18+
Выходит с 1995 года
19 ноября 2024
Власть и ее право на легитимное насилие. М.М. Решетников

Спустя месяц после проведенного 27 февраля заседания в Доме ученых о психологии цветных революций, 26 марта в различных городах страны под антикоррупционными лозунгами прошли митинги, многие из них не были согласованными. Многочисленные задержания органами правопорядка участников этих митингов часто называют в социальных сетях насилием и жестоким обращением. Широкое распространение и поддержку получила речь режиссера Александра Сокурова, прозвучавшая на церемонии вручения «Ники», где он тоже называет задержания насилием.

В ходе круглого стола в Доме ученых 27 февраля была кратко упомянута монополия государственной власти на легитимное насилие – отрывок видеозаписи приводится в конце страницы.

Для более подробного рассмотрения темы редакция «Психологической газеты» обратилась за комментариями к ключевым участникам состоявшегося в Доме ученых круглого стола о психологии цветных революций.

Предлагаем Вашему вниманию точку зрения ректора Восточно-Европейского института психоанализа, доктора психологических наук, профессора М.М. Решетникова:

Уважаемые коллеги, я не являюсь специалистом в этой области знаний и практики, и естественно, буду выражать собственное мнение, не претендуя на истину в последней инстанции.

Михаил Михайлович, что именно представляет собой легитимное насилие в современных государствах?

Осуществление легитимного насилия является неотъемлемым правом любой власти. Это право может реализоваться во всех случаях в отношении лиц или групп лиц, осуществляющих противоправные действия, которые угрожают жизни и здоровью добропорядочных граждан, общественному порядку и стабильности или препятствуют осуществлению властных полномочий органов и представителей власти. Легитимное насилие остается таковым до тех пор, пока оно направлено на защиту населения от перечисленных выше противоправных действий и посягательств на права и свободы граждан.

Каковы общепринятые границы легитимного насилия со стороны государства?

Думаю, что не существует общепринятых границ легитимного насилия. Границы определяются ситуационно, исходя из интересов большинства добропорядочных граждан и целей сохранения стабильности в социуме. Диапазон легитимного насилия может быть чрезвычайно широким в зависимости от обстоятельств и угроз для социума – от общественного порицания до применения вооруженного подавления.

Есть ли связь представления о допустимом насилии со стороны государства с представлениями о допустимых мерах воспитания детей?

Прямой связи мной здесь не усматривается, прежде всего, в силу психологических особенностей отношений.

В детско-родительских отношениях (не будем апеллировать к их извращенным формам) основным мотивом является любовь, привязанность и забота о настоящем и будущем конкретных и бесконечно дорогих детей. Не признаю никаких форм семейного насилия (физического, психологического или морального) легитимными, и считаю, что для решения детско-родительских проблем существует множество ненасильственных методов.

В отношениях между государством и гражданами (в том числе – молодыми и даже юными) было бы наивно искать любовь, привязанность или заботу о конкретных гражданах. Государство осуществляет заботу о некоем обобщенном социуме с учетом имеющихся экономических ресурсов, стратегии развития (как оно ее понимает) и государственной идеологии (независимо от того, провозглашена она официально или нет).  

Почему власть в обществе стремится защитить себя?

С одной стороны, власть обязана защищать себя, иначе некому будет осуществлять легитимное насилие в интересах всех (или хотя бы большинства) граждан.

С другой стороны, любая власть исходно нарциссична и переоценивает свою значимость. По ее представлениям, граждане могут совершать ошибки и быть неправыми. Мне не удалось вспомнить случая, когда власть признала бы свою неправоту и повинилась перед гражданами.

В третьих, власть не берут для того, чтобы ее отдать. Обладание властью очень приятно, престижно и выгодно. Поэтому любая власть с особым вниманием относится к защите своих интересов и законодательному ограничению любых форм посягательств на ее привилегии.

В-четвертых, все экономические, социальные и политические претензии социума всегда адресуются наличной власти. Одновременно с этим, практически невозможно предъявить каких-либо обвинений или привлечь к ответственности ту или иную ветвь власти в целом или ее отдельных персоналий, пока они обладают властью. А утрата власти практически всегда чревата общественным порицанием и даже уголовным преследованием.

А что хуже - безвластие или коррупция?

Безвластие хуже коррупции.

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Профессиональная идентичность практического психолога: готовность к новой ситуации
    28.06.2024
    Профессиональная идентичность практического психолога: готовность к новой ситуации
    В пленарной части 18-го Санкт-Петербургского саммита психологов состоялась дискуссия с участием Т.Ю.Базарова, А.Г.Асмолова, М.М.Решетникова, К.В.Павлова, А.Г.Караяни и Е.В.Сидоренко.
  • Слово российским психологам — что обсуждали в первый день 18-го Санкт-Петербургского саммита
    03.06.2024
    Слово российским психологам — что обсуждали в первый день 18-го Санкт-Петербургского саммита
    «Кризис мировой цивилизации» — так звучала тема панельной дискуссии 2 июня, в которой приняли участие А.Г.Асмолов, Т.В.Черниговская, Д.А.Леонтьев, К.В.Павлов, Т.Ю.Базаров, М.М.Решетников, А.Г.Караяни, Е.В.Сидоренко…
  • Монополия государства на легитимное насилие. А.В. Забарин
    03.04.2017
    Монополия государства на легитимное насилие. А.В. Забарин
    Есть власть должности или власть кресла. Ушел человек с должности и власть потерял. И есть власть, основанная на авторитете, вере, харизме. Народная вера, доверие, поддержка и есть главные основания такой власти. Такая власть появляется тогда, когда властитель приходит во власть во имя реализации какой-то великой идеи, цели, служения Отечеству. А когда главным мотивом получения власти становятся сама власть, блага, дворцы, яхты, привилегии, власть развращается, утрачивает народную поддержку и вынуждена держаться за кресло и опираться на силу...
  • Психическое здоровье в современном мире с точки зрения Нематериальной теории психики, или Кто является носителем психики и разума
    18.06.2024
    Психическое здоровье в современном мире с точки зрения Нематериальной теории психики, или Кто является носителем психики и разума
    М.М. Решетников: «…при жестком контроле над системой образования и ведущими СМИ можно на протяжении двух-трех десятилетий сформировать у населения отдельной страны или даже у населения десятка стран любую идеологию, любую систему ценностей и любую мораль».
  • Внеполитический анализ межнациональных отношений
    11.06.2023
    Внеполитический анализ межнациональных отношений
    «Особо благоприятные условия для формирования любой агрессивной или даже человеконенавистнической идеологии складываются в периоды социальных и экономических кризисов...»
  • О. Дейнека: Противоречивый мир и противоречивые мы
    22.07.2022
    О. Дейнека: Противоречивый мир и противоречивые мы
    Насыщенное противоречивой информацией пространство вызывает стресс, фрустрацию, что, в свою очередь, активизирует нейробиологические защиты и защитные биологические механизмы и реакции.
  • Роль политического сознания в конструировании образа будущего
    18.07.2022
    Роль политического сознания в конструировании образа будущего
    Самый трудоемкий и ценный продукт политики — четко сформулированная цель для всех и для каждого. Никто, кроме человека политического, характеризуемого сильными психологическими состояниями, не может, не хочет, не умеет и не в состоянии выполнить эту работу.
  • М. Решетников: Неочевидный образ будущего
    11.07.2022
    М. Решетников: Неочевидный образ будущего
    «...страна без идеологии — это страна, психологически разоруженная. Формирование новой идеологии необходимо, но еще более востребован эмоционально и психологически привлекательный образ будущего. Это очень сложная задача».
  • Какие формы любви изобретают люди в мире бесчувственных отношений?
    22.03.2022
    Какие формы любви изобретают люди в мире бесчувственных отношений?
    М. Осорина: «Мне кажется, чтобы человек любил людей, чрезвычайно важно осознавать, что эта любовь медленно и постепенно растет, зреет, усложняется, в глубине её лежит то, о чем говорил Швейцер, — уважительное отношение к любому живому существу».
  • Екатерина Шульман* о детях, сказках и политике
    07.09.2020
    Екатерина Шульман* о детях, сказках и политике
    В книге «Тараканище» прекрасно показана динамика информационных диктатур, внушение страха на пустом месте, распространение паники, которая делает бессильными тех, кто мог бы сопротивляться. Но в финале прилетает воробей из далеких полей — это внешний фактор...
  • «Безоценочная или/и этическая позиция психотерапевта. Трудная диалектика»
    20.02.2020
    «Безоценочная или/и этическая позиция психотерапевта. Трудная диалектика»
    Что на деле означает безоценочность в психотерапии? Какие ее аспекты представляются естественными, а какие кажутся весьма сложными и связаны с трудным выбором для профессионала – разрешением нетривиальных противоречий?...
  • В. Знаков о понимании западной постправды и русского вранья
    12.11.2019
    В. Знаков о понимании западной постправды и русского вранья
    Постправда — это не только типичное, но и закономерное порождение «общества переживания». В «обществе переживания» люди иначе, чем в «обществе потребления» и «обществе знания», смотрят на многие области человеческой жизни... В «обществе переживания» появилось немало контекстов, в которых наиболее значимыми оказываются ценностные и прагматические стороны коммуникативной ситуации, а определению соответствия высказываний фактам, действительности отводится второстепенная роль. Как свидетельствуют, например, многочисленные теледебаты на российском телевидении, коммуникативная ситуация постправды такова, что спорщики даже не стараются найти истину, для них главное – победить в споре...
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»