Кризисные явления в становлении духовно-нравственной сферы современной молодежи и пути их преодоления в последнее время активно обсуждаются в отечественной психологической теории (Юревич; Фельдштейн и др.) и практике (Дубровина; Чернышев и др.). В рамках нашего проекта используется принцип проектирования психологической помощи молодежи в условиях региона (Курской области). Помощь направлена на подготовку молодежных лидеров гуманистической ориентации, которые могут оказывать позитивное влияние на личностное развитие своих сверстников. Известно, что молодежь более ориентирована на сверстников, чем на взрослых.
Проектирование социально-психологической помощи молодежи региона реализуется через введение социального обучения и организацию развивающих социальных сред.
Социальное обучение молодежи – это формирование знаний, умений и навыков конструктивного взаимодействия с людьми на межличностном и социальном уровнях, направленного на достижение разнообразных, общественно значимых целей. По своему предмету и методам оно является одним из видов психологической помощи.
Можно выделить следующие особенности социального обучения по сравнению с другими видами психологической помощи:
- социальное обучение отличается более выраженным дидактическим характером. Оно направлено на конкретные практические результаты совместной деятельности обучаемых;
- социальное обучение осуществляется в рамках специально созданного социума, который, с одной стороны, отличается организационной самобытностью (нормотворчеством), с другой стороны, вписан в реальное социально-нормативное пространство региона (Курской области).
В авторском понимании развивающая социальная среда – это социум, отличающийся от обычной среды более высокими по содержанию и интенсивности характеристиками совместной деятельности и общения, эмоционально и интеллектуально насыщенной атмосферой сотрудничества и созидания. В такой среде наиболее полно актуализируются и межличностные, и межгрупповые механизмы успешного саморазвития личности и групп. Высокосодержательная и в социальном, и в духовном отношении, разнообразная в предметном плане совместная деятельность является системообразующим фактором развивающей социальной среды, определяя ее направленность и качественное своеобразие. Развивающая социальная среда сочетает высокую социально-психологическую защищенность ребенка с необходимостью проявить большое физическое и психическое напряжение, рационально использовать время в связи с включением в разнообразные социально значимые совместные деятельности («веер деятельностей»). Чтобы избежать иллюзий о легком достижении счастья, вводятся специально запланированные экстремальные ситуации для подготовки молодежи без больших потерь находить достойный выход из них.
В рамках развивающей социальной среды изменяется содержание и стиль общения за счет включения таких компонентов, как: социально созидательный поиск правильного пути в жизни. Значительный контраст, существующий между данной общностью и традиционными учебно-воспитательными организациями, создает дополнительный эффект психологического воздействия на личность. Атмосфера деловой активности, уважительного отношения к каждому, эстетическая насыщенность повседневной жизнедеятельности и совместные переживания успехов и неудач создают особое эмоциональное родство молодых людей, формируют их нравственное и эстетическое сознание. Роль психологов-педагогов заключается в основном в том, чтобы задать единые «правила игры».
Эксперимент основывался на гипотетическом положении о том, что периодическое включение индивидов и групп подростков и юношей в качестве субъектов совместной деятельности и общения в специально созданные реальные улучшенные социальные среды («социальные оазисы») на основе актуализации принципа сочетания социального знания и социального действия ведет к значительным лидерским и личностным изменениям индивидов («социальному обновлению» личности) и повышению уровня социально-психологической зрелости групп.
Организационно экспериментальная ситуация создавалась в рамках психологической школы молодежных лидеров в системе дополнительного образования в регионе, открытая в 1960-е годы Л.И. Уманским и А.С. Чернышевым и функционирующая до настоящего времени, в которой ежегодно проходят лидерскую подготовку 200-300 старшеклассников, а за 50 лет подготовлено свыше 35 тысяч воспитанников, многие из которых стали крупными организаторами в различных сферах народного хозяйства. Контингент формируется, прежде всего, из творческих и инициативных учащихся, способных после обучения самостоятельно сплотить детский коллектив, стать лидерами в своих школах.
Устойчивая воспроизводимость позитивных результатов данного эксперимента в течение многих лет позволила перейти к реализации третьего звена принципа Б.Ф. Ломова о единстве теории, эксперимента и практики – организации практики применения проектирования развивающих сред в регионе.
В настоящее время в регионе на основе теоретической модели психологической школы лидеров создано еще шесть аналогичных центров несколько иного профиля в зависимости от специфики контингента современной молодежи. Например, международный центр «Монолит» – для неформальных молодежных объединений России, стран ближнего и дальнего зарубежья (рук. – канд. пед. наук А.П. Трубников). Для «трудных подростков» функционирует лагерь «Спасатель» (рук. – В.Е. Пилипенко и Е.Л. Полонская); интеллектуально одаренные школьники «нашли себя» в центре «Магистр» (рук. – канд. пед. наук Р.Н. Проскурина); «Гайдаровец» – центр для подготовки лидеров в разновозрастных отрядах школьников (рук. В.Г. Шалимова).
Таким образом, в Курской области сложилась сеть профильных центров не только отдыха, но и личностного развития современной молодежи, в которых ежегодно реализуется около 40 профильных программ, рассчитанных на молодежь разных категорий.
Управление деятельностью профильных центров осуществляет Комитет по делам молодежи и туризму Курской области (председатель – А.А. Чертова), а научно-теоретическую составляющую обеспечивает кафедра психологии Курского госуниверситета (зав. кафедрой, профессор А.С. Чернышев, доцент Д.В. Беспалов).
В итоге ежегодно в Курской области психологическую поддержку получает около тысячи молодых людей и формируются высокоорганизованные, сплоченные молодежные коллективы.
Результаты. Высокосодержательная и многоплановая жизнедеятельность подростков и юношей в психологически обогащенных средах привела к значительным личностным изменениям – «социальному обновлению личности» (термин А.В. Шаронова) как на уровне сознания, так и на уровне поведения. Одновременно шло и формирование высокоорганизованных, психологически зрелых групп.
Наиболее значимые личностные изменения произошли в следующих сферах:
- обогащении «Я» – концепции за счет качественных позитивных образований в структуре самооценки и уровня притязаний, нахождении новых личностных ресурсов для самоактуализации;
- системе установок на личную позицию в социально-ценном изменении окружающей среды. В этой связи для иллюстрации приведем несколько наиболее типичных вариантов самоопределения:
- духовно-нравственной составляющей мироощущения и социального самоопределения. Молодые люди обращались к народным традициям, добра и справедливости, настроены на бескорыстную помощь престарелым и одиноким людям, сформировался комплекс духовно-нравственных качеств, которые они приобрели в данных организациях (социальную чувствительность к людям и их проблемам; способность к общению, дружбе, оптимизм, стремление к успеху в решении социально значимых проблем и т.д.);
- • определилась гражданская позиция в реализации своего потенциала через принцип «свободы для…» и следования социально ценным идеалам, подражанию людям, прославившим отечество своим трудом;
- определенная часть воспитанников профильных центров лидеров добились карьерного роста, они стали успешными руководителями в различных сферах народного хозяйства региона;
- воспитанники центров систематически включаются в добровольческую деятельность в регионе, что вопреки мнению о бездуховности и меркантильности – отражает их готовность к участию в жизни других людей, оказанию им помощи. В этом проявляется гуманизм как базовая ценность личности;
- наличие большого числа воспитанников профильных центров в регионе оказывает большое влияние на молодежное движение, а сами центры как престижные молодежные организации стали ценностью для подростков и юношей. Среди них ведущую роль региональная психологическая школа лидеров «Комсорг».
Успешность деятельности психологической школы по оказанию социально-психологической помощи учащейся молодежи оказала положительное влияние на общественное сознание региона. Школа вошла в общественное сознание региона как большое и полезное дело по воспитанию молодежи, как ценность и гордость Курской области. Так, например, во время презентации Курской области в Москве во Всероссийском выставочном центре правительство и губернатор области сочли целесообразным включить в достижения региона материалы о психологической школе.
Чернышев А.С., Сарычев С.В. – психологи Курского государственного университета.
Проект «Социально-психологическое сопровождение молодежной политики Курской области» участвует в конкурсе «Золотая Психея» по итогам 2013 года: http://www.psy.su/psyche/projects/1117/ |
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать