копия:
Смолину О.Н., Члену Национального координационного совета
по поддержке молодых талантов России, заместителю Председателя Комитета
Государственной Думы по образованию, председателю общественного движения «Образование - для всех»
Проект постановления правительства РФ «О выявлении одаренных детей» имеет ряд существенных недостатков.
1. Документ имеет методологические противоречия с вышестоящими нормативными актами. Обозначенные критерии и методы выявления одаренных детей не соответствует принципам развивающего образования и системно-деятельностного подхода в системе образования, которые лежат в основе «Закона об образовании» РФ и являются фундаментом ФГОС всех уровней образования, а также подписанной Президентом РФ в 2012 г. «Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов».
2. Создание реестра одаренных детей противоречит «Закону о персональных данных».
3. Создание такого реестра имеет высокие социальные риски, а также риски для развития личности детей с признаками одаренности. В предлагаемом документе эти риски должны быть обозначены.
4. Конкурсные мероприятия, являясь максимально формализованным и объективным инструментом отбора, имеют большой процент погрешности, особенно при однократном применении. Описанные критерии выявления одаренных детей являются изолированными показателями и не опираются на особенности возрастных периодов.
5. В документе не отражена системность и преемственность методов выявления одаренных детей. Необходимо провести дифференциацию методов и мероприятий по выявлению и мониторингу развития одаренных детей с учетом специфики разных этапов детства и их преемственность в практике образования.
6. Необходимо включение в список мероприятий по выявлению одаренных детей мероприятий внеконкурсного характера (конференции, симпозиумы, выставки и др.)
Именно внеконкурсные мероприятия являются наиболее адекватным инструментом «развития интеллектуальных и творческих способностей и пропаганды научных знаний, творческих и спортивных достижений», являясь одновременно инструментом и выявления, и сопровождения детей с признаками одаренности.
7. Высокие результаты психологических и (или) психолого-педагогических обследований детей не могут являться критерием отбора детей для включения их в реестр одаренных. Данные обследования являются внутренним инструментом мониторинга развития ребенка и входят в систему сопровождения.
Не учитывается факт отсутствия валидных психодиагностических и психолого-педагогических методик для широкого применения в образовании в целях определения детей с потенциалом одаренности. В мировой практике по выявлению одаренности путем выполнения разного уровня заданий (тесты на интеллект, творческие задания открытого типа, тесты дивергентного мышления, предметные задания повышенного (олимпиадного) уровня и т.п.) и конкурсных мероприятий накоплен большой фактологический материал о высокой диагностической погрешности этих методов для выявления одаренности и их безусловной несостоятельности в плане прогноза развития и сохранения высоких способностей и достижений у детей.
В предложенном виде предлагаемый в Проекте «ПОРЯДОК И КРИТЕРИИ выявления одаренных детей, а также сопровождения таких детей и мониторинга их дальнейшего развития» может нанести больше вреда, чем пользы для выявления, сохранения и развития детей с признаками одаренности в практике образования.
Учитывая, что данный Проект имеет ряд принципиальных недостатков и противоречит вышестоящим нормативным документам, необходимо:
1. Продлить общественное обсуждение Проекта до 20 сентября 2015 г.
2. Направить данный Проект на профессиональную экспертизу в научные учреждения МОН РФ, имеющих для этого необходимый научный и кадровый ресурс (ФГБНУ ПИ РАО, ФГБНУ ИИДСВ РАО и др.)
3. По итогам экспертизы Проекта провести заседания на уровне Общественной палаты РФ и/или Национального координационного совета по поддержке молодых талантов России с обязательным приглашением широкого круга экспертов для итоговой профессиональной редакции Проекта.
Прочитать проект постановления Правительства РФ «О выявлении одаренных детей»
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать