18+
Выходит с 1995 года
22 ноября 2024
Сеанс музыкотерапии - образы страдания и надежды

Понятия музыкотерапии: зримая музыка - появление образов при прослушивании музыки с закрытыми глазами; кессон – образы, мучительные для пациента; катарсис – образы отрадные и помогающие пациенту.

История первая. Образы страдания и надежды

У пациентки были тягостные проблемы, мучившие её. Меня оповестили, что она скрывала тягу к алкоголю. Я не говорил ей, что знаю об этом. Моя цель была помочь ей.

Сеансы музыкотерапии она посещала длительное время. Слушая, музыку она видела удивительные образы, яркие, как фильмы Феллини или картины Босха. Первые сеансы музыкотерапии вызывали бурю переживаний, были и тягостными и волнующими. Но после она изжила стрессовое состояние, пугающие трагические образы и эмоции стали ее оставлять.

Кессон

Она слушала с закрытыми глазами как сверкающий поток звуков воплощает мелодии Вивальди и Шумана, Шопена и Моцарта… Рассказывала, что она увидела, слушая музыку. Её видения тревожны и поразительны. Это образы - кошмары: она видела синего кита, который пульсирует как сердце; она тонула в темной воде; возникал образ полета и падения о землю («разбилась об асфальт»).

Слушая высокую музыку Вивальди, радостную и мажорную, она страдала, поднялась на огромную высоту, выше облаков, и увидела пугающие огромные трубы, направленные вверх до бесконечности и втягивающие её внутрь.

Однажды у пациентки возник поразительный образ - она находилась внутри огромного глаза. В зрачке этого глаза она видела панораму земли, природу, весь мир. Голос сзади спокойно сказал: «Видишь, как сложен и прекрасен мир!». Этот образ похож на картину Босха «Семь смертных грехов», где из зрачка огромного глаза («Око мира») смотрит Христос, а на радужной оболочке показаны семь смертных грехов. Бог следил за ними и все знал. Незадолго до сеанса я смотрел на картину Босха… Вот так во время сеанса музыкотерапии иногда возникает считывание образов участников.

Превращая свои тягостные проблемы в образы таинственного творческого сна, навеянного музыкой, пытаясь понять суть этих образов, она избавлялась от своих проблем.

Комфортно она воспринимала фиолетовый цвет и связанные с ним проявления искусства и музыки - это были эмоции, грезы, мечты. На тональностях и мелодиях, близких своему внутреннему состоянию, она воспринимала музыку гармонично, видела идиллические пейзажи, возносилась к облакам.

Тревожные образы возникали на первых сеансах («образный кессон» на отрицаемых уровнях музыкального воздействия). Их сменили сказочно красивые пейзажи близких ее принимаемым цветам тональностей. Она не прекращала музыкотерапию, снова и снова приходила на сеансы и отважно погружалась в мир музыкальной импровизации, концерта для одного слушателя.

Она хотела слушать музыку разного воздействия и пыталась понять язык своего подсознания, уяснить, что означали образы. Изживая в этих образах свои проблемы, она сняла стресс. Появилось чувство умиротворения и гармонии. Она стала принимать «высокую», светлую, гармоничную музыку, но теперь по отношению к более «низкой», тёмной, минорной музыке у нее появлялось ощущение, что ее тянет в пещеру, она видела тёмную пугающую воду, захлебывалась в мутной воде.

Постепенно она гармонично и радостно стала воспринимать различные уровни музыкального воздействия, наслаждалась Григом и Моцартом, Шуманом и Бахом, мажорной и минорной музыкой.

Теперь, слушая музыку, она видела не опасную темную воду, она плавала в прозрачно-синей воде, а высота манила взлететь. Возникло желание рисовать, которого не было с детства.

Возможно, музыка помогла проработать и смягчить накопленные проблемы.

Катарсис

Наконец возник яркий образ, решивший ее проблему практически. Она увидела дорогу в лесу, след машины, проходивший через огромную лужу, и внезапно поняла! Она поняла, что её дорога зашла в тупик! Последующие образы прояснили для нее КАК ВЫЙТИ ИЗ ЭТОГО ТУПИКА: она «увидела» – она медленно шла в грязную воду моря (очевидно, это была ее пагубная страсть и опасность гибели из-за нее - алкоголизм уничтожал и губил ее). Повернувшись к берегу, она с удивлением увидела разгадку проблемы и путь к спасению: она увидела на берегу грибочек для купающихся, укрывающий их от солнца, под ним сидел муж, а около него сидели ДВОЕ ДЕТЕЙ. Но в реальности у нее был ОДИН ребенок! Подсознание, творчески разбуженное музыкой, сказало ей – заведи ребёнка и ты спасешься! Так она и сделала.

Так началось преодоление. Она как бы увидела себя со стороны и смогла примириться с собой. Творческое подсознание, воспламененное музыкой, сожгло тягостные мучительные проблемы и осветило выход из тупика. Увиденный выход был ею реализован, и она вышла из мира музыкотерапии в реальный мир, где и справилась со всеми своими трудностями.

История вторая. Человек-гора (Я же был боксёром!)

Сеанс музыкотерапии в большой палате с магнитофоном. У великана в палате язвы на ногах, он перестал ходить, впал в депрессию. Его цветовой выбор: первая пара красный и зеленый – программа лидера, вторая пара коричневый и черный – ответ НЕДУГ СЕРЬЕЗЕН.

Это больной человек, но лидер. Оказывается, он занимался спортом – (красный выбор), он боксер и был капитаном команды (зелено красный выбор).

Он выбрал ЭНЕРГИЧНО СТРАСТНУЮ МЕЛОДИЮ «Храм заходящего солнца» из диска «СТРАСТЬ».

– Это мелодия моей молодости,- сказал он.

- Она вам нравится – вот и слушайте ее.

Слушая «свою» мелодию он сказал:

– Я же был боксером.

Потом добавил:

– Язвы на руках прошли и на ногах тоже пройдут!

А потом он пошел – впервые за месяц.

История третья. ВСТАНЬ И ИДИ!

Вот и привозят пациентку. Ее несут. Это 16 летняя девушка армянка. Красивое лицо искажено страхом. У нее истерический паралич - уже полгода она не ходит, мышцы стали изменяться, стопа подвернута. Сочувствие и уныние на лицах близких.

Музыкотерапевт едет с ней в лифте, согревает ледяные ладошки и шепчет: «Если ты сегодня пойдешь, ты сделаешь мне большое одолжение - я всем буду хвастать» - он работает по принципу Милтона Эриксона – интуитивно. Эту часть работы можно назвать «ДОГОВОР».

Вот её доставили в зал. Она выбирает темные цвета теста Люшера: фотографию унылого бестолкового пса, у которого ПОДВЕРНУТА ПРАВАЯ ЛАПКА (как и у неё!). Выбранные картины прекрасны, изысканны. Первый цвет по тесту Люшера фиолетовый - перед нами ЧЕЛОВЕК ВООБРАЖЕНИЯ, ЧЕЛОВЕК МИРА ИСКУССТВА.

Начинается длительный сеанс. Он продолжается около трех часов. Она слушает прекрасные мелодии, у неё утонченный вкус и требовательность. Высоко оценивает она только самые совершенные мелодии. У нее есть способности. Ее глаза разгорелись, она забыла о своей беде.

Однако она создала рисунок, где она отразила свои образы под впечатлением музыки. На рисунке - летящая стрела. Сочетание цветов в рисунке – черный и желтый (установка на суицид) и желто-коричневый (отчаяние).

Музыка показывает красоту мира, успокаивает, дает энергию и как бы говорит: «Иди в этот мир, он твой! Скажи ему – ДА!»

Врач роняет фразу:

- Я тебе рассказал о твоем характере. Дело не в том, что ты пойдешь - в этом нет сомнения. Дело в том, каким человеком ты будешь.

Он играет не только прекрасные мелодии. Та музыка, которую он теперь играет как бы говорит: «ИДИ! ДВИГАЙСЯ! ПРЕОДОЛЕВАЙ»!

Стала звучать музыка великих маршей. Мелодии самых обаятельных вальсов Шуберта и Чайковского, Шопена и Штрауса побуждали двигаться. Прошло некоторое время и она попыталась подняться, вцепившись в стол. Ноги с атрофированными мышцами не слушаются, предают её, но она упрямо тащит свое тело, держась за стол.

Она мужественно старается ПОЙТИ.

Музыкотерапевт как бы не слышит взволнованного говора родственников, и не волнуется - на лице его выражение: «А как же иначе, она должна, обязана была пойти!».

- Надо продолжать слушать музыку,- говорит он.- Пусть она доберется до рояля и тоже попытается играть - импровизировать вместе со мной.

Проходит несколько встреч - сеансов музыкотерапии. Однажды они встречаются - и её не несут и не помогают идти. Она ИДЕТ САМА! Правда, мучительно медленно, опираясь на тросточку, хватаясь руками за двери, но её глаза горят, а у всех окружающих взгляды светятся сочувствием.

Эти сеансы показали важность цветовой и образной диагностики, методики поведенческой терапии, этапы проработки образов страдания и появления новых позитивных установок.

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Использование методик песочной терапии в психодиагностике внутрисемейных и детско-родительских отношений
    16.11.2024
    Использование методик песочной терапии в психодиагностике внутрисемейных и детско-родительских отношений
    «Несмотря на активное внедрение современных цифровых технологий, непосредственное, живое общение с людьми остается самой естественной, природосообразной и результативной формой сопровождения и помощи».
  • Выявление групп риска эмоциональных нарушений у детей
    11.08.2021
    Выявление групп риска эмоциональных нарушений у детей
    В кризисных стрессогенных обстоятельствах угроза эмоциональному благополучию детей возрастает. Для выявления возможных отклонений на ранней стадии и их своевременной коррекции психологу необходим эффективный диагностический инструментарий…
  • Чем удивлял 15-й Саммит психологов? Рефлексия и действия
    11.06.2021
    Чем удивлял 15-й Саммит психологов? Рефлексия и действия
    Четыре дня Санкт-Петербургского саммита психологов были наполнены мастер-классами и лекциями, дискуссиями и беседами специалистов. 96 мастерских состоялись в пяти аудиторных, двух онлайн и одной смешанной (офлайн и онлайн) параллелях…
  • Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с ОВЗ посредством ТДТ
    27.07.2020
    Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с ОВЗ посредством ТДТ
    Развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста является одной из важнейших проблем. Освоение элементов коммуникативной культуры в младшем школьном возрасте позволит детям успешнее реализовать свой потенциал…
  • Арт-терапия в работе с насилием в близких отношениях
    07.04.2020
    Арт-терапия в работе с насилием в близких отношениях
    Арт-терапия работает с образами, и язык образов понятен всем, на нём можно не говорить, а видеть и показывать. С помощью образа легче рассказывать о том, что сложно проговорить, потому что тяжело, больно, просто нет подходящего словарного запаса…
  • Компания «Иматон»: 30 лет практической работы и 3 дня фестиваля
    13.02.2020
    Компания «Иматон»: 30 лет практической работы и 3 дня фестиваля
    VI Всероссийский фестиваль практической психологии «Где дни облачны и кратки...» состоялся в Санкт-Петербурге 6 - 8 февраля 2020 года. В фестивале приняли участие 400 психологов из России, Швейцарии, Германии, Финляндии, Эстонии, Литвы, Великобритании...
  • VI Всероссийский фестиваль «Где дни облачны и кратки...»
    17.10.2019
    VI Всероссийский фестиваль «Где дни облачны и кратки...»
    Профессиональное интернет-издание «Психологическая газета» приглашает на традиционный зимний фестиваль в Санкт-Петербург! 8 февраля 2020 года исполняется 30 лет со дня основания Компании «Иматон», она представит участникам Фестиваля отчет о работе за 30 лет. Вас ждут проверенные временем инструменты, эффективные технологии и ценные навыки для успешной самостоятельной работы, встречи с корифеями психологического искусства, знакомство с их выверенными идеями и подходами...
  • Психологическая поддержка людей с «неизлечимыми» заболеваниями
    09.09.2019
    Психологическая поддержка людей с «неизлечимыми» заболеваниями
    Как помочь человеку, если его мир рухнул? Ресурсными техниками, которые можно применять и с больными, и с любыми клиентами, проходящими через личностный, семейный или профессиональный кризис, поделилась Хлебодарова Ольга Борисовна – семейный психолог, онкопсихолог, педагог высшей категории, супервизор, руководитель Ассоциации психологов Подмосковья, генеральный директор благотворительного проекта психологической помощи людям с онкозаболеваниями "О.П.О.Р.А."»...
  • «Арт-конструктор»: работа с последствиями психотравмы
    18.10.2018
    «Арт-конструктор»: работа с последствиями психотравмы
    В рамках мастер-класса «Арт-терапевтическая помощь в преодолении психологической травмы. Коррекционно-диагностическая методика "Эмоциональный арт-конструктор"» на Саммите психологов Александр Иванович Копытин продемонстрировал возможности диагностической и коррекционной методики «Эмоциональный арт-конструктор» на этапе психологической помощи, предполагающем вскрытие содержания травматического опыта и его переработку. Он подчеркнул, что методику нужно использовать только через некоторое время после травматического события...
  • «Эмоциональный арт-конструктор» для детей, подростков и взрослых
    03.10.2018
    «Эмоциональный арт-конструктор» для детей, подростков и взрослых
    Методика «Эмоциональный арт-конструктор» является новым словом в работе с эмоциональной сферой человека. Эта работа включает диагностический и коррекционно-развивающий аспект. «Эмоциональный арт-конструктор» предназначен для решения комплекса задач в сфере эмоционального интеллекта детей, подростков, взрослых и предлагает им воспользоваться средствами, характерными для арт-терапии - совокупностью методов, использующих изобразительную, игровую деятельность...
  • Групповая и индивидуальная работа с игровыми платформами
    19.09.2018
    Групповая и индивидуальная работа с игровыми платформами
    Платформы, как и метафорические карты, могут быть использованы психологами разных школ и направлений для решения разных задач, потому что это просто инструмент, с помощью которого каждый решает свою задачу или, выражаясь метафорически, исполняет свою мелодию, исходя из своих потребностей, способностей, возможностей, а также из потребностей, способностей и возможностей слушателей. Приведу пример того, как одна и та же игровая платформа по-разному может быть применена в групповой и индивидуальной психологической работе...
  • Дети - учителя арт-терапевтов. Истории из практики
    25.12.2017
    Дети - учителя арт-терапевтов. Истории из практики
    Есть могучие психотерапевты, к чьей помощи надо прибегать: Бетховен, Моцарт, Григ, Рахманинов, Левитан, Куинджи, Пушкин, Киплинг и многие другие. Нужно всего лишь помочь им помогать детям. Свою работу арт-терапевта я начинал с детьми. Дети проявили огромные творческие способности, они помогли обнаружить методики арт-терапии шедеврами искусства. Слушая мелодические шедевры с закрытыми глазами, они видят необычные образы и при этом, если присутствует группа, могут передать их другому человеку...
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»