Когда человек перестаёт учиться? Кажется, что в современном быстро меняющемся мире получение знаний не заканчивается за порогом университета: чтобы быть компетентным и успешным, надо непрерывно учиться. Как учить взрослых людей? Какие есть стадии взросления? Как в этом поможет теория немецкого экономиста? На эти вопросы ответила Елена Николаевна Морозова, бизнес-тренер, заведующая кафедрой конструирования и проведения бизнес-тренингов, руководитель программы дополнительного профессионального образования «Методическая подготовка бизнес-тренеров» в Институте практической психологии «Иматон».
На VI Всероссийском фестивале практической психологии «Где дни облачны и кратки…» Елена Николаевна выступила с докладом «Юная, средняя и зрелая взрослость. Теория U Отто Шармера в контексте непрерывного образования человека»:
«Кто такой взрослый человек? Одно из определений: «Социально сформированная личность, способная к самостоятельному и ответственному принятию решений в соответствии с нормами и требованиями общества». Это человек, который способен самостоятельно зарабатывать на жизнь, не зависит, скажем, от своих родителей, может создавать семью и быть полноправным членом общества. Вроде бы так. Но, на самом деле, дальше наступает много интересных вариаций...
Концепция непрерывного образования появилась давно, об этом писал Ян Каменский (чешский педагог-гуманист XVII века): «Всеобщее воспитание, приобщение людей к культуре как следство достижения социальной гармонии». Фактически, это обучение как рождаться, как умирать – как жить. Это такое изменение способа бытия, когда человек открывается новому опыту. В связи с этим очень интересен европейский подход к обучению взрослых – это обучение длиною в жизнь. В Европе нет таких профессий как бизнес-тренер, но зато есть профессия – андрогог (андрогогика – раздел теории обучения, раскрывающий специфику освоения знания и умений взрослым человеком), есть определенный уровень сертификации, есть стандарты. Например, в Эстонии я столкнулась с семью или восемью квалификационными уровнями андрогогов.
Взрослые люди – это разнообразная масса людей, которая требует к себе особого подхода из-за специфики возраста, развития, тех задач, которые они решают по жизни. Методология должна быть андрогогическая: методология обучения взрослых точно отличается от обучения детей.
Непрерывное образование стирает границы между возрастами. Какая обратная сторона призыва «Учитесь всю жизнь»? Не будьте взрослыми! Как будто мы всё время чему-то ещё не доучены, чтобы сделать выбор, чтобы взять ответственность. Это тонкости андрогогического метода – где поставить точку или хотя бы точку с запятой?
...У нас есть формальное образование – образование ради «корочки». Знания, умения, навыки прилагаются, но главное – есть «корочки» с правом работать. Есть неформальное образование, где один-два дня позанимались, обнялись, разошлись. Может, чему-то научились, может, чему-то не научились, но точно хорошо провели время. Также есть так называемое «информальное образование», которое происходит за пределами учебных комнат. Это может быть кафе, клуб, путешествие, отдых.
Нам нужно образовывать молодых людей. Если у них нет профессионального образования, им нужна профессия. Людям нужно повышать свою стоимость на рынке труда, повышать заработок – это задача второго образования. Есть университеты и образование третьего возраста. У нас это только появляется, сильно двинулось вперёд в связи с пенсионной реформой. Это образование для людей 50+, тех, кто ещё работает и думает о будущем, и тех, кто вынужденно находится на пенсии. У меня есть пример: одна из моих знакомых от токарного станка в 50 лет ушла к балетному станку. Для людей в этом возрасте образование – это способ поддержки здоровья, психического в том числе, сохранение независимого образа жизни, расширение круга общения».
Смотрите выступление Елены Морозовой в видео.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать