Мастер-класс состоялся в рамках XIII Санкт-Петербургского саммита психологов. Ведущие: Ирина Алексеевна Алексеева – заведующая кафедрой психологической помощи в кризисных и посттравматических состояниях Института практической психологии «Иматон», руководитель программы дополнительного профессионального образования «Практическая психология в социальной сфере: технологии и навыки антикризисной помощи», психолог-консультант, генеральный директор Фонда кризисной помощи детям и подросткам «Новые шаги», соавтор книг «Жестокое обращение с ребенком: причины, последствия, помощь», «Методика групповой коррекционной работы с детьми, пережившими психологическую травму». Анна Михайловна Раскина – психолог-консультант, специалист в области кризисной помощи детям и подросткам, председатель правления благотворительной организации помощи детям и подросткам «Улица Мира»
В программе мастер-класса:
- Формирование гендерной идентичности в подростковом возрасте, трансгендерность.
- Позиция психолога.
- Гендерная дисфория: особенности протекания у подростков.
- Сексуальная ориентация в подростковом возрасте.
- Переживания и трудности ЛГБТ*-подростков.
- Влияние социальных установок и стигматизации на переживания ЛГБТ*-подростков и их семей.
«Когда мы готовили мастер-класс на эту тему, мы думали, что нас сразу распнут, но это очень важная тема, потому что, во-первых, есть некоторые тенденции в подростковой среде. В последние 10–15 лет подростки часто гораздо лучше осведомлены в вопросах секса, чем взрослые. Более того, они опережают в своих представлениях о сексе и часто имеют проблемы, которые для взрослых становятся шоком, которые взрослые не понимают, не принимают и на которые, на наш взгляд, не совсем адекватно реагируют. Во-вторых, есть целый ряд подростков, которые нуждаются в особой помощи и которые на сегодняшний день, по крайней мере, в России, находятся в плохом состоянии, потому что даже просто разговор с подростком о сексе, если подросток младше 15 лет, для специалиста просто невозможен без согласия родителей. Это часто может восприниматься родителями как растление малолетнего и это создает дополнительные сложности для ряда подростков. В-третьих, часто не только родители, но и специалисты имеют очень странное представление о ряде сексуальных проблем, которые возникают у подростков. И мы на приемах довольно часто сталкиваемся с тем, что приходит подросток и рассказывает о том, что он, например, гомосексуален. А специалист говорит родителю: «Отправьте его в спортивную секцию, чтобы он увидел настоящего мужика, сориентировался на тренера». Родители пытаются что-то сделать такое «очень продуктивное» и подросток остается один.
В четвертых, пожалуй, какие-то проблемы в этом периоде в начале нашего века стали более острыми, подростковая сексуальность изменилась. И гораздо больше сейчас у подростка фиксация на том, какой он, какое у него тело, как его принимают и так далее. На сегодняшний день вопросы изоморфии – одни из самых острых вопросов, которые возникают при консультировании. При этом частично неприятие своего тела, своего образа навеяно, в том числе, реакциями окружающих: и родителями, и специалистами. И, наконец, в пятых: последняя, очень пугающая вещь – достаточно высокий процент суицидов у подростков. Это может быть связано с разными вещами, но один из аспектов (как свидетельствуют исследования и постсуицидальные оценки происшедшего) – достаточно высокий процент подростковых суицидентов составляют подростки, имеющие те или иные особенности сексуальной ориентации. И поэтому нам кажется достаточно важным выразить не религиозное, не подверженное политике, не искаженное собственными представлениями, а профессиональное отношение к этой проблеме. Я надеюсь, что у нас с вами одна задача – помощь подросткам в том, чтобы они выросли, были счастливы, умели решать свои проблемы, не только профессиональные, но семейные и личные. И чтобы на всех этапах они получали адекватную поддержку взрослых.
Скажу пару слов об изменениях подростков. Я ссылаюсь на работу Игоря Семёновича Кона «Подростковая сексуальность 21 века», мне кажется, что это шикарная работа, которая анализирует ряд исследований в этой области. Кон говорит о том, что подростковая сексуальность в настоящее время изменилась и разрушено представление, которое было в 60-80 годах 20 века, когда ранняя сексуальность подростков была связана с делинквентностью (условно говоря, если подросток вступает в сексуальную связь, то он будет курить, пить и вести асоциальный образ жизни). На сегодняшний день совершенно очевидно, что возраст первого вступления в сексуальность у детей достаточно ранний, у нас нет таких больших исследований по поводу среднего возраста вступления в первый сексуальный контакт. Во многих странах это 16-17 лет. Я опасаюсь, что у нас, в силу разных причин, он может быть и ниже. По крайней мере, подростковая сексуальность в мировоззрении взрослых стала более допустима. Поэтому гораздо меньше запретов и того, что называется «запретный плод сладок», гораздо меньше крайних проявлений подростковой сексуальности. И вообще, Кон пишет: многие исследования подростковой сексуальности показывают, что современные подростки более ориентированы на романтические отношения, на поддержание близости друг с другом, формирование стабильных близких отношений. И гораздо менее ориентированы на социальные оценки, брак. Конечно, экспериментирование подростков характерно и для сферы сексуальности, подростки довольно часто по-разному экспериментируют с сексуальными отношениями. Но создается впечатление, что, по крайней мере, по европейским данным, подростки стали более ответственно относиться к сексу – аккуратно и гораздо более осознанно. Надеюсь, что наша тенденция будет в ту же сторону, но для того, чтобы это было, нам кажется, что необходима достаточно большая степень понимания и терпимости со стороны взрослых. В том числе – понимания того, что происходит в области сексуальной ориентации, идентичности, гендерной идентичности у подростков…»
* ЛГБТ-движение признано экстремистской организацией и запрещено в России. — прим. ред.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать