Статья «Роль профессиональных сообществ и этического комитета (комиссии) в этической регуляции профессиональной деятельности психолога-консультанта» из учебника Клюевой Н.В., Армашовой А.Б., Руновской Е.Г. «Этика в психологическом консультировании» /под ред Клюевой Н.В. - М., Юрайт, 2020.
В учебнике представлен список 114 зарегистрированных Министерством юстиции РФ на 12.03.2020 г. общественных объединений психологов, которые заявляют о себе как сообществах психологов-консультантов, психотерапевтов, практических психологов, оказывающих психологическую помощь и поддержку различным группам населения.
У 47 организаций этического кодекса нет.
У 57 из 114 зарегистрированных в России организаций есть этические кодексы, к которым есть доступ, в том числе клиентам, и специалистам, не являющимся членами организации.
При рассмотрении вопроса о роли профессиональных сообществ в этической регуляции профессиональной деятельности психолога важно учитывать профиль психологического направления сообщества, каких специалистов оно объединяет и как их именует. В настоящее время в этических кодексах существует терминологическое многообразие обозначения специалистов, оказывающих психологическую помощь: «психолог», «психолог-консультант», «терапевт», «психотерапевт», «консультант», «телесный психотерапевт», «психоаналитический психотерапевт», «системный семейный психотерапевт» и др.
Например, в этическом кодексе психолога РПО указывается, что он объединяет психологов, имея в виду лиц, имеющих высшее психологическое образование. Есть профессиональные сообщества, которые, объединяют психотерапевтов (Профессиональная психотерапевтическая лига, Европейская конфедерация психоаналитической психотерапии, Ассоциация телесно-ориентированных психотерапевтов и др.). В этических кодексах этих организаций есть требования по поддержанию уровня высокой компетентности, соответствию стандартам и критериям (той модальности, к которой принадлежит психотерапевт), образовании, которое подтверждено документами. Могут быть комментарии, как, например, в кодексе Восточно-Европейской Ассоциации экзистенциальной терапии, о том, что «психотерапевт или терапевт — это лицо, занимающееся практикой психотерапии/психологического консультирования», а «психотерапия» — это «профессиональная помощь психотерапевта клиенту с целью улучшения качества жизни клиента». При этом такие и подобные комментарии оставляют неясным вопрос о профиле образования специалистов.
Существуют сообщества, в которые входят как психологи, так и врачи, например, некоммерческое партнерство «Региональная Ассоциация психологов-консультантов» (Ярославская область) (НП «РАПК»), и в его этическом кодексе есть указание на то, что «консультант — это лицо, занимающееся практикой немедицинского психологического консультирования (психолог-консультант или психотерапевт)».
Для чего нам важно понимание терминологии? В практике работы этических комиссий и судопроизводства в отношении психологов могут встречаться случаи, в основе которых лежит некорректное использование термина «психотерапия» при оказании психологических услуг.
В настоящее время под термином «психотерапевт» подразумевается специалист, имеющий высшее медицинское образование, т.е. это врачебная специализация. Почему происходит путаница в этом вопросе у психологов и введение в заблуждение клиентов? Этому есть несколько причин.
Во-первых, сообщества могут опираться на определение психотерапии как немедицинской модели, принятое Европейской ассоциацией психотерапии (Страсбургская декларация 21 октября 1990 г.). Например, в этическом кодексе психолога-консультанта Санкт-Петербургского психологического общества «…под индивидуальным психотерапевтическим консультированием понимается оказание профессиональной психологической помощи человеку (семье)», а «…под психотерапией понимается особый вид межличностного взаимодействия, при котором клиентам оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникших у них проблем или затруднений психического характера».
Во-вторых, «Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения», утвержденный и введенный в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. № 532-ст в п. 2.2.4.5 определяет «…психотерапевтическую помощь как социально-психологическую услугу, заключающуюся в психологических воздействиях в системе “психолог — клиент”, направленных на решение проблем клиента, которые лежат в основе глубинных жизненных трудностей и межличностных конфликтов».
В-третьих, в 2013 г. новый «ГОСТ Р 52143—2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг» заменил понятие «психотерапевтическая помощь» на социально-психологические услуги как «содействие улучшению психического состояния граждан, восстановлению способности к их адаптации в социальной среде».
В-четвертых, отсутствует профессиональный стандарт «психолога-консультанта», поэтому такой профессии не существует. И до сих пор не принят закон «О психологической помощи населению в Российской Федерации» (пункт 1.3), регламентирующий деятельность и определяющий термины «психолог», «психологическая помощь», «организация (объединение) психологов», «психологическая консультация».
Путаница, которая возникает в терминах, а также отсутствие единой нормативной базы профессиональной деятельности психолога-консультанта может способствовать возникновению случаев нарушения этики. В частности, принципов честности и ответственности при информировании клиента о том, какие услуги он осуществляет. Известно, что незнание закона не освобождает от ответственности, поэтому незнание, непонимание или заблуждение относительно этических норм не может быть оправданием неэтичного поведения. В связи с этим, при существующей на настоящее время слабой регламентации деятельности психолога остро встает необходимость повышать у специалистов личный профессионализм и уровень грамотности в вопросах этики.
С этой целью в профессиональных сообществах создаются этические комиссии и этические комитеты по рассмотрению жалоб на нарушение норм этики. Во многих кодексах есть общее указание на то, что психолог может обратиться в этическую комиссию, если он столкнулся с этической дилеммой или у него возникли сложности в решении этических вопросов. В некоторых кодексах есть раздел «Уровень поддержки», который регламентирует порядок обращения в этическую комиссию в ситуации, когда психолог нуждается в поддержке и защите.
Важным является формирование у сообщества отношения к этической комиссии не как к карательному органу, а как к органу поддержки, помогающему решить этические затруднения и регулировать этические вопросы профессионального поведения.
Для повышения компетентности в вопросах этических норм и создания платформы доверия и безопасности (по отношению к комиссии), эффективным является регулярное групповое обсуждение кейсов по этике среди членов сообщества. Опыт работы комиссии по этическим вопросам НП «РАПК» показывает, что чаще всего в обсуждении нуждаются принципы компетентности, конфиденциальности, ответственности, поведение психолога в публичном пространстве, использование методов работы в консультировании, взаимодействие психолога с особой категорией клиентов (психиатрические больные, несовершеннолетние).
Такой способ работы комиссии, по сути, является профилактикой этических нарушений и способствует развитию этической зоркости у психолога-консультанта.
Большинство этических кодексов имеет главу «Нарушение этического кодекса психолога», что подразумевает работу комиссии в случаях, когда произошло этическое нарушение. При этом не все кодексы имеют описание регламента подачи жалобы, ее рассмотрения, вынесения решения и, при необходимости, санкций. В основном есть общее руководство о том, что при выявлении случая нарушения этического кодекса необходимо в письменном виде подать жалобу в этическую комиссию сообщества, где она будет рассмотрена в установленном порядке (без расшифровки этого порядка).
Одна из характеристик этического поведения — это открытость, что предполагает ясность, понятность и прозрачность отношений, особенно при работе комиссии по рассмотрению жалоб.
Рассмотрим важные позиции, соблюдение которых облегчает работу комиссии и способствует конструктивному разрешению ситуаций
Этические кодексы содержат рекомендацию, что когда психолог встречается с неэтичным поступком коллеги, он сначала старается разрешить ситуацию неформальным образом, соблюдая конфиденциальность.
Комиссия начинает свою работу с момента поступления жалобы в письменном виде (в том числе в электронной форме). Основываясь на опыте Европейской федерации психологических ассоциаций (EFPA), это самый удачный способ начала регулирования отношений. Как правило, обращение в комиссию является «высшей точкой кипения» заявителя. Практика показывает, что для заявителя это может быть проявлением отчаяния справиться с возникшей ситуацией самостоятельно. Поэтому часто подача жалобы сопровождается сильными эмоциями, что мешает действовать и принимать решения рационально. Понимая это, выбор письменного способа обращения в комиссию не случаен, он помогает регулировать отношения через снижение эмоционального напряжения и перевод обсуждения вопроса в рациональное русло.
Все участники ситуации должны иметь доступ к информации о процедуре рассмотрения жалобы. Идеально, если это подробно представлено в этическом кодексе сообщества (например, этические кодексы НП «РАПК», Восточно-Европейской Ассоциации экзистенциальной терапии). В случае если прямого доступа к этой информации нет, председатель комиссии должен проинформировать как заявителя, так и психолога, в отношении которого подана жалоба, о том, в каком порядке будет работать комиссия.
Для каждого случая может создаваться новый состав членов комиссии, с учетом: специфики нарушенного принципа; персоны, в отношении которой подана жалоба; модальности/направления, в которой психолог специализируется (в случае, если сообщество объединяет психологов разных направлений). Практика показывает, что работа по разрешению этически сложных ситуаций является вкладом в профессиональное развитие специалиста, повышает его способность как расшифровывать содержание этического поля, так и регулировать отношения в нем. Наиболее эффективным будет иметь основной состав комиссии и, при необходимости, приглашать в нее других уважаемых коллег, компетентных в специфике рассматриваемой ситуации. Это позволит сохранять опыт разрешения жалоб, повышать эффективность ее работы, переводя ситуации из разряда «судебных дел» в «искусство обсуждать, понимать и договариваться».
Еще одним регулятором отношений является время и переписка. На рассмотрение жалобы, как правило, отводится три месяца. В течение этого времени, кроме очных встреч с каждой стороной в отдельности, для прояснения сути ситуации и позиции каждого в ней ведется переписка, которая позволяет фиксировать основные итоги процесса. Например, жалоба, ответ на жалобу, если ответ не полностью удовлетворил, то письменное выражение своего несогласия. Вся эта процедура способствует переводу эмоций в рациональный пласт и, кроме того, удерживает стороны в рамках вопроса, так как письменную речь легче зафиксировать и проанализировать, она имеет свойство большей четкости, конкретности. Выражение мыслей и эмоций на бумаге способствует снижению эмоционального напряжения. Когда заявитель излагает жалобу или несогласие с ответом очень эмоционально, комиссия имеет возможность выделить в тексте существенные позиции, что помогает вести дальнейший диалог по поводу разрешения ситуации.
Основная мотивация членов комиссии — желание помочь, а не наказать, что позволяет выходить на конструктивные решения, способствует развитию профессиональной, в т. ч. этической компетентности всех участников.
Членам комиссии необходимо помнить о том, что они задают этические нормы для своих коллег в своем сообществе и тех, кто является участниками этой ситуации (клиенты, общество). Поэтому на этическую комиссию негласно возлагается социальная ответственность за последствия своих действий и решений. Показателем того, что в сообществе сформировано понимание, что этическая комиссия — это помогающий орган, является свободное обращение в нее коллег за оказанием помощи и предложения обсудить ситуации из практики вместе с другими членами организации.
Важна процедура завершения рассмотрение жалобы. Итог работы — это показатель профессионализма работы комиссии, вклад в имидж организации. Самый лучший итог — примирение сторон, нахождение компромиссного решения, удовлетворяющее обе стороны, при соблюдении конфиденциальности. В противном случае, если приходится принимать санкционирующее решение (и другого способа решения ситуации нет), необходимо учитывать риски и последствия для всех участников, отношения строить на соблюдении принципа уважения.
Решением комиссии может быть:
- предупреждение о непрофессиональном поведении;
- информирование всех членов профессиональной организации о недостойном поведении коллеги;
- лишение членства в организации;
- решение вопроса в рамках закона, который был нарушен.
При этом надо понимать то, что общество будет иметь представление о профессиональном сообществе исходя из того, как оно себя проявляет. Феномен психологических отношений в коммуникации: говоря о другом, мы говорим о себе.
Особым случаем является поступление в этическую комиссию жалобы на психолога-консультанта, не являющегося членом данного сообщества. Принимая социальную ответственность за профессиональные действия своих коллег по цеху, комиссия может сообщить заявителю о получении жалобы, и, в соответствии с положением этического кодекса, в срок не позднее двух недель в письменной форме информирует заявителя о решении принять или не принять жалобу к рассмотрению.
Этическая комиссия является рекомендательным органом, у нее нет рычагов влияния, кроме как побуждения к личностному развитию, росту сознательности, самосовершенствованию профессионалов. Поэтому искусство работы комиссии заключается еще и в том, какой будет ее социальная активность, какие слова и действия будут способствовать распространению этических норм среди психологического сообщества в целом, в широком смысле этого понятия. В течение указанного регламентом срока члены комиссии могут предпринять все возможные действия, чтобы НЕ член организации не просто согласился, а захотел обсудить сложившуюся ситуацию и увидел в этом для себя возможность развития.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать