Статья «Психологическое заключение в танцевально-двигательной терапии шизофрении. Особенности написания» из сборника материалов II Всероссийской научно-практической конференции «Танцевально-двигательная терапия в реабилитации детей и взрослых различных нозологических групп»/ под ред. Э.Г. Эйдемиллера, Н.Ю. Оганесян. - Санкт-Петербург. Нацразвитие, 2019. - 176 стр. - стр.17. Конференция состоялась в Санкт-Петербурге 4 - 5 февраля 2019 года, организаторы: Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева; Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова (кафедра психотерапии и сексологии, кафедра детской психиатрии и психотерапии); Институт практической психологии «Иматон» (кафедра танцевальной терапии); Санкт-Петербургская городская психиатрическая больница №1 им. П.П. Кащенко; Санкт-Петербургская городская психиатрическая больница №6 (стационар с диспансером).
Танцевальная психотерапия как метод реабилитации больных шизофренией и неврозами активно внедряется в психиатрические стационары Санкт-Петербурга. В настоящее время встал вопрос о возможности написания заключения о динамике психомоторного состояния больных шизофренией в процессе танцевальной психотерапии, которое было бы встроено в клиническую историю болезни пациента. Тем более, что танцевальная психотерапия — это, прежде всего, психомоторная терапия и особенности моторики могут быть достаточно информативными для определения уровня дефицитарности у больных шизофренией и степени пограничности у невротических пациентов. Танцевальные терапевты используют достаточное количество психомоторных методик при предварительном тестировании больного и после прохождения курса танцевальной терапии, как правило, состоящего из 10 сессий в условиях психиатрического стационара.
Существует три вида диагностики психомоторики в танцевальной психотерапии:
- проведение психологической диагностики, включающей как количественный, так и качественный анализ до и после танцевальной терапии — макроанализ;
- проведение кратковременной экспресс-диагностики психомоторно-эмоционального состояния в динамике пациентов в процессе танцевально-терапевтической сессии — микроанализ;
- проведение танцевальной психотерапии и последующий качественный анализ поведения пациента в процессе танцевально-терапевтических сессий, проводимый танцевальным терапевтом, этот анализ включает в себя ведение протокола по каждой сессии.
Стандарт написания психологического заключения включает в себя описание результатов психологического обследования до и после танцевальной психотерапии по тем методикам, которые применяет танцевальный терапевт в соответствии с нозологическими группами пациентов. Обобщение результатов включает также качественный анализ визуального наблюдения танцевальным терапевтом коммуникативного поведения пациента в танцевально-терапевтической группе. Полное описание ведения пациента в танцевальной психотерапии представлено в статье автора «Клиническое наблюдение больной параноидной шизофренией в процессе танцевальной психотерапии» («Вестник Санкт-Петербургского уни-верситета. Серия 12. 2010. Вып. 2. С. 355-366).
Приведем примеры психологического заключения после прохождения танцевально-двигательной терапии.
Пример №1
При предварительной диагностике на первой сессии по методике «Какого Я цвета» показывает ровное эмоциональное состояние, близкое к сниженному. По нейропсихологической методике А.Р. Лурии на пространственную ориентацию и мелкую моторику показывает неразвитую мелкую моторику и проблемы с пространственной ориентацией. Не успевает повторять изменения в позах кисти в пространстве. Показывает трудности в очерчивании границ тела. Заторможенность движений и мышечные напряжения в области воротниковой зоны, в руках и ногах, что позволяет говорить о «шизофренической стойке», которая, возможно, также связана с побочными действиями фармакотерапии. Координация движений больше по органическому типу, слабые руки, особенно кисти, и ноги, особенно в ступнях. Ступни и кисти рук часто идут совсем в другом направлении, чем в целом ноги и руки (опаздывают), именно в этом заключаются сложности в пространственных движениях. Часто теряет равновесие, но удерживается на ногах.
Если на первых сессиях молчал и не вступал в разговор, был мимически заторможен, то на последней сессии отмечается состояние активности и эмоционального присоединения к партнеру. Контактен и на эмоциональном уровне, и на уровне «отзеркаливания» движений, хотя «отзеркаливание» движений вы-зывает большие трудности в связи с органической природой моторики. Участвует в разговоре, улыбается, смеется. Старательно исправлял все замечания в меру своих возможностей.
Пример №2
Прошла все 10 танцевально-терапевтических сессий начиная с 02.06.2014 по 02.07.2014. При предварительной диагностике на первой сессии по методике «Какого Я цвета» показала неустойчивое эмоциональное состояние с превалированием процесса возбуждения (штриховка с нажимом). По методике «Телесный анализ» — нарушения координации по шизофреническому типу. Зигзагообразность движений тела позволяет предположить истерические черты характера. Демонстративные сексуальные движения без критики. Движения резкие, колющие, в разных плоскостях, не имеющих логического построения. Любит находиться в центре внимания, нравится, когда на нее смотрят и одобряют.
К пятой сессии удалось получить динамику по координации движений. Нейропсихологическая методика Лурии стала выполняться точно за счет повышения концентрации внимания. Мелкая моторика в норме. Эмоциональный фон стал более спокойным и оставался таким до последней сессии. Движения более упорядоченные. Хорошо показала себя при «отзеркаливании» движений партнеров по танцу, относилась более внимательно к их возможностям, не навязывая свои движения (методика «Телесный анализ»). В выборе цвета, по методике «Какого Я цвета», наметилась некоторая ригидность начиная с 5-ой сессии, превалировал желтый цвет, что говорит о демонстративности и потребности нравиться окружающим. Вербальные и невербальные коммуникации удерживает.
Пример №3
Прошла 8 танцевально-терапевтических сессий с 18.08.2014. При предварительной диагностике на первой сессии по методике «Какого Я цвета» показала неустойчивое эмоциональное состояние с превалированием пассивно-созерцательной позиции и редукцией энергетического потенциала. По нейропсихологической методике А.Р. Лурии — небольшое затруднение в пространственной ориентации и сложности с концентрацией внимания. Методика «Телесный анализ» — моторика и координация в рамках нормы.
В процессе сессий демонстрировала стертые симптомы нестабильного психоэмоционального настроения, выраженные частыми колебаниями процессов возбуждения и торможения. Например, до начала сессии выходила на сцену и танцевала с ритмически активными движениями в эмоционально приподнятом настроении, затем садилась и говорила тихим голосом: «Что-то я не хочу сейчас ничего делать». Быстрый выплеск эмоций с резким их снижением.
Наблюдалась моторная ригидность с частыми повторениями одних и тех же движений, но в рамках нормы. При этом «отзеркаливает» движения и эмоции других участников группы хорошо, что позволяет говорить об адекватных невербальных коммуникациях.
Психологическое заключение должно быть кратким, но по возможности наиболее полно отражать характер выявленных нарушений применительно к целям обследования.
Психологическое заключение может быть написано и в свободной форме, однако использование различных схем написания, как показывает практика, объективирует и унифицирует работу психолога, помогая выделять ключевые факты среди полученных, дифференцировать существенное и второстепенное.
Психологическое заключение и комплексный клинико-психологический диагноз состояния являются «дефинициями внутреннего пользования». Варианты комплексного (коллегиального) заключения, предназначенные для неспециалистов, формулируются и оформляются в соответствии с принятыми рекомендациями.
Понятие психологического диагноза нельзя считать достаточно разработанным в современной психологии. В практике этот термин применяется часто в очень широком и неопределенном смысле как констатация количественной и качественной характеристики того или иного признака. В психометрии диа-гноз является производным от процедур тестового измерения, а психодиагностика определяется как идентификация психологических характеристик индивида с помощью специальных методов. Предпосылки содержательного подхода к определению психологического диагноза были намечены Л.С. Выготским и развивались позднее Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.Ф. Талызиной и др.
Цель диагностического процесса — ответить на психологические вопросы и подготовить фундамент для решения проблемы. Целостность процесса оказания психологической помощи отражает принцип единства диагностики и коррекции. В этом плане сохраняют свою актуальность мысли Выготского о том, что качество постановки диагноза определяется не только качеством диагностической методики, но и профессиональными знаниями, способностями и навыками психодиагноста: умение интерпретировать, расшифровывать «иероглифы» — основное условие для того, чтобы перед исследователем открылась осмысленная картина личности и поведения ребенка.
Л.С. Выготский неоднократно отмечал, что тщательное обследование должно вестись специалистом, осведомленным в вопросах психопатологии, дефектологии и лечебной педагогики. Он подчеркивал, что конечной целевой установкой педологического изучения ребенка должно быть педологическое или лечебно-педагогическое назначение — т.е. вся система коррекционных индивидуально-педагогических мероприятий как важнейшая практическая часть исследования одна только и может доказать его истинность, сообщить ему смысл.
Чтобы более глубоко и тонко определить причины того или иного психологического явления, психолог должен уметь сочетать данные наблюдения и свои собственные впечатления с заключениями, полученными в результате применения тестовых и других объективных методик. При этом ему следует творчески истол-ковывать симптомы. Начало научного знания — в точном наблюдении, тщательном и творческом мышлении, а не в накоплении только лабораторных данных, подчеркивает позднее К. Роджерс.
Клинический (нозологический) диагноз требует констатации, описания и сведения к той или иной диагностической формуле выявляемых у ребенка симптомов, которые структурируются в определенном синдроме. Клинический диагноз основной практической целью ставит оказание врачебной помощи в виде определенных медикаментозно-терапевтических схем.
Психологическое заключение должно соответствовать цели заказа, а также уровню подготовки заказчика к получению такого рода информации.
Содержание заключения должно вытекать из целей диагностики.
В содержание заключения должны входить конкретные рекомендации в зависимости от характера. Заключение должно включать краткое описание процесса психодиагностики, т.е. используемые методы, полученные с их помощью данные, интерпретация данных, выводы.
В заключении необходимо указывать наличие ситуационных переменных во время проведения исследования, таких как:
- состояние респондента;
- характер контакта испытуемого с психологом;
- нестандартные условия тестирования и т.п.
Психологическая диагностика предназначена для того, чтобы обеспечить сбор информации об особенностях человеческой психики. Современная психологическая диагностика определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизических особенностей человека. Под психодиагностикой подразумевается также и область психологической практики, работа психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности. Психодиагностика как психологическая дисциплина служит соединительным звеном между общепсихологическими исследованиями и практикой.
В настоящее время для танцевальных терапевтов разработана методика оценки состояния пациентов после прохождения танцевально-двигательной терапии «КМСЕ» Л. Э. Рамоса Валерио (графический вариант), которую можно включать в историю болезни пациентов.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать