18+
Выходит с 1995 года
27 декабря 2024
Топ-лекторий «Экзистенциальная психология старости»

В рамках XIII Санкт-Петербургского саммита психологов состоялся топ-лекторий Виктора Ефимовича Кагана и Сергея Михайловича Бабина «Экзистенциальная психология старости».

Виктор Ефимович Каган — доктор медицинских наук, M.D., Ph.D., Licensed Psychologist, член учёного совета Института экзистенциальной психологии и жизнетворчества, партнёр Альянса помогающих практик «ПроБоно», соучредитель и первый президент Санкт-Петербургской ассоциации гуманистической психологии (Берлин, Германия); «Терапевтический этос старости» — одна из глав книги В.Е. Кагана «Смыслы психотерапии», ставшей победителем XX Национального конкурса «Золотая Психея» по итогам 2018 года в номинации «Книга года по психологии».

Сергей Михайлович Бабин — профессор, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой психотерапии и сексологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова, президент Российской психотерапевтической ассоциации, член Восточно-Европейской ассоциации экзистенциальной терапии (ВЕАЭТ), преподаватель программы повышения квалификации «Экзистенциальная психотерапия и консультирование» в Институте практической психологии «Иматон».

Виктор Ефимович Каган: «...Сегодняшняя тема – экзистенциальная психология старости. Я должен начать с определения экзистенции, потому что, когда я открываю книги, и мне начинают рассказывать об экзистенции, я перестаю что-либо понимать.

У меня подло-конкретное воображение, я психотерапевт, не теоретик. Я не строю теории мира — у меня нет к этому ни вкуса, ни способностей. Я не знаю, как обстоят дела с человеком вообще, меня интересует вот этот человек, что с ним было. И об экзистенции — то же самое. Меня интересует, как я могу ее увидеть у человека, а не Хайдеггера почитав. С Хайдеггером меня клинит — я открываю страницу, натыкаюсь на слово, лезу в словарь, понимаю, что делаю это уже 50-ый раз… с экзистенцией, которая требует постоянно словаря, мне как-то ужасно трудно. Для меня экзистенция, сложилось у меня такое определение, — это переживание себя и мира в динамике отношений с собой и миром. Вот эта экзистенция не ограничивается четырьмя яломовскими данностями, не требует никакой специальной терминологии, она для меня терапевтически понятна.

… Настоящий опыт общения со старостью, до своего собственного опыта, конечно, это родители. Очень трогает, когда вдруг чувствуешь, что они стареют. Не знаешь, не понимаешь, не прочитал, а чувствуешь. Я помню 1995 год, у мамы нас было трое мужиков, и она всех слушала. Она была такая — сядет и послушает. Это было в США, я приехал к ним, мы стоим на балконе, она спрашивает, как у меня дела, работа, как друзья, которых она знает. Я что-то начинаю рассказывать, и вдруг, в какую-то паузу, происходит то, чего с матерью никогда не происходило. В какую-то паузу как будто щелочка образовалась, она как будто лезвие в нее всунула и сказала: «А вот у меня…» И это было настолько непривычно, что я в какой-то момент оторопел, а потом я просто почувствовал, что ей тоже нужно, чтобы ее слушали. Что она за свою жизнь устала слушать других, что она имеет право на то, чтобы ей эта жизнь других стала в какой-то степени безразлична (во всяком случае — не так трогала), что она имеет право сконцентрироваться на себе. Это был очень короткий эпизод, но по силе, по впечатлению и по переживанию очень мощный.

А потом так случилось, что открылся дневной центр для пожилых русских, я работал в нем и в домах престарелых, ездил в интернат для пожилых, где были сплошь американцы. Это вообще была моя отдушина, потому что я ужасно люблю психотерапию с психотиками, а туда никто не хотел ехать, психологи их боялись.

Дневной центр дал мне настоящий опыт общения со старостью, со всеми ее прибамбасами. У меня тогда появилась формула, я не знаю, правильная или неправильная, кто-то, может быть, сочтет ее биологизаторской — человек нуждается в какой-то дозе впечатлений. Если хотите, назовите это интенсивностью жизни. А с возрастом интенсивность жизни снижается, круг общения снижается, возможности передвигаться по этому кругу снижаются. И эта доза начинает набираться из мелких событий.

Что такое — два часа ходить по дому и кряхтеть: «В туалет надо сходить»? Озабоченность. А пока я озабочен, я живу. И вот это маленькое событие, которое, пока я работал, не замечал — по дороге забегал, выбегал и бежал дальше, — теперь становится поставщиком ощущения занятости, нужности. Поставщиком таких реперных столбиков в жизни, на которые можно опереться: в туалет сходил, пообедал, в окошко посмотрел, если этого за день набралось, я еще живу, я еще, может быть, нужен. Дневной центр был блестящей иллюстрацией этого — я многих пациентов до этого видел дома. Дома я их мог заставать в халате, со спущенными чулками, сидящими в кресле, как говорится, вторую неделю не вылезая. Открылся дневной центр, и они быстренько стали преображаться: нужно одеться, нужно выйти в люди, нужно примарафетиться… Там я занят, я немного поиграл в лото, поворчал на завтрак, который мне не нравится, посмотрел на цветочки, с кем-то поругался, меня свозили в магазин — я все время на людях, все время живу… Они ожили и, больше того, перестали так бояться смерти. Потому что изрядная часть жизни этого дневного центра была в проводах ушедших: обязательно был автобус, обязательно все ехали, говорили, был накрыт стол. И они стали готовиться к этому уходу совершенно иначе. Потому что у них раз в неделю-две была картинка, что они не станут пылью, которую просто выбросят. Что над ними постоят, о них поговорят, будут помнить. И это были очень сильные уроки.

Мне очень нравится опыт, по-моему, канадский, когда дома ребенка для дошколят и дома престарелых объединяют, когда они проводят изрядную часть времени вместе. Мне нравится то, что делает Саша Галицкий в Израиле, который рисует со стариками в домах престарелых. Если вы посмотрели фильм «Ван Гоги», то к этому приходит главный герой фильма: пережив трудные отношения с отцом, он уходит из свободных художников и идет работать в дом престарелых, где вместе с ними режет по дереву однообразных Ван Гогов по выкройке, но он счастлив с ними. И вот отдача этой жизни, которая начинает в стариках бурлить, она достаточно сильная…».

Сергей Михайлович Бабин: «…Виктор Ефимович говорил об активности, о дневных центрах. Я работал в психиатрии многие годы. К геронто-психиатрическому отделению в психиатрии, в общем, не очень хорошее отношение, ремонтировали его в последнюю очередь. Пациентов просто переселили в другое отделение, большее по площади, и там было чуть больше места для какой-то активности, куда люди могли выходить. И тоже было такое поразительное впечатление, что у них деменция уменьшилась. Они начали вставать с коек, выходить, как-то общаться. Мы, вроде бы, ничего не делали, принципиально ничего не изменилось, не изобрели нового препарата от болезни Альцгеймера, но практически внезапно уменьшились клинические признаки слабоумия. И, наверное, мы сами этого не видели и не давали возможности людям быть более активными, быть самими собой…»

Виктор Ефимович Каган: «…Сергей Сергеевич Либих говорил, что у жизни есть два смертельных врага: монотонизация и стереотипизация жизни. Когда мы болеем, это нас застает. Отсюда очень легко представить, что творится со старыми людьми, особенно с болезнью Альцгеймера, когда они замкнуты в узком, однообразном пространстве, которое никак не стимулирует их воспользоваться теми остатками разума, которые у них есть. А у них есть, между прочим, очень даже ничего остатки. Общаясь с ними, можно заметить, что в пределах какой-то бытовой, хорошо выученной за жизнь тематики поведения они остаются очень ничего. Они способны поддержать светскую беседу на поверхностном уровне, пока вас не унесет куда-то в сторону, пока у них не возникнет трудная задача. А так даже тяжело понять, что ты общаешься с человеком, который уже вовсю в Альцгеймере. Он может даже регрессировать лет на 20 назад, но вести себя так, что, если это его ролевое поведение не противоречит сегодняшнему контексту. И если среда его как-то стимулирует, то люди на плаву…

Очень интересная для меня штука — это Интернет сегодня. Старики выходят в Интернет… Они ругаются, сплошное самоутверждение, они спорят по всем поводам, учат друг друга правильно себя вести. Я посмотрел на это профессиональными глазами: люди заняты. Они нашли площадку, где они важные, где могут рассказать о своей жизни, похвастать былыми успехами, может быть, даже перехвастать. Это же лучше, чем не слезать с дивана, да?..»

Вопрос из зала: Пожилые люди внезапно потеряли взрослых детей одного за другим в ДТП и после онкологического заболевания. У них нет желания жить, есть желание умереть. Когда молодые теряют детей — это очень тяжело, а когда ты сам пожилой — это вообще беспросветно. Как им в такой ситуации к старости как-то продуктивно попытаться отнестись?

Сергей Михайлович Бабин: «Вряд ли я могу дать ответ на эту ситуацию, который бы все рассказал. Безусловно, это трагедия и, банально, которую, наверное, надо пережить. Что с этим делать? Вряд ли можно считать, что потеря ребенка или смерть пожилого родственника переносится легче или тяжелее. Нет объективных весов, на которых мы можем взвесить тяжесть потери. Наверное, в этих ситуациях универсального ответа нет, и каждый для себя в своей жизни выбирает собственный ответ и собственную возможность это пережить, у каждого это свое. Можно посоветовать обратиться за помощью, мы для этого и существуем как специалисты, чтобы пытаться помочь. Сам факт обращения и попытка сказать об этом уже важны, как минимум».

Виктор Ефимович Каган: «Я думаю, что обращение уже состоялось, раз звучит вопрос. У вопросов есть замечательное и подлое свойство: они не исчезают, пока не появится ответ. И если у вас появился вопрос о том, как пережить, как выжить, как справиться, вы уже двинулись в этом направлении. Вопрос, который меня бы интересовал, если бы мы сидели друг напротив друга: «когда это случилось?». Одно дело, когда эмоции и переживания захлестывают нас сразу, на протяжении первого года, другое дело, когда это пятый-шестой год. Третье, о чем, наверное, я хотел бы поговорить с вами, и могу, если вы слушаете ответ: это никогда не исчезнет, это уже будет с вами.

Есть разные способы любить. Было время любить — обниматься, кормить, давать образование, заботиться, гладить, говорить по телефону. Есть время любить — помнить. Мне понравится Ваш вопрос, по существу он звучит: «Как сделать так, чтобы память поддерживала, чтобы мы могли жить?» Если хотите, то я думаю, что дети, которые ушли раньше нас, тоже на нас оттуда глядят и хотят, чтобы мы им улыбнулись, во-первых.

А во-вторых: вот есть в душе полочки для переживаний. И для таких переживаний тоже. И когда эти переживания в душе раскладываются по полочкам, они начинают нас поддерживать. Это наш н.з., наш склад, запас нашей энергии, наши поплавки, то, что нас держит в жизни. Когда они мотаются, как бочка по палубе в шторм, они ломают нам ноги, шеи и головы. Я хочу сказать вам, что вопрос не в том, как избавиться от чувств, а в том, как это принять в себя, сделать это своим, чтобы оно помогло вам улыбнуться туда. Им оттуда улыбнуться вам. И чтобы это поддерживало вас, потому что, если бы мы могли ваших детей немножечко оживить и спросить, что они больше всего хотят, они сказали бы: «Чтобы вам было хорошо». Так сделайте им так».

Полная видеозапись топ-лектория «Экзистенциальная психология старости»

Комментарии
  • Нина Сергеевна Ткач

    Спасибо, что пишете об этом - ведь молодым вообще трудно понять психологию старости. У нас, в России очень много людей пожилых, которые можно сказать гибнут от того, что никому не нужны, что уже не могут делать то, что делали раньше. В повседневной жизни это не видно- они все где-то за стенами своих квартир. Лично мне довелось увидеть, как много этих людей, работая на горячей линии психологической поддержки. Мало того- мне самой в моем 68 летнем возрасте эта работа помогла можно сказать возродиться из пепла и пережить эти последние 3 года только благодаря тому, что опять появилось чувство нужности в этом мире несмотря на пандемию и пр. прелести нынешнего времени.
    Про пирамиду Маслоу говорить не приходится. В нынешнее непростое время если не половина населения страны, то треть точно на мой взгляд находятся на первой ступеньке, да и то, ее все время пытаются выбить из-под ног. И не до более высоких ступеней..
    Очень нужны такие центры, где старики могли бы ожить и еще несколько лет быть немножко счастливее. Я вообще считаю, что такие центры должны быть доступными не только для пожилых , но и для детей,и для молодых. Это вообще вопрос безопасности нашей страны и государству эта задача под силу. Если захотеть.
    А за статью спасибо!

      , чтобы комментировать

    , чтобы комментировать

    Публикации

    • В. Каган о трансдисциплинарной идентичности психотерапии
      25.07.2022
      В. Каган о трансдисциплинарной идентичности психотерапии
      «…вопрос, который меня интересовал: какой будет психология, какой будет психотерапия?.. Можно представить, что она вся будет алгоритмизирована, всё будет делать железо, мы будем очень много знать… Но вопрос: останется ли потребность в живой психотерапии?»
    • Смысл и время. Размышлениями делится Дмитрий Леонтьев
      14.09.2021
      Смысл и время. Размышлениями делится Дмитрий Леонтьев
      Человек отличается от животного в той мере, в какой для него есть прошлое и будущее, перспектива и ретроспектива. У нас возникает точка опоры, независимая от «здесь и теперь», — и мы можем менять смыслы и контексты, в которых живем, говорит Дмитрий Леонтьев…
    • Психотерапевт – угол, следящий за пациентом! Дискуссия на Саммите
      22.10.2019
      Психотерапевт – угол, следящий за пациентом! Дискуссия на Саммите
      Дискуссия «Духовность. Сексуальность. Цифра. Куда уводят тренды?» в рамках Саммита психологов состояла из двух частей. Во второй части встречи участие приняли профессор Лев Моисеевич Щеглов, доктор медицинских наук Виктор Ефимович Каган, профессор Сергей Михайлович Бабин, кандидат психологических наук Елена Викторовна Иоффе и практикующий психолог Станислава Юрьевна Смагина. Модератор дискуссии — кандидат медицинских наук Дмитрий Викторович Ковпак...
    • А. Баранников: Основа бытия — импульс к жизни
      11.11.2018
      А. Баранников: Основа бытия — импульс к жизни
      11 ноября 1954 года родился А.С. Баранников — доктор мед. наук, экзистенциальный психотерапевт, преподаватель психотерапии. В этом году 3 июня Александр Сергеевич скоропостижно скончался в день своего доклада на Санкт-Петербургском саммите психологов. С благодарностью и сердечным теплом пересматриваем видеозаписи выступлений и перечитываем публикации Александра Сергеевича Баранникова, отразившие его огромный психотерапевтический опыт и человечность...
    • 12-й Саммит психологов: о человечности в цифровую эпоху
      07.06.2018
      12-й Саммит психологов: о человечности в цифровую эпоху
      3-5 июня в Санкт-Петербурге состоялся 12-й Саммит психологов, который объединил 857 участников из 118 городов России и других стран. В рамках панельной дискуссии «Выбор сделан: достижения и проблемы современной психологии» особое внимание было уделено осмыслению места человечности в цифровую эпоху технологий, гаджетов, алгоритмов. Как сохранить в себе человеческое, как сберечь это в душах наших детей? Доклад доктора биологических наук Татьяны Владимировны Черниговской «Человек в цифровом мире» привлек внимание собравшихся к тому, что с появлением цифровых технологий мир необратимо изменился. И осознать последствия учёным только предстоит...
    • Эмоциональный развод как проявление системного кризиса семьи: жизнь до и после
      19.08.2016
      Эмоциональный развод как проявление системного кризиса семьи: жизнь до и после
      Как распознать эмоциональный развод? Для чего эмоциональный развод нужен семейной системе и как специалисту оценить ситуацию? О подходах к психотерапевтической помощи парам и семьям, переживающим эмоциональный развод, об особенностях взаимоотношений супругов в период семейного кризиса рассказывает семейный терапевт, заведующая кафедрой семейного консультирования и психотерапии Института «Иматон» Екатерина Юрьевна Уголева...
    • Смысл в жизни. Альфрид Лэнгле. Видеозапись доклада на Саммите
      22.06.2016
      Смысл в жизни. Альфрид Лэнгле. Видеозапись доклада на Саммите
      В период тяжелого жизненного испытания человеку важно найти свой смысл. Общечеловечески-онтологический или уникально-экзистенциальный — главное, истинный и присвоенный. По утверждению Альфрида Лэнгле, такой смысл невозможно создать, сконструировать или придумать — его нужно обнаружить, открыть, отыскать...
    • 10-й Саммит психологов: ключевая роль помогающего специалиста в эпоху перемен
      09.06.2016
      10-й Саммит психологов: ключевая роль помогающего специалиста в эпоху перемен
      В 2016 году Саммит посетили около 500 психологов, которые приехали в Санкт-Петербург из Мурманска, Владикавказа, Москвы, Калининграда, Петропавловска-Камчатского и многих других городов, а также стран – Эстонии, Австрии, Германии, Англии. А те, кто не смог участвовать очно, присоединялись к Саммиту через Интернет – компания «Иматон» вела открытую трансляцию мероприятий первого дня...
    • Д.А. Леонтьев: «Саморегуляция, цивилизация и дифференциальная антропология»
      30.07.2024
      Д.А. Леонтьев: «Саморегуляция, цивилизация и дифференциальная антропология»
      «Характерный диагноз нашего времени — это уже не депрессия, а скорее зависимость. Зависимость — это слом саморегуляции, замена саморегуляции принудительным регулированием внешними стимулами и внутренними импульсами».
    • Каузометрия — метод осознания, осмысления и оптимизации жизненного пути
      19.09.2023
      Каузометрия — метод осознания, осмысления и оптимизации жизненного пути
      «Наш подход основан на том, что не бывает настоящее без прошлого и будущего, — подчеркнул Р.А.Ахмеров. — В прошлом — причины, в будущем — цели, они друг друга притягивают, и образуется наше настоящее как некий мост перехода из прошлого в будущее».
    • Прекарность как экзистенциальный феномен
      22.08.2023
      Прекарность как экзистенциальный феномен
      «Опасным психологическим трендом в условиях прекариатизации становится утрата человеком собственной ценности и “коррозия характера”, а также тот факт, что сам статус занятости становится новым латентным фактором переживания социального неравенства…»
    • В.А. Петровский: «Я есмь. Трансвитальные смыслы (первый сезон)»
      10.07.2023
      В.А. Петровский: «Я есмь. Трансвитальные смыслы (первый сезон)»
      «“Трансвитальность” — сильное слово. Оно звучит как обобщение всех ипостасей “Я есмь” (и неадаптивности, и отраженности, и всеединства, и бессмертия). И слово это обладает, как мне кажется, особым психотерапевтическим потенциалом…»
    Все публикации

    Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

    Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»