В ходе 11-ого Санкт-Петербургского саммита психологов 4 июня 2017 года состоялась ключевая панельная дискуссия «Избранные достижения и проблемы современной российской психологии. А был ли кризис?!».
Заведующий международной лабораторией позитивной психологии, личности и мотивации Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктор психологических наук, профессор Леонтьев Дмитрий Алексеевич представил доклад «Время, хаос, причинность: к 100-летию И. Пригожина»
Илья Романович Пригожин (25 января 1917, Москва — 28 мая 2003, Брюссель) – лауреат Нобелевской премии, иностранный член Российской академии наук, почетный профессор 30 университетов по всему миру. Значение его масштабных трудов для психологии и гуманитарных наук еще предстоит осмыслить.
«Пригожин заложил основы нового понимая Вселенной и нового понимания естественных наук. Он заложил основы того, что сейчас называют «синергетика», ему принадлежит понятие самоорганизации», - рассказывает проф. Д.А. Леонтьев. - «Он поставил под сомнение идею детерминизма, идею обратимости времени и идею предсказуемости, с которой интуитивно всегда спорили психологи. Он показал, что человеческая свобода не фикция, это реальность, имеющая естественно-научные предпосылки».
«Нобелевскую премию Пригожин получил по химии в 1977 году за изучение неравновесных систем в неорганической природе. Он обнаружил, что есть ряд химических процессов, которые в какой-то своей точке могут принимать разные направления – одно или другое», - объясняет Дмитрий Алексеевич. - «Детерминированность в этой точке кончается на какое-то время, потому что ничто не в состоянии предсказать, какой из двух возможных вариантов течения примет процесс. Пригожин назвал эти точки точками бифуркации, соответствующие процессы – бифуркационными процессами. Даже чисто математически те уравнения, которые описывают процесс в этой точке, имеют 2 решения, оба в равной степени истинных. Таким образом, в неживой природе не все детерминировано, не все обратимо. И возникает понятие события, которое Пригожин определяет как то, что не вытекает прямо из заданных первоначальных условий.» Время становится необратимым и приобретает определенную направленность. Все живые процессы относятся к необратимым.
К психологии прямое отношение имеет представление о флуктуациях в точках бифуркации. Отсюда роль личности в истории. Отсюда значение этического вопроса личной ответственности. «Существовать – значит участвовать», - писал И.Р. Пригожин.
«Мамардашвили говорил, что мир продолжает твориться, и у нас есть шанс участвовать в его творении. Не используя метафору творения, Пригожин, по сути говорит то же самое: будущее не определено, и у каждого из нас есть шанс принять участие в определении будущего», - поясняет Дмитрий Алексеевич и дословно приводит послание Пригожина к будущим поколениям, которое он формулирует незадолго до смерти в 2000 году: «Мое послание будущим поколениям состоит в том, что кость еще не брошена, что ветвь, по которой пойдет развитие после бифуркации еще не выбрана. Мы живем в эпоху флуктуации, когда индивидуальное действие остается существенным.»
«Психология описывает не только сферу необходимого, но и сферу возможного, - продолжает Дмитрий Алексеевич свои рассуждения. - Человек не сводится к необходимости, большую роль играет сфера возможного. Пригожин говорил, что само появление человека и его очеловечивание не порождено некоторой безусловной необходимостью. Если это возможность, то может так быть, что ее и нет. Отсюда возникают те вопросы, о которых сегодня говорили: обесчеловечивание, отчуждение духовности, дегуманизация, терроризм, клинические нарушения и проблема духовности как что-то не предопределенное».
Вынесенный в общее название дискуссии вопрос «А был ли кризис?» проф. Д.А. Леонтьев называет оптимистическим. И сравнивает его с определением эсхатологии в юмористическом словаре проф. Е. И. Головахи, согласно которому, это оптимистическая наука, утверждающая, что конец света еще не наступил…
«Кризис – это форма существования. Это переход на новые траектории. И этот переход может определяться взаимодействием огромного числа факторов. Потом опять будет какой-то период определенности... Потом на новом отрезке мы опять придем к кризису… И мне кажется, - рассуждает проф. Д. А. Леонтьев, - что не существует другого механизма развития, кроме как через кризис. Поэтому давайте радоваться кризисам, давайте искать в кризисах возможности и давайте вносить свой вклад в выборы траекторий там, где Вселенная предоставляет такую возможность».
Отвечая на вопросы, Д.А. Леонтьев добавил, «что в 21 веке в психологии на передний план вышла проблема целесообразного изменения: каким образом мы умудряемся двигаться, целесообразно меняться, не быть равными самим себе, при этом не колеблясь как флюгер под ветрами стимулов, если использовать метафору А.Г. Асмолова. /.../ Понятие саморегуляции стало уже очень устойчивым и заняло прочное место в общемировой психологии. То, что связано с самоорганизацией, рождением каких-то более высокоуровневых новых структур, это еще в меньшей степени проработано. У нас этими вопросами занимался Виталий Евгеньевич Клочко, за рубежом в это внес большой вклад Михай Чиксентмихайи».
Описывая методологию психологического воздействия на личность, проф. Д.А. Леонтьев разделяет 2 вида воздействия:
- психотехника, которая предполагает четко запланированное воздействие, известно, чего нужно добиться и каким именно способом (например, когнитивно-бихевиоральная психотерапия)
- ноотехника (понятие проф. Д.А. Леонтьева) – все те воздействия, которые не имеют гарантированного исхода, но которые предназначены фасилитировать процессы самоорганизации в том человеке, с которым мы работаем; мы не можем предсказать этот результат, мы можем только уповать, как говорит Ф.Е. Василюк.
В обсуждении доклада приняли участие проф. Г.В. Акопов и проф. М.М.Решетников.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать