18+
Выходит с 1995 года
27 декабря 2024
«От человека требуется самая малость — всего лишь быть самим собой»

В каком мире мы живем? Как психология объясняет происходящие социальные изменения? Сегодня становится все более очевидным развертывание качественно иной жизненной реальности, кардинально отличающейся своей неустойчивостью, многогранностью и во многом конфликтностью. Социальные катаклизмы поражают своим динамизмом и непредсказуемостью, запуская процесс не менее впечатляющих изменений личности человека. Современному миру даже придуман новый термин — VUCA-мир. Основными его характеристиками являются изменчивость, неопределенность, сложность, двусмысленность, что связано с необъяснимостью и непредсказуемостью дальнейшего развития. Так считает Евгений Алексеевич Уваров, доктор психологических наук, профессор кафедры общей и клинической психологии ТГУ имени Г.Р. Державина.

— Евгений Алексеевич, что сулят происходящие изменения человеку, который на протяжении всей своей истории стремился к спокойствию, стабильности и комфорту?

— Развитие человеческой цивилизации проходит не планомерно и поступательно, а своего рода историческими скачками. Периоды колоссального культурного и научного прогресса сменялись катастрофами, провалами и безвременьем. Такое развитие событий напоминает «эффект бутылочного горлышка». Посмотрите, как ведет себя вода, вытекая из горлышка: ускорение потока, турбулентность, сжатие, одним словом, хаос. Именно в таком историческом периоде «посчастливилось» жить нам. К слову сказать, человечество и ранее не раз проплывало между Сциллой и Харибдой, и, как видим, выжило и весьма преуспело. По крайней мере, в своем технологическом развитии. Правда, сейчас риски кратно возросли, мир стал глобальным и настолько взаимозависимым, что даже незначительные события, происходящие за тысячи километров, могут инициировать всеобщую катастрофу.

— Как сказываются глобальные изменения на конкретном человеке? Что с ним происходит? Некоторые говорят о наступившем Армагеддоне как последней исторической битве добра со злом.

— Да, такая точка зрения имеет место. Но давайте не будем заниматься кликушеством, а попытаемся объективно разобраться, что и как влияет на человека. Полагаю, что одним из факторов современных деструктивных сдвигов является так называемое «событийное сжатие», когда вследствие технологического взрыва произошло кратное увеличение объема информации, которую человек элементарно не только не может «переварить», но даже сознательно отреагировать на нее. Другими словами, мир настолько ускорился, что жизнь человека превратилась в сплошное бессвязное мелькание. В таком вселенском бульоне информации и событий сложно ориентироваться. Рациональность у человека работает намного медленнее, чем требует современная ситуация.

— Отчего так?

— Дело в том, что человек не может жить в состоянии неопределенности, вызванной невозможностью осознать череду событий. Он всячески пытается контролировать происходящее вокруг, найти всему, что его окружает, логическое объяснение, но это ему не удается. Желание держать все под контролем является отражением глубинного инстинкта самосохранения. Сбой в его механизме приводит к состоянию тревоги.

— Тревоги?

— Да. Более того, человек может благополучно существовать исключительно в рамках заданных социальных или личных ориентиров: духовных, нравственных, моральных, ценностных, не суть важно каких. Как только они исчезают, человек начинает блуждать в потемках. А как известно, сон разума рождает чудовищ. Страх перед необъяснимостью парализует сознание человека и часто приводит к «туннелизированному» восприятию мира. В конечном итоге это провоцирует развитие состояния одиночества, выброшенности из жизни, безнадежности и прочих «неустойчивостей» со всеми вытекающими последствиями — всеми теми, что мы наблюдаем в современном мире.

— И как чувствует себя человек?

— Человек в таком конфликтном пространстве все больше начинает чувствовать себя калекой, неспособным полноценно вписаться в окружающую среду. И, к сожалению, вместо «нового равновесия», к чему стремилась современная цивилизация, она получила отрицание жизненности и человечности. Конечно, этот тезис можно оспорить и привести множество контраргументов. Но общей картины это не изменит. «Проповедники подсознательного» все настойчивее рисуют иррациональный образ мира, который приводит к параноидальному беспокойству и эпидемии эмоциональных расстройств. Многие начинают говорить о нормальности сумасшествия общества в целом.

Увы, во многом верх взяла бессодержательность и бессмысленность существования человека, автоматизация и ритуальность жизни. Человек в большей степени стал декларироваться и играть вмененную ему социальную роль, не являясь тем, кем он есть в реальности или мог быть. Классическое подтверждение Э. Фромма: «иметь или быть». Кстати, именно Э. Фромм одним из первых высказался в пользу того, что не только отдельно взятый человек, но и общество в целом может быть психически не совсем здоровым. Следует согласиться: то, что вчера являлась нормой, сегодня таковой является не всегда.

Таким образом, мировоззренческий перелом, формирующий современное жизненное пространство, становится одним из ведущих факторов деформации человеческой сущности. В результате социального кризиса на исторической авансцене начинает вырисовываться личность с проявлением последствий психологической травмы, своего рода «иной» человек.

— И как ведет себя человек в этой ситуации?

— Надежда сохранить личностную идентичность и гармонию внутреннего мира заставляет современного человека выстраивать защитное психологическое поле. Поскольку жизненная реальность начинает вызывать тревогу, человек подсознательно стремится заменить ее на что-то другое. В этом он часто переключается на реликтовые формы психологической защиты, что исключает рациональную, сугубо человеческую стратегию решения проблем. Возьмите, к примеру, поведенческую агрессию, социальный инфантилизм, культурный нарциссизм, стремление раствориться в массе и другое. Касательно последнего. Конечно, на первый взгляд в массе безопаснее, психологически уютнее, меньше ответственности и так далее. Но не надо забывать, что масса исключает наличие у человека «лица», а жизненный выбор определяется не конкретным человеком, а кем-то другим. К тому же следует помнить, что развитость технологий манипуляции сознанием не исключает того, что стадо помимо воли индивида могут повести и на «мясозаготовку».

В изменяющемся жизненном пространстве отчетливо начинает проявляться образ псевдомира, который своими установками изменяет смысловую и ценностную картину реальности. Таким образом, создается симулятивная модель. В итоге духовные и материальные подделки начинают образовывать жизненное пространство человека, превращая саму жизнь в фальшивку.

Человек боится посмотреть жизни в глаза, надевает социальную маску и с упорством продолжает играть в жизнь: эффективного управленца, политика, радеющего за благополучие народа, ответственного родителя, профессионала, который решит все проблемы, и так далее. Как раз тот случай: «Весь мир — театр…».

— Психология каким-то образом прогнозирует дальнейшее развитие ситуации? Что ждать человеку в перспективе? Что всем нам можно посоветовать?

— Дело в том, что прогнозировать в VUCA-мире весьма сложно. В неустойчивой и непредсказуемой среде многое зависит от «черных лебедей» — неожиданных внешних факторов, которые возникают неизвестно откуда и могут оказывать разрушительное воздействие на ход событий. Чем сложнее будет окружающий нас мир, чем динамичнее будут протекать в нем социальные процессы, тем больше «лебедей» будет прилетать. С этим следует смириться и принять как данность.

Новые времена требуют новых жизненных стратегий, если хотите, нового человека, способного жить в мире непредсказуемости событий. Человека не должны пугать неожиданности, у него должна выработаться к ним своего рода толерантность.

Современный человек должен обладать «мужеством быть», что означает способность к выходу за пределы собственной ограниченности, стремление к самоутверждению и принятию бытия в реальности, а не в виде созданной симуляции. От человека требуется самая малость — всего лишь быть самим собой. Для этого ему необходимо быть в любой момент готовым выйти из зоны комфорта. То есть быть готовым к любым непредвиденным событиям, где нет достаточного количества данных для прогноза и присутствует высокая степень риска. Кстати, человек не так давно выстроил себе зону комфорта. Тысячелетиями наши предки жили в мире охоты и постоянной борьбы за выживание, когда за каждым кустом мог поджидать хищник, а солнечная поляна не всегда предполагала любование лесными цветами. Они выжили, потому что всегда были готовы к встрече с неожиданностью.

Кроме всего прочего, VUCA-мир предполагает наличие у человека способности к критическому мышлению или гибкого ума, того, что позволяет принимать эффективные решения в нестандартной ситуации. Таким образом, на вызовы современного мира существуют вполне адекватные ответные меры, которые всецело зависят от воли и способностей человека.

Источник: Тамбовский курьер

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»