16+
Выходит с 1995 года
19 апреля 2024
Рассказик о забавном

Мой друг работает с алкоголиками - посещает их, ставит им капельницы. Такое общение не бодрит. Это не встреча с интересным человеком, о которой писал Паустовский «смеяться с Пушкиным и пожать сухощавую руку Диккенса»  или грезил Пастернак: «пока я с Пушкиным бродил, пока гулял с Эдгаром По». Это тяжелое зрелище. Мой друг написал жесткий рассказ об алкоголике с изувеченной рукой, которая его кормила, так как за увечье ему платили. Я был омрачен этим рассказом. Мой друг спросил меня, кто из нас больше напишет чернухи, но тут я пас. Я старый врач и чёрного знаю столько, что хватит на целый полк писателей. Отвечая другу, я внезапно создал рассказ, пытаясь развеселить себя и его:

«Дорогой друг, ваш рассказ правдив и жесток. Такие реалистичные материалы появились в России как физиология города. Потом реалистичное стало основой русской натуральной школы, личностей Гоголя и Достоевского. Натурализм становится фантастическим у Гоголя и психодраматическим у Достоевского, заставляющего читателя отождествиться с героем и совершить нечто ужасное. Можно сказать о них, цитируя Радищева: «душа моя уязвлена страданиями человечества стала». Это особенность русской литературы и русской души - нам плохо, когда человек страдает. Я хочу в ответ вам привести эпизод из своих наблюдений - кошмар жизни превращается в гротеск и нелепый смех.

Я ходил в благотворительный центр выступать перед пожилыми. Однажды я сказал им: «Я играю вам музыку. Вы все многое пережили и знаете. Расскажите мне что-нибудь удивительное о своей жизни». Так я получил три рассказа.

Один человек рассказал о своей сестре. Я думаю, он ей завидовал, этот пожилой человек, потому что она стала академиком, а он никем значительным не стал. И нашёл объяснение этой разнице: «Моей сестре в детстве  на голову упала клетка с птицей. Она в детстве  была дура дурой, но после того как на неё упала эта клетка с птицей, сестра резко поумнела». Вот и вся история.

Вторая история - о случайностях. Она звучала так: «Мы в войну, спасаясь от немцев, поехали к родным в город Саратов, но никого не нашли  - они уехали. Хотели уезжать на поезде, но я стала плакать и так орала, что вся наша семья не смогла никуда уехать.  Потом оказалось, что этот поезд разбомбили, а мы, не поехав, спаслись. В отчаянии мы сели у костра около вокзала: стали слушать рассказы людей, рассказали свою историю и внезапно  нашли своих родственников, о которых раньше ничего не знали. Они нас приняли и поселили у себя». Это всё - как арабская сказка или промысел Божий.

Третья история сначала мрачная, как и ваша, но кончается прекрасно: « В нашем городе был человек, которому снаряд стукнул по голове - после травмы он потерял речь и пару лет ходил очень мрачный. Однажды он стоял около трамвая. Вдруг трамвай дёрнулся и бампер ударил по голове в то место, что уже было у него поражено. Случилось небывалое – человек заговорил снова! Но сначала он ругался ужасно в течение получаса. Наверное,  вся злость, что у него накопилась за это время, и вышла наружу». Вот такая история.

Теперь хочу вам рассказать ещё одну историю из собственного опыта:

Я пришёл в кафе на Горьковской после своей лекции, которая была в лицее. На этой лекции я  впервые соединил стихи, картины и музыку вместе. В кафе ко мне подошла Корепаша - подруга моей дочери. Она с какими то врачами отмечала некое событие в одной из комнат кафе.  Корепаша поднесла мне чарку вина, и я по слабоумию её радостно принял. Тут же «Остапа понесло» и спонтанно принял участие в постановке «Ворона и лисица». Я радостно играл виртуозные мелодии Сен-Санса, а кто-то стоял рядом и напряженно внимал мне. Мне стало приятно - ведь обычно никто никого не слушает (в том числе, меня). Когда я остановился, молодой человек попросил разрешения меня сфотографировать.  Я, как ворона, распушил хвост и сказал, что не люблю фото. Он сфотографировал меня и показал что получилось.

Когда я играл, я выглядел осмысленно. Но когда я стал позировать, получилось нечто комическое. Я увидел свою глупо радостную физиономию, когда позировал, глядя в камеру и положив персты на фоно. Мне было приятно играть роль маэстро, которого охотно фотографируют и внимают ему почтительно… Потом ко мне пришло понимание - это был не восторженный любитель музыки, загипнотизированный игрой маэстро, и по совместительству собиратель ярких персонажей, (вроде Феллини, который снимал в разных странах чудаков привлекших его капризное внимание, потом он их использовал в своих фильмах), а просто фотограф, которому надо подработать. Это я понял, немного протрезвев. И вспомнил анекдот: у профессора на лекции нет слушателей, но только один студент ему внимает. После лекции профессор, расчувствовавшись, говорит: «Вы хороший студент и интересуетесь наукой!». «Профессор, вы на моей шапке сидите» - отвечает студент, возвращая его в реальность. Вспоминая себя перед фотографом в роли маэстро, очаровавшего любителя музыки, я понял, что тоже обманул его: он подумал, что видит великого музыканта. Возможно, он возмечтал, что успеет сделать фото, музыкант захочет его купить, а потом люди будут дорого оценивать редкое фото мэтра. Кроме того, я вспомнил роман бессмертного Булгакова «Мастер и Маргарита» - тот момент, когда профессор Кузьмин осматривает буфетчика, напуганного свитой сатаны. «Уберите сейчас же ваше золото, – сказал профессор, гордясь собой, – вы бы лучше за нервами смотрели. Не пейте много чаю и ешьте без соли совершенно». «Даже суп не солить?» – спросил буфетчик. «Ничего не солить», – приказал Кузьмин. «Эхх!..» – тоскливо воскликнул буфетчик, умиленно глядя на профессора, забирая десятки и задом пятясь к двери».

«Спектакль жизни продолжается», - подумал я. Сколько же интересного может еще произойти! Я вспомнил мудрость древних евреев: они сказали, что Бог потому не уничтожает людей, что ЛЮБИТ ИСТОРИИ. А кто их не любит? Кто нас развлечёт, кроме нас самих?..

А пока сделаем паузу, подобную паузе между частями симфонии жизни. Глубоко вздохни, читатель, и забери весь кислород, который ты способен освоить. Успеха тебе, милый!».

Владимир Михайлович Элькин – врач,  кандидат медицинских наук, психотерапевт, музыкант, музыкальный терапевт, член Арт-терапевтической ассоциации. Автор 80 научных работ, книг: «Целительная магия цвета и звука», «Театр цвета и мелодии ваших страстей», методики «Цветодиагностика и психотерапия произведениями искусства», ведущий программы «Цветовая психология и арт-терапия шедеврами искусства». Автор статей: «Четыре цветовых программы жизни и их тени», «Опера хромых (опыт преодоления)». Находится в переписке с М.Люшером, создателем цветового теста.

Состоялось голосование по выбору наиболее интересных афоризмов, предложенных В.М. Элькиным. Самые популярные:

«Хочешь быть счастливым - займись своим делом. Произойдут удивительные вещи» (Гете).

Я просила у Бога силы, а он дал мне испытания. Я просила у Бога мудрости, а он дал мне проблемы. Я просила у Бога удачи, а он дал мне шанс». (Мать Тереза).

«Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало: два важных правила запомни для начала: ты лучше голодай, чем что попало есть. И лучше будь один, чем вместе с кем попало» (Хайам).

Напоминаем, что Вы тоже можете предложить свой опрос для публикации в газете

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»