Начальник научно-исследовательского отдела (психологической подготовки) Приволжского филиала ФКУ ЦЭПП МЧС России, кандидат психологических наук Тамара Геннадьевна Харитонова и психолог II категории Кристина Сергеевна Ставская разработали психодиагностическую методику, определяющую психологическую готовность личности помогать жертвам экстремальных ситуаций.
В Национальном конкурсе «Золотая Психея» проект «"Психологическая готовность к оказанию помощи пострадавшим в экстремальной ситуации": руководство по применению» борется за звание «Психологический инструмент года». Тамара Геннадьевна и Кристина Сергеевна рассказывают об этапах создания методики и её назначении:
«В настоящее время проблема психологической готовности широких масс населения к оказанию помощи пострадавшим в экстремальной ситуации (ЭС) рассматривается в качестве важного фактора общей безопасности. В связи с этим особое внимание уделяется разработке и реализации специальных программ, направленных на обучение целевой аудитории правилам, методам и приемам оказания первой помощи и психологической поддержки пострадавшим в ЭС. Внедрение данных программ актуализировало проблему разработки диагностического инструментария, позволяющего выявить общие тенденции разных возрастных, социальных и профессиональных групп населения к оказанию такого рода помощи, определить ее уровень у конкретной целевой аудитории и оценить эффективность проведенных по психологической подготовке мероприятий.
Исследование проводилось в течение 2014-2019 гг. и включало следующие этапы:
- ориентировочно-поисковый (планирование процесса разработки опросника, организация поиска содержательных и формальных его характеристик);
- конструктивно-прогностический (проведение пилотажных исследований, подготовка эмпирических данных к многомерному математическому анализу, проведение факторного и корреляционного анализа, разработка общих схем обработки и интерпретации);
- обобщающий (описание психометрических характеристик методики, формулировка общих выводов, разработка «паспорта» методики, оформление презентационных и отчетных материалов, апробация результатов исследования).
В исследовании приняли участие 1700 респондентов из 21 региона.
Разработанная психодиагностическая методика «Психологическая готовность к оказанию помощи пострадавшим в экстремальной ситуации» состоит из 32 утверждений. Испытуемые должны оценить степень своего согласия или несогласия с ними по пятибалльной шкале Ликерта.
Методика позволяет:
- выявить общие тенденции психологической готовности населения к оказанию помощи пострадавшим в ЭС;
- определить специфику гендерных различий по изучаемому параметру;
- подтвердить / опровергнуть наличие различия в уровне психологической готовности к оказанию помощи в зависимости от места жительства (сельская местность / город) респондентов;
- изучить индивидуально-психологические особенности, влияющие на особенности данной характеристики;
- получить за достаточно короткий промежуток времени общие статистические данные об эффективности мероприятий по психологической подготовке в контексте данного направления работы;
- проанализировать динамику общего уровня психологической готовности к оказанию помощи у определенной целевой аудитории;
- объективизировать процедуру самооценки;
- оптимизировать процесс реализации программ психологической подготовки населения за счет внесения в их содержание приемов работы, направленных на развитие структурных компонентов психологической готовности к оказанию помощи.
При формулировании выводов об общих тенденциях психологической готовности разных возрастных и социальных групп взрослого населения к оказанию помощи пострадавшим в ЭС или оценке эффективности мероприятий по психологической подготовке взрослых групп населения к оказанию помощи пострадавшим в ЭС использование интерпретационных схем составленных с учетом уровневого подхода можно считать достаточным.
При написании психологического заключения, содержащего описание индивидуальной меры выраженности психологической готовности личности к оказанию помощи пострадавшим в ЭС (во избежание штампов и шаблонов) текст интерпретатора может быть скорректирован за счет качественного анализа полученной психодиагностической информации. Тем самым в психологическом заключении будут отражены отличительные свойства конкретного исследуемого».
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать