в период развития индустриальной экономики и начала новой эры в освоении космоса, старшеклассники предпочитали технические, инженерные профессии гуманитарным, тогда как в середине 80-х приоритет отдавался уже гуманитарным специальностям, а также профессиям, относящимся к сфере обслуживания, ранее попадавшим у молодежи в категорию «непрестижных» [13].
Сегодня в России прослеживается тенденция к складыванию постиндустриальной экономики, в которой возрастает роль передовых информационных технологий, все более востребованными становятся знания и интеллектуальные ресурсы, повышается удельная доля сферы услуг (финансовых, юридических, управленческих, образовательных и пр.), что находит отражение и в профессиональных предпочтениях выпускников.
Наше исследование показало, что круг избираемых школьниками профессий довольно широк. Называя уже выбранные и желаемые для себя профессии, старшеклассники указали около 60 различных специальностей, профессий и профессиональных областей. Их количественное распределение по классификации Е.А. Климова [11] у выпускников общеобразовательных школ и физико-математического лицея представлено в таблице 2.
Можно видеть, что современные юноши и девушки в значительной степени ориентированы на выбор профессий, связанных с социальным взаимодействием и работой с информацией (профессии типа «человек — человек», «человек — знаковые системы»). Причем выпускники общеобразовательных школ более ориентированы на профессии социальной направленности, а выпускники физико-математического лицея, как и ожидалось, отдают предпочтение специальностям, связанным с информационными технологиями.
Наименее востребованными у старшеклассников мегаполиса оказываются специальности технического профиля и работа с природными объектами. При этом приоритетными профессиональными областями являются для выпускников творческие специальности, сфера IT-технологий и сфера образования. Такой выбор отражает как специфику и запросы современной постиндустриальной экономики, основанной на широком развитии информационных технологий, индустрии знаний и сферы услуг, так и ярко выраженную у молодых людей потребность в самосовершенствовании и самовыражении.
В этой связи интересно отметить существенные изменения, произошедшие в отношении молодых людей к педагогическим профессиям: если в начале 2000-х гг. педагогическая деятельность оказывалась на последнем месте среди профессиональных предпочтений старшеклассников [1], то сегодня профессии в системе образования (учитель, воспитатель, преподаватель иностранного языка / репетитор, детский спортивный тренер) выдвигаются в число приоритетных.
В нашем исследовании были выявлены гендерные особенности профессиональных предпочтений старшеклассников: юноши достоверно чаще делают выбор в пользу профессий типа «человек — знаковые системы» (р ≤ 0,05) и «человек — техника» (р ≤ 0,1). Это хорошо согласуется с ранее установленными фактами о гендерной специфике профессионального выбора, согласно которым юноши отдают предпочтение специальностям технической, а также предпринимательской и научной направленности, а девушки — социальной направленности [7].
Важно отметить, что предпочтение выпускниками профессий, предполагающих активное социальное взаимодействие, не только отражает желания молодых людей, но и в значительной степени соответствует имеющимся у них способностям и предрасположенностям. Например, по данным сервиса «Профилум», по итогам профконсультаций на основе учета имеющихся у 36 школьников склонностей современным юношам и девушкам рекомендуются именно профессии типа «человек — человек» (продавец-консультант, психолог, менеджер по туризму, официант, администратор и пр.). Правда, эти профессиональные рекомендации могут не всегда совпадать с установкой молодых людей на получение высшего образования и приобретение в дальнейшем престижной и высокооплачиваемой работы [10].
3. Мотивация профессионального выбора у современных старшеклассников.
Выбирая будущую профессию, старшеклассники руководствуются разными мотивами и нередко указывают сразу несколько оснований выбора. Варианты мотивации профессионального выбора представлены в таблице 3.
Анализ мотивации старшеклассников при выборе профессии показывает, что юноши и девушки руководствуются прежде всего собственными интересами и склонностями («Инженер-программист, системный администратор. Почему? Да потому, что мне это нравится!», «Архитектор: мне нравится рисовать, чертить, заниматься моделированием»). Ориентация на собственные потребности и интересы при выборе профессии оказалась особенно выраженной у выпускников физико-математического лицея.
Для современных молодых людей очень важно, чтобы будущая профессиональная деятельность приносила им удовольствие, была увлекательной и открывала возможности для саморазвития и самовыражения («Я хочу стать педагогом, так как эта профессия всегда актуальна, интересна и дает новые пути к саморазвитию»; «Я выбрала профессию дизайнера, так как в ней я могу раскрыть свои художественные способности и получать удовольствие от работы»).
Широкая социальная мотивации («Хочу быть детским врачом. Хочу лечить, помогать, облегчать боль детям»; «Полицейский, пожарный. Я выбираю эти профессии, потому что они мне нравятся, и я хочу помогать людям в разных жизненных ситуациях. Также эти профессии могут пригодиться в любой жизненной ситуации»), а также мотивация прагматичная («Выбираю профессию IT-разработчика, так как эта работа мне интересна, а также хорошо оплачиваема и востребована») встречаются у современных школьников существенно реже и практически никогда не называются в качестве единственного основания при выборе профессии.
Очень показательно, что никто из участников опроса не сослался на мнение родителей или знакомых в качестве основания своего профессионального выбора. Это еще раз подчеркивает высокую долю самостоятельности современных старшеклассников при выборе будущей профессии, их ориентацию на собственное мнение и личные желания. Этим современные юноши и девушки заметно отличаются от выпускников конца 1990-х гг., среди которых от 10 до 20% выбирали будущую профессию по совету родителей, знакомых и друзей [7].
Выводы
Проведенное исследование показало, что к окончанию школы бóльшая часть выпускников определяется с выбором будущей профессии, однако эта проблема решена далеко не всеми 11-классниками. Профессиональный выбор старшеклассников в значительной степени индивидуализирован и делается прежде всего на основании собственных желаний, интересов и склонностей. Современные юноши и девушки ориентированы на профессии, связанные с социальным взаимодействием и межличностными коммуникациями, что не только отвечает собственным потребностям молодых людей, но и соответствует их реальным склонностям.
Наиболее привлекательными для старшеклассников сферами профессиональной деятельности являются: творческие специальности, сфера IT-технологий и образование. Такой выбор соотносится с запросами постиндустриальной экономики, а также отвечает ярко выраженной у современной молодежи потребности в самовыражении и самореализации.
Литература
- Азбель А.А. Особенности формирования статусов профессиональной идентичности старшеклассников: дисс. … канд. психол. наук / А.А. Азбель. — СПб., 2004. — 219 с.
- Арискина К.А. Выбор профессии учащимися средней школы: дисс. … канд. психол. наук / К.А. Арискина. — М., 1952. — 86 с.
- Арон И.С. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению подростков, находящихся в разных социальных ситуациях развития / И. С. Арон // Вопросы психологии. — 2016. — №1. — С. 86–95.
- Атлас новых профессий 3.0 / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. — М.: Интеллектуальная Литература, 2020. — 456 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. — СПб: Питер, 2008. — 400 с.
- Взаимосвязь ценностей и карьерных ориентаций современных подростков / Е.Б. Пучкова [и др.] // Психол. наука и образование. — 2019. — Т. 24, №5. — С. 27–36. — doi: 10.17759/pse.2019240503
- Головей Л.А. Психология становления субъекта деятельности в период юности и взросления: автореф. дисс. ... д-ра психол. наук / Л.А. Головей. — СПб, 1996. — 46 с.
- Головей Л.А. Психоэмоциональное благополучие старшеклассников в связи с готовностью к профессиональному самоопределению / Л.А. Головей, М.В. Данилова, И.А. Груздева // Психол. наука и образование. — 2019. — Т. 24, №6. — С. 63–73. — doi: 10.17759/pse.2019240606
- Гузич М.Э. О готовности юношества северного региона России к профессиональному выбору / М.Э. Гузич, Н.И. Хохлова // Психол. наука и образование psyedu.ru. — 2016. — Т. 8, №1. — С. 86–95. — doi: 10.17759/psyedu.2016080108
- Карьера для зумера: ожидание и реальность [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://vybor-professii.tass.ru/reyting-professiy/ (дата обращения: 17.05.2021).
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. — М.: Академия, 2004. — 304 с.
- Коньшина Т.М. Личная профессиональная перспектива современных российских старших подростков: ценностно-смысловой аспект / Т.М. Коньшина, Н.С. Пряжников, Т.Ю. Садовникова // Вестн. Моск. ун-та. Серия 14. Психология. — 2018. — №3. — С. 37–59. — doi: 10.11621/ vsp.2018.03.37
- Мкртчян Г.М. О профессиональных ориентациях старшеклассников / Г.М. Мкртчян, А.Е. Чирикова // Вопр. психологии. — 1985. — №3. — С. 91–97.
- Пряжников Н.С. Морально-ценностные основания процесса профессионального самоопределения в подростковом возрасте [Электронный ресурс] / Н.С. Пряжников, С.В. Молчанов, К.А. Кирсанов // Психол. исследования. — 2018. — Т. 11, №61. — С. 7. — Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n62/1643-pryaznikov62.html (дата обращения: 16.05.2021).
- Снегова Е.В. Психологическое исследование профессиональных предпочтений старшеклассников / Е.В. Снегова, С.Е. Мальцева // Ученые записки С.-Петерб. гос. ин-та психологии и социальной работы. — 2019. — Т. 32, №2. — С. 130–137.
- Хаймовская Н.А. Социально-психологические аспекты профессионального самоопределения в современном обществе / Н.А. Хаймовская, А.Л. Бочарова // Психол. наука и образование www.psyedu.ru. — 2016. — Т. 8, №1. — C. 105–113. — doi: 10.17759/psyedu.2016080110
Источник: Данилова Е.Е. Мотивация выбора будущей профессии у старшеклассников мегаполиса // Актуальные проблемы психологического знания. 2021. № 1-2 (55). С. 31–38.
Уважаемые коллеги! Очень жаль, что психологи в своих работах не учитывают такой важный аргумент, как состояние здоровья школьников. Что продемонстрировала и данная статья. В разделе "Мотивация профессионального выбора у современных старшеклассников" нет мотивации на состояние здоровья. Почему нет? Потому что их на это никто не мотивирует(+++ Не психологи и не школьные врачи. Проблема государственной важности, так как, по данным НИИ ГиЗДиП, около 80% выпускников школ имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья ограничивающие им выбор профессии, по сравнению со здоровыми выпускниками. Поэтому проведение профориентации в школе должно проводиться совместно врачом и психологом, с учетом состояния здоровья данного ученика.В качестве примера приведу ряд статей по данной теме:1. Ганузин В.М., Черная Н.Л., Маскова Г.С. Особенности врачебной профессиональной консультации подростков с бронхиальной астмой: клинические наблюдения. Доктор.Ру. 2020; 19(3): 57–60. DOI: 10.31550/1727-2378-2020-19-3-57- 60. 2. Маскова Г.С. , Ганузин В.М. Врачебная профессиональная консультация подростков с артериальной гипертензией как фактор профилактики сердечно-сосудистых нарушений у взрослых. Практическая медицина. 2017. № 10. С. 67-70. 3. В.М. Ганузин, Н.Л. Черная. Врачебная профессиональная консультация подростков при некоторых заболеваниях нервной системы. Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2019 (19), № 1. С.95-100. 4. Булычева Е.В. Использование психофизиологических методов диагностики здоровья при проведении врачебно-профессиональной консультации обучающихся // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология, 2022, том 13, № 2. С. 160-178. С уважением к автору статьи, Валерий Михайлович.
, чтобы комментировать
Если кого из психологов заинтересует данная проблема я могу выслать на эл. почту "Врачебная профессиональная консультация подростков с хроническими заболеваниями и отклонениями в состоянии здоровья. Учебное пособие /Ганузин В.М., Ганичева Н.П., Кисельникова О.В., Маскова Г.С. под редакцией зав. кафедрой педиатрии ИПДО, профессора Мозжухиной Л.И. (2-е издание, переработанное и дополненное) Ярославль, ЯГМУ, 2021, 64 стр.", где даны конкретные профессии и вредные профессионально-производственные факторы, в которых не рекомендуется работать молодому специалисту с конкретным хроническим заболеванием.
, чтобы комментировать