18+
Выходит с 1995 года
29 ноября 2024
«Огонь Прометея, или Двенадцатиглавый змей» художника Н. С. Фомичёва

Материал для занятий в группе творческого самовыражения для пациентов с депрессивными, неврозоподобными расстройствами с переживанием своей неполноценности (дефензивность).

Подробнее о методе см., например, в книге: Бурно М.Е., Калмыкова И.Ю. Практикум по Терапии творческим самовыражением (М.Е. Бурно). – М.: Институт консультирования и системных решений, Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига, 2018. – 200 с.

В настоящем общечеловеческом занятии работа с пациентами по методу не входит в постижение характеров, характерологических радикалов, ограничивается терапией творческим погружением в прошлое и творческими поисками смысла, способов своей жизни во имя добра. В том числе, в тяжёлые жизненные времена, - исходя из особенностей своей души.

Подробное цитирование указанной книги 2003 года объясняется её большой редкостью, малодоступностью.

Из раздела М.Е. Бурно «О краткосрочной Терапии творческим самовыражением» // Практическое руководство по Терапии творческим самовыражением / Под ред. М.Е. Бурно, Е.А. Добролюбовой. – М.: Академический Проект, ОППЛ, 2003. –  С. 42–57.

«Четвёртое занятие. «Огонь Прометея, или Двенадцатиглавый Змей» Фомичёва»

Николай Сергеевич Фомичёв (1902–1981), московский художник, которого мы с А.А. Бурно близко знали в последние годы его жизни, оставил после себя драгоценные картины о духовной жизни русского народа в старину. Фото Н.С. Фомичёва, фотограф М.Е. Бурно, конец семидесятых:

См. о Фомичёве: Белова О.В. Художник Н.С. Фомичёв и его серия «Заговоры» // Живая старина. 1996. № 1. С. 31-33.

Слайд указанной в названии занятия картины Фомичёва — на экране. Змея (или Змей) — амбивалентно-многозначный народный «символ силы в чистом виде» (Керлот, 1994, с. 210). Богатырски могучий, с незаурядным умом и воображением, Змей знает целебные травы, обладает несметными богатствами, живой водой, превращается в прекрасного юношу и искушает дев. И т.п. (А.Н. Афанасьев, 1868). Но в русской мифологии Змей (Змей Горыныч) - «представитель злого начала, дракон с 3, 6, 9 или 12 головами» (В.В.Иванов и В.Н. Топоров, 1990). Во всяком случае, чистая, честная душа вынуждена противостоять Змею, а то и бороться с ним.

Фомичёв изобразил Двенадцатиглавого змея, и каждая его голова олицетворяет какую-то жизненную трудность, искушение, без которых нельзя прожить и с которыми надо справиться, чтобы не погасить свет своей души, не дать злу задуть твою свечу-совесть. В году 12 месяцев, а здесь «год» понимается как круг духовной жизни человека. В нижнем правом углу картины путник прикрывает иносказательно рукой пламя свечи (Прометеев огонь)  в другой руке — оберегает-охраняет свет своей души от происков Змея.  Эти жизненные трудности, искушения, — поясняю пациентам. – есть уже, были или будут у каждого из нас. Давайте же, вспоминая наши горести, неприятности, страдания, подумаем вместе — и каждый скажет, по очереди (как это обычно происходит у нас), что означает каждая змеиная голова.

После того как пациенты выскажутся, нередко интересно, но с понятной неудовлетворённостью своими объяснениями и потому с напряжённо-вопросительным вниманием к психотерапевту, рассказываю эту картину так, как когда-то объяснял её сам художник, но, конечно, развивая его рассказ.

Первые три головы (ребёнок со вздутым животом, истощённая старушка, женщина, просяще протянувшая руки) — это Семья, которая просит есть. Или вообще какие-то люди, даже не родные, а может быть, и животные, о которых необходимо заботиться, потому что больше о них никто не позаботится, потому что мы за них в ответе. И надо делать для них всё возможное, дабы не погасить свою совесть. Далее — красный мужик, размахивающий руками. Это — пылающие Страсти, пагубные влечения-желания. Каждому из нас (во всяком случае, в глубине души), бывает, хочется совершить что-то запретное, способное принести горе, неприятности другим людям, даже близким. И здесь надобно, по возможности, справиться с собою, не дать злу задуть своё светлое, нравственное начало. Потом — два заскорузлых, напряжённых мужика — Жадность и Корысть. В каждом из нас это есть в каком-то количестве. Например, добрая женщина ловит себя на том, что своему ребёнку хочется дать кусок получше, нежели соседскому. Или даже совестливый человек, бывает, ненароком, стыдливо подумает: чем же отблагодарит его тот, кому он сейчас так серьёзно помогает. Три противных дрожащих старика — это Властолюбцы- консерваторы, требующие от нас, чтобы мы говорили, делали всякое не так, как нам хочется, а так, как это положено, как им нравится (авторитарные родственники, знакомые, начальники). И здесь нельзя опускаться до грубых взаимных обвинений, ссор. Следует всякий раз достойно, не покривив душой, с дозволительными компромиссами, отойти от возможности конфликта, мягко, но непреклонно отстаивая своё принципиальное. Наконец, каждого из нас, рано или поздно, охватывают какие-то лишения, невозможность получить что-то, чего очень хотелось бы. Пусть это не Голод, пронзительно протягивающий руки к путнику, пусть более лёгкое лишение, но его надо также достойно, без сделок с совестью, преодолеть. Чаще ближе к концу жизни приходит к нам тяжёлая Болезнь — в лице лежащего, осунувшегося, страдающего человека — или Старческая немощь, — и это тоже приходится с честью преодолевать. В самом конце пути каждого из нас ждёт безликая дама Смерть, и её также надобно встретить достойно, без паники, не доставляя близким  лишних хлопот.

Занятие приобщает дефензивных, депрессивных пациентов к общечеловеческим трудностям, к которым всем нужно быть готовыми. Стало быть, не только у меня эти переживания, они у всех — сильнее или слабее. Я не один такой уж несчастный. Всем, получается, «жизнь прожить — не поле перейти». Остаётся изучить своё, свойственное характеру, особенностям депрессии, отношение к этим трудностям-невзгодам и целебно-честно идти по своей дороге жизни, как этот благородный путник, пронести, как он, сквозь всё трудное свет, огонь своей души, а это и есть духовное творчество (с. 54–55)».

Прометеевым огнём Художник считал Творчество, Одухотворённость в самом широком понимании. И в заоблачно высоком, и в житейском.

Из письма Николая Сергеевича Фомичёва автору ( 9 апреля 1979 г.)

«Вот, наконец, я оформил свои мысли и шлю их Вам. Мой эскиз к картине «Огонь Прометея». Крайне сложная по теме картина и касается очень мучительных и сокровенных переживаний. Что такое «Огонь Прометея»? Этот огонь, как Вам известно, похитил Прометей у богов олимпийцев на пользу людям.  Значит он, огонь, обладает чудотворными качествами. Благодаря ему, человек получил не только преимущества в его повседневной жизни и послужил прогрессу человечества в плане материальной культуры. Но  главным образом огонь содействовал развитию духовных качеств человека, т.е. пониманию мира во всех его совокупностях. Познанию не только видимого, но и невидимого. К последнему я причисляю восприятие внешних, заземных влияний на него. Это приобретённое качество человека расширило его кругозор и усложнило его психический мир.

Не всякий человек, конечно, стремится к познанию невидимого мира, но тот, кто раскрыл в себе способ его познания, тот уже не может не жить в нём и не уделять другим от даров этого мира.

Я мыслю, что высокое искусство есть отражение этого духовного мира: в музыке, в литературе-поэзии, в живописи и других изобразительных искусствах. Человек, открывший в себе это качество, несёт в себе огонь совершенствования, огонь Прометея, делающий человека близким к совершенству и освобождает его от деспотизма. Т.е. делает его свободным в своём творчестве, а в быте независимым. Вот почему мудрые мифы Греции, в лице громовержца Зевса, так жестоко наказали Прометея!

Как и должно быть, люди несущие «огонь Прометея», почти всегда встречают огромные препятствия в жизни и творчестве». Устремления их кажутся  нередко «ненужными и даже вредными, разрушающими примитивный образ жизни (Ваша Веревкина)» (имеется в виду  психотерапевтический рассказ «Семья Верёвкиных» (1978)).

В моей композиции я дал образ Материи в виде двенадцатиглавого змея, преследующего человека, несущего «огонь Прометея». Существа, населяющие мир Материи, стремятся погубить человека, потушить этот огонь и вернуть человека в их лоно».

Вывод: Человек, несущий «Огонь Прометея», должен знать, что этот дар он обязан нести бесстрашно и с полным сознанием воплотить свои замыслы в жизнь на благо тем же людям преследующим его. Он должен знать, что это великий подвиг, несущий для него много страданий.

Человек, сказавший себе: «я перенесу все трудности и страдания ради идеи, ради раскрытия человечеству духовного мира … Такой человек уже ступил на ступень восхождения к Совершенству».

Свободная беседа психотерапевта с пациентами, опирающаяся, прежде всего, на весь этот материал, помогает каждому, для себя, по-своему, понять, прочувствовать тему занятия. Так важно, особенно в наши трудные дни, направить эту беседу по дороге Добра.

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»