В ходе 11-ого Санкт-Петербургского саммита психологов 4 июня 2017 года состоялась ключевая панельная дискуссия «Избранные достижения и проблемы современной российской психологии. А был ли кризис?!».
Выступая с докладом «Христианская психология как современное научно-практическое направление» доктор психологических наук, профессор Братусь Борис Сергеевич подчеркнул взаимосвязь своего доклада с предшествующим докладом профессора Баранникова Александра Сергеевича «Духовная депривация: феноменологическая картина и последствия», в котором были затронуты вопросы духовности, депривации. И также отметил различия: «Когда говорил Александр Сергеевич, чувствовалось почтение аудитории, поскольку речь шла о духовности. Когда говоришь о подходах к христианской психологии, то к почтению прибавляется недоумение, у кого-то – раздражение и скрытая агрессия. Действительно, христианская психология выглядит до сих пор как некая птица, на которую интересно посмотреть, но в науке ей делать нечего, так же, как, скажем, христианской химии или христианской физике».
Борис Сергеевич Братусь сделал экскурс в историю, отметив 300-летний диалог между светской психологией и той, которая развивалась в сфере духовного образования. «Наиболее интенсивно психология религии развивалась в Серебряном веке, но традиция была оборвана во время революции 17-го года. Позиция, что да, при советской власти были перегибы, но в целом народ сохранил веру – чудовищная, поскольку за ней нет осознания. А что такое отсутствие осознания - не мне говорить в присутствии моих замечательных коллег-психотерапевтов. Если в психологической науке в нашей стране пробел с 30-х годов по 50-е, то пробел в христианской психологии в нашей стране – 70 лет… На западе нет ни одного крупного психолога, который бы так или иначе не занимался бы проблемой религии, разных форм веры, болезней веры, невротической веры и т.д. Навскидку можно назвать имена Джемса, Фрейда, Юнга, Фромма, Олпорта, Франкла».
«Когда люди поступают на факультет психологии с надеждой, что они будут разбираться в душе, им объясняют, что мы душой не занимаемся, мы занимаемся психикой. Замените выражение «живем душа в душу» на «живем психика в психику» (смех в зале). Сам наш язык не работает … Душа – это широкое понятие, которым мы пользуемся каждый день, это понятие имеет свои параметры. Мы прекрасно понимаем друг друга во всем мире, когда говорим о широкой душе, об узкой душе, о высокой душе, о низкой душе, горячей душе, холодной душе, мы прекрасно понимаем, что душа может уйти в пятки, что по ней скребут кошки и т.д. Это очень широкое и прежде всего отражательное понятие.
Можно ли вместить в науку душу?... Есть масса определений души и атрибутов души, которыми занимается психология... Мы нуждаемся в духовных смыслах. В человеке есть пространство, которое может быть заполнено только духовными смыслами»:
В рамках обсуждения доклада прозвучали вопросы:
- О том, разделяет ли Борис Сергеевич Братусь веру и религию, спросил доктор психологических наук, профессор Леонтьев Дмитрий Алексеевич;
- Профессор Базаров Тахир Юсупович задал вопрос о том, можно ли рассматривать также иудейскую, мусульманскую психологию, психологию дзена и что же это за область психологии в светском смысле слова? /перейти к докладу Базарова «Будущее, которое наступило, и что с ним делать организационным психологам»/
По итогам XVIII Национального конкурса «Золотая Психея» в номинации «Событие года в жизни сообщества» победителем стала «7-я Международная конференция православных психотерапевтов "Христианская психология между человеком и миром: свобода, ответственность, личность"». Борис Сергеевич Братусь возглавил оргкомитет конференции. С материалами можно ознакомиться в архиве конкурса
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать