Актуальные проблемы организации и оказания психиатрической,психотерапевтической и медико-психологической помощи МАПО, ГПБ № 6(стационар с диспансером); ГПБ № 1 им. Кащенко; ГПБ № 3 им. Скворцова-Степанова, Санкт-Петербург.
Танцевальная терапия – это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции психоэмоционального и физического состояния личности (Грёнлюнд, Оганесян,2004).
Бернштейн Н.А.(Бернштейн,1947) показал, что практически на всех этажах пятиуровневой иерархии управления движением необходимо психическое регулирование. Что же делать, если психика нарушена? При эго - центрированной системе управления движениями в танцевальной терапии внешний мир является как бы пустым пространством, где присутствует тело субъекта, который, напрягая свои мышцы и изменяя траекторию своих движений в танце, формирует новое пространство вокруг себя, позволяя давно забытым или новым образам проявляться из бессознательного. Танцевальный терапевт с помощью танцевально – терапевтических методик проведения сессии может развить движения пациентов, усилив их пространственно образную структуру. Кинестетика оказывается первым, исходным образным языком, у больных шизофренией, через который живое тело начинает психически вспоминать свои ощущения и воспроизводить способы реализации себя вовне.
Танцевальная терапия является психотерапевтической составляющей комплексной реабилитации больных психотическими расстройствами, проводимой в стационарных условиях и строится на основе интегративного подхода в современной психотерапии, включающего в себя практическую, коммуникативную и сценическую составляющие.
Адресатами использования танцевальной терапии, осуществляемой в комплексе лечебно-восстановительных мероприятий больных эндогенными психотическими расстройствами, являются пациенты с заболевания шизофренического спектра, в том числе с выраженной негативной симптоматикой, а также с аффективными расстройствами. Противопоказаниями являются наличие актуальной продуктивной симптоматики, стойких суицидальных тенденций, а также заболевания, симптомы которых могут быть спровоцированы излишней физической активностью.
В настоящее время в Санкт-Петербурге танцевальная терапия в клинической практике активно развивается. Первые выпускники программы переподготовки по танцевальной терапии в ИДО РГПУ им. А.И.Герцена под руководством Оганесян Н.Ю. получили дипломы государственного образца, и пришли работать в психиатрические стационары Санкт-Петербурга.
К сожалению, в медицинской среде бытует мнение, что танцевальную терапию «проводят психиатр и психолог, прошедшие подготовку по групповой психотерапии» (Вид, 2008 стр.302-303). Мы со своей стороны можем отметить, что психиатр и психолог должны не только достаточно хорошо уметь танцевать сами, но и пройти подготовку по танцевальной терапии. В противном случае недостаточная координация, сила и амплитуда движений, могут послужить не адекватной моделью для пациентов. Танцевальный терапевт, кем бы он не был, психиатром или психологом, не является пассивным членом группы, а танцует с пациентами, стимулируя и развивая их психомоторный потенциал.
Цель применения танцевальной терапии в психиатрическом стационаре – минимизация патологической симптоматики за счет коррекции двигательных, эмоциональных, поведенческих и межличностных нарушений в результате психотерапевтического использование танца и движения.
Отдельно необходимо подчеркнуть, что танцевальный терапевт, где бы он/она не работал, в стационаре или диспансере поддерживает тесный контакт с лечащим врачом пациентов. Так как лечащий врач должен знать, как его пациенты функционируют на невербальной психотерапии, чтобы совместно с танцевальным терапевтом выстроить перспективу лечения.
Для разработанной Оганесян Н.Ю. (Оганесян, 2005) краткосрочной танцевальной терапии наиболее приемлемой, в условиях психиатрического стационара является длительность в 10 сессий, по 1,5-2 часа два раза в неделю. Структура разработанной танцевально-терапевтической сессии, состоит из 7 частей: 1) разминка, гимнастика ци-гун или корригирующая гимнастика по системе Ю.А. Афанасьева; 2) обсуждение темы сессии; 3) танцевальная импровизация, индивидуальная или общая; 4) показ картины, обсуждение темы и её цветового решения, проработка какой-либо установки; 5) релаксация по теме картины; 6) рисование собственного видения темы картины; 7) заключение – общий танец. Эта системная танцевальная терапия применяется в ГПБ № 6 как в стационаре, так и при диспансерном наблюдении Отдельно обращаем внимание, что профессиональный танцевальный терапевт вправе вносить свои изменения в этот комплекс, так как личность танцевального терапевта играет огромную роль в этой невербальной психотерапевтической работе.
Так, например в ГПБ № 3 им. Скворцова-Степанова – медицинский психолог и танцевальный терапевт Риковская В.Б., (Риковская, 2008) которая работает в реабилитационном отделении, взяла за основу, перечисленную выше структуру сессии, так как проводит ещё и арт-терапевтические занятия и имеет возможность провести отдельную психотерапевтическую работу с рисунками, сделанными на танцевальной психотерапии уже в рамках индивидуального психологического консультирования. Пациенты, получившие танцевальную терапию в стационаре, имеют возможность продолжить поддерживающие занятия после выписки, так как многие посещают клуб бывших пациентов.
В то же время в ГПБ № 1 им. Кащенко – медицинский психолог и танцевальный терапевт Толошинова Д.Ю. (Оганесян, Толошинова, 2009) тоже работающая в реабилитационном отделении, структурировала свою сессию из 5 частей: 1.разминка – разогрев мышц, активация моторных навыков. Развитие мелкой моторики, координации, уменьшение мышечного напряжения; 2. обсуждение темы сессии – подготовка к определённому виду деятельности, к дальнейшей осознанной работе; 3. развитие темы сессии, направленное на приобретение личного опыта, формирование определённых навыков, посредством практических танцевально-двигательных методов; 4. танцевальная импровизация (индивидуальная, групповая или парная), направленная на самовыражение, самопринятие и взаимопринятие участников группы; 5. заключение – общий танец. подведение итогов занятия. В данную структуру сессии органично вписалась разработанная Толошиновой Д.Ю. (Толошинова, 2009) техника языка жестов из индийского танца, применяемая с целью развития мелкой моторики, мимической активности, эмоциональной коммуникативности, моторно-образного воображения.
Отдельно необходимо сказать о системе оценки динамики танцевальной терапии с больными шизофренического спектра. В зависимости от цели исследования могут применяться любые психологические тесты, которые могут освоить больные шизофренией. Но так как танцевальная терапия это, прежде всего работа с моторикой, то нами применяются разработанные Оганесян Н.Ю. и апробированные всеми выпускниками Санкт-Петербургской школы танцевальной терапии методики «Анализ телесного компонента интеллекта» и «Телесный анализ» (Оганесян 2009) Последняя методика может применяться при оценке психомоторной динамики с помощью видео материала с привлечением, как самих пациентов, так и независимых психологов и врачей, а также может быть модифицирована для оценки динамики танцевальной терапии со здоровыми испытуемыми. Таким образом, на настоящее время танцевальные терапевты уже имеют экспериментальные психологические методики исследования психомоторики, которые являются продолжением и дополнением клинического анализа психического статуса больных шизофренией. Это позволяет получать дополнительную диагностически значимую информацию, лежащую вне рамок обычной психологической диагностики.
Резюмируя можно сказать, что внедрение танцевальной терапии в комплекс клинико-психологических вмешательств позволяет интенсифицировать процесс реабилитации, а проводить танцевальную терапию могут только специалисты, прошедшие переподготовку в танцевальной терапии, в противном случае эффективность танцевальной терапии будет значительно снижена.
Литература:
- Грёнлюнд Э., Оганесян Н. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. СПб, Речь 2004.
- Бернштейн Н.А. О построении движений. Медгиз., М., 1947.
- Вид В.Д. Психотерапия шизофрении. СПб, Питер, 2008.
- Оганесян Н.Ю. Танцевальная терапия в реабилитации психотических расстройств: Авитореферат дисс. на соискание уч. степени канд. психол. наук. СПб, 2005.
- Риковская В.Б. Танцевально-двигательная терапия в реабилитации шизофрении. Материалы международной научно-практической конференции 25 марта 2008, Пенза, пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского , стр. 76-79.
- Оганесян Н.Ю.. Толошинова Д.Ю. Танцевальная терапия в системе реабилитациибольных с психотическими расстройствами в условиях стационара. Проблемы и перспективы стационарной психиатрической помощи. Под. Ред. О.В. Лиманкина Т. II, Санкт-Петербург 2009 стр. 185-190.
- Толошинова Д.Ю. Применение техник индийского классического танца в танцевальной терапии детей с нарушениями опорно-двигательного. Вестник психотерапии. СПб 2009 29 (34) стр.40-47.
- Оганесян Н.Ю. Теоретико-методологические аспекты танцевальной терапии больных шизофренией. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия психология, социология, педагогика. 2009. Выпуск 2, ч. I, стр.206-215.
Статья была опубликована на сайте Санкт-Петербургской ассоциации танцевально-двигательной терапии.
Интервью с Наталией Юрьевной Оганесян «Танцевальный терапевт является моделью для пациента»
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать