16+
Выходит с 1995 года
29 марта 2024

Кто есть кто

Виктор Александрович Гуружапов

Виктор Александрович Гуружапов

01.01.1948 - 22.10.2019

Доктор психологических наук, профессор. Почетный работник высшего профессионального образования РФ. Заслуженный работник образования Республики Бурятия. Почетный профессор Московского государственного психолого-педагогического университета.

Заведующий кафедрой педагогической психологии факультета психологии образования Московского государственного психолого-педагогического университета. Руководитель магистерских программ «Психология и педагогика воспитания учащихся» (реализуется МГППУ совместно с Первым Римским Университетом) и «Обучение и развитие младших школьников». Член Ученого совета МГППУ. Член Диссертационного совета при МГППУ.

Руководитель секции «Психология и педагогика начального образования» Учебно-методического объединения вузов РФ по направлению «Психолого-педагогическое образование». Сопредседатель экспертного совета «Педагог начального общего образования» ФУМО в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 44.00.00 Образование и педагогические науки, эксперт в области проведения государственной аккредитации образовательного учреждения и научной организации (экспертиза содержания и качества высшего профессионального образования). Эксперт инновационной образовательной сети «Эврика». Научный руководитель экспериментальных площадок на базе школ г. Москвы и г. Улан-Удэ.

Заместитель главного редактора журнала «Психологическая наука и образование», член редакционных коллегий журналов: «Культурно-историческая психология», «Искусство в школе».

Член Российского психологического общества, Федерации психологов образования России и Союза журналистов РФ. Член Международного общества культурно-деятельностных исследований (International Society for Cultural and Activity Research, ISCAR), Международной ассоциации развивающего обучения.

В 1971 г. окончил Иркутский государственный университет по специальности «Математика», в 1978 г. - факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, в 1981 г. - аспирантуру НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (ныне ПИ РАО).

В 1983 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Развитие понимания младшими школьниками искусства в процессе обучения живописи», 2002 г. - докторскую диссертацию на тему «Смыслопорождающие системы понимания искусства детьми младшего школьного и подросткового возраста (на материале живописи и графики)».

В 1971-1972г г. работал преподавателем в Иркутском государственном университете, Восточно-Сибирском технологическом институте.

В 1974-1976 гг. руководил изостудией в г. Улан-Удэ.

В 1986-2011 гг. работал старшим научным сотрудником Государственной Третьяковской галереи, с 1999 г. заведовал отделом методической работы и музейной педагогики.

С 1993 г. преподает в МГППУ, с 1999 г. заведует кафедрой.

Научные интересы:

  • психология художественного развития детей
  • психология искусства
  • психология учебной деятельности
  • теория и практика развивающего обучения
  • проектирование и экспертиза образовательных технологий и сред
  • психология деятельностной педагогики
  • теория и практика высшего профессионального образования психолого-педагогического направления
  • музейная педагогика
  • экспертиза инноваций в области современного общего образования.

Читает курсы:

  • Психологическая теория учебной деятельности.
  • Введение в психологический анализ учебно-воспитательного процесса в школе.
  • Проектирование и экспертиза образовательных технологий и сред
  • Проектирование и экспертиза образовательных систем
  • Организация профессиональной деятельности ППН

Основные публикации: более 130 работ, в том числе

  • Гуружапов В.А. Как учить детей понимать изобразительное искусство. Очерки психологии порождения смысла произведений живописи и графики. — М.: РИА «Мы и мир», 1999.
  • Гуружапов В.А. Экспертиза учебного процесса развивающего обучения в системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова. Учебно-методическое пособие. — М.: АНО Центр «Развивающее образование», 1999.
  • Инновационная сеть развивающего образования / Под ред. В. А. Гуружапова. — М.: Эврика, 2003.
  • Гуружапов В.А. Экспертиза образовательных технологий и сред. Учебно-методическое пособие. — М.: АНО «ПЭБ», 2010.
  • Гуружапов В.А. Учебная деятельность в развивающем обучении (система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова). Методическое пособие. — М.: АНО «ПЭБ», 2010.
  • Гуружапов В.А. Очерки проблем психологической поддержки инновационной образовательной деятельности школ. — М.: АНО «ПЭБ», 2010.
  • Педагогическая психология: учебник для бакалавров / Под ред. В.А.Гуружапова. – М.: Юрайт, 2013.

Награды:

  • Лауреат Премии Президента РФ в области образования — за разработку «Системы психологического обеспечения развивающего образования на основе социогенеза» для региональных систем образования (1998)
  • Серебряный знак «Пси» за заслуги в развитии психологии (2008)
  • Лауреат премии и знак «Золотой фонд прессы» (2008)
  • Юбилейная медаль «За особые заслуги в развивающем обучении» Международной Ассоциации «Развивающее обучение» — как учёный и практик, способствующий становлению и развитию образовательной системы Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова (2008)

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»