18+
Выходит с 1995 года
29 ноября 2024
«Нет такого зла, причиненного человеком человеку, которое другой человек не мог бы исправить»

Предлагаем вашему вниманию интервью с Еленой Владимировной Забадыкиной - руководителем направления региональной общественной организации социальных проектов в сфере благополучия населения «Стеллит» и Наталией Владимировной Солнцевой - кандидатом психологических наук, доцентом Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, сотрудником РОО СПСБН «Стеллит».

По итогам 2011 года проект их общественной организации - методические материалы «Технология психологической помощи детям, пострадавшим от сексуального насилия и коммерческой сексуальной эксплуатации» - стал победителем Национального психологического конкурса «Золотая Психея».

- Расскажите, пожалуйста, о методическом пособии, которое Вы разработали для оказания помощи детям, пострадавшим от коммерческой сексуальной эксплуатации.

Е.В. Забадыкина: Скажу несколько слов, чтобы пояснить терминологию. Коммерческая сексуальная эксплуатация детей (КСЭД) - это фундаментальное нарушение прав ребенка, связанное с сексуальным злоупотреблением и насилием взрослого над ребенком за вознаграждение в виде наличных денег или в какой-либо другой форме ребенку или третьему лицу. Существует несколько взаимосвязанных форм коммерческой сексуальной эксплуатации детей - детская проституция, детская порнография, трэффик детей в сексуальных целях и детский сексуальный туризм. Это очень страшная проблема, о которой в нашем обществе не принято говорить вслух. Тем не менее, к сожалению, психологи, социальные работники все чаще сталкиваются с детьми, пострадавшими от сексуальной эксплуатации и им приходится искать возможность оказывать помощь. КСЭД существует, ее необходимо открыто обсуждать специалистам - представителям власти, правоохранительным органам, психологам, социальным работникам - всем нам. Обсуждать для того, чтобы узнать больше и научиться эффективно оказывать помощь детям, пострадавшим от такого рода насилия.

Любое сексуальное насилие наносит вред физическому, психическому и психосексуальному здоровью ребенка, но травматическое воздействие КСЭД имеет специфику, поскольку в этом случае за наносимые травмы ребенок получает то или иное вознаграждение (деньги, подарки, еду, одежду, защиту и пр.). Вследствие этого дети, пострадавшие от КСЭД, ведут себя несколько иначе, и помощь им тоже имеет свои особенности. Часто они страдают от посттравматического стрессового расстройства и демонстрируют сексуализированное поведение, несвойственное возрасту. Столкнувшись с детьми пострадавшими от КСЭД в своей практической работе, мы, сотрудники общественной организации социальных проектов в сфере благополучия населения «Стеллит», не смогли найти специальную литературу, которая могла бы помочь в нашей работе, поэтому по крупицам собирали и нарабатывали собственный опыт в течение 10 лет. Как итог - мы разработали методическое пособие, в которое входит 4 книги, освещающие социальные, психологические и юридические аспекты помощи детям, вовлеченным в коммерческую сексуальную эксплуатацию. А также в нем содержится информация о том, как обучать специалистов, чтобы они могли эффективно оказывать помощь детям с данной проблематикой. Это квинтэссенция опыта, который мы накопили, и я очень горжусь тем результатом, который получился.

Добавлю, что обучение специалистов проводилось за последние годы не только в Санкт-Петербурге, но и во многих городах России. В июне этого года наш проект «Технология психологической помощи детям, пострадавшим от сексуального насилия и коммерческой сексуальной эксплуатации» стал победителем Национального психологического конкурса «Золотая Психея» в номинации «Проект года в психологическом образовании».

Н.В. Солнцева: На мой взгляд, ценно, что в методическом пособии содержатся как генеральные идеи, принципы, и технологии, на которых должна строиться работа с ребенком, пострадавшим от КСЭД, так и частные аспекты и нюансы, которые важны при непосредственной работе с детьми. Например, информация о том, как проводить групповую работу с детьми, пострадавшими от КСЭ. По моему опыту и опыту моих коллег, это одни из самых тяжелых групп, которые нам приходилось вести.

В качестве зарисовки из практики: когда мы только начинали работу в данном направлении, мы предложили на одном из занятий в группе детей младшего школьного возраста сделать упражнение «Пожалей ежика» (один участник группы изображает испуганного ежика, а другой должен его пожалеть). И получили два типа реакций - «ежики» стали убегать и прятаться, а те, кто должен был жалеть, стали их догонять и старались напугать или ударить. Когда мы остановили упражнение и спросили участников о том, что они делают, ответ был: «Мы так жалеем». У детей пострадавших от КСЭ не сформированы или нарушены базовые навыки, необходимые для нормального общения, так как эти дети вынуждены были адаптироваться к другой среде. У них нет ощущения безопасности. Их внимание неустойчиво. Поэтому групповые занятия должны быть очень короткими. Необходим ритуал входа и выхода из занятия. Центральное место занимает вопрос соблюдения правил и установления границ, так как дети, пострадавшие от КСЭ, не умеют защищать свои границы и одновременно сами постоянно нарушают границы окружающих. И так далее. В методическом пособии подробно описаны различные нюансы, которые позволяют сделать групповую и индивидуальную работу эффективной.

- Может ли ребенок, оказавшийся вовлеченным в коммерческую сексуальную эксплуатацию, после реабилитации успешно социализироваться?

Н.В. Солнцева:
Может. Многое зависит от того, как долго продолжалось насилие над ребенком. Также очень важно, насколько квалифицированные специалисты работали с ребенком, когда он был извлечен из травмирующей ситуации и попал в приют, а затем в детский дом или возвращен в семью. Если специалисты понимают, что происходит с ребенком, устанавливают четкие границы, помогают отреагировать его травматические переживания, изменить деструктивные убеждения, то ребенок может преодолеть последствия травмы. Есть прекрасные примеры возвращения детей к нормальной жизни. Я не хочу сказать, что всегда это происходит именно так, но они есть.

Оценить позитивную и негативную динамику, происходящую с детьми, непросто. Коммерческая сексуальная эксплуатация детей – это достаточно табуированная в нашем обществе тема, о которой стараются не думать и которую стараются не видеть. То есть КСЭД - это такая проблема, которая существует, но при этом её как бы нет. Официальная статистика говорит о том, что случаев КСЭД очень мало. Но наша практическая работа и работа наших коллег, которые каждый день взаимодействуют с детьми, к сожалению, этого не подтверждает.

Говоря об успешности реабилитации и ресоциализации, хочу подчеркнуть огромную важность создания безопасной среды для ребенка. Это касается всех этапов работы с ребенком. И это первое, что должно быть сделано, иначе оказание помощи невозможно. Поэтому чрезвычайно важно межведомственное взаимодействие. Хочу привести в качестве примера один трагичный случай. Иногородний ребенок, сбежавший из дома, за время пребывания в Санкт-Петербурге пострадал от коммерческой сексуальной эксплуатации. Когда он попадал в приют в Санкт-Петербурге, он был достаточно сохранен, успешно прошел реабилитацию, со всеми рекомендациями направлен по месту жительства. Через некоторое время этот ребенок снова оказывается в приюте, поскольку по месту жительства был отправлен в ту же среду, где был повторно травмирован, снова сбежал и снова был вовлечен в КСЭ. Замкнутый круг. Когда этот ребенок попал в приют в четвертый раз - это была уже сильно травмированная личность. Понятно, что при постоянной травматизации вследствие отсутствия безопасности шансов восстановление, увы, крайне мало.

Полная проработка последствий пережитой травмы - это постепенный процесс, занимающий годы. В это время все специалисты – воспитатели, учителя, психологи, сотрудники КДН, прокуратуры, а также родители должны понимать, что происходит с ребенком и оказывать ему необходимую помощь. Поэтому мы очень заинтересованы в распространении информации о КСЭД. Для того чтобы помочь преодолеть последствия травмы, очень важно оказать комплексную помощь ребенку.

Е.В. Забадыкина: Но это не всегда удается сделать. Специалисты, по разным причинам, часто не сообщают о факте КСЭД. Одной из таких причин является сохранение в тайне приватной информации о ребенке. Если ребенок попадает из одного социального учреждения в другое, то о его проблеме специалисты могут и не узнать. То, как обеспечивать ребенку комплексную помощь одновременно защищая его от разглашения личной информации, нужно активно обсуждать в профессиональной среде, потому что пока здесь вопросов гораздо больше, чем ответов.

- Удается ли в решении этой проблемы сотрудничать с государством?

Е.В. Забадыкина:
Мы передаем информацию о тех случаях, о которых мы знаем, в соответствующие органы. В разных структурах всегда находятся люди, которые осознают значимость этой темы и чем-то помогают, в том числе - распространяют информацию о проблеме КСЭД. Несколько лет назад была создана рабочая группа при администрации Санкт-Петербурга – в нее вошли представители общественных организаций, различных комитетов, которые, так или иначе, работают с ситуациями насилия. Так что у представителей власти есть понимание, что эта проблема существует, и делаются какие-то шаги к ее решению.

С 2010 года «Стеллит» получает поддержку Межрегиональной правозащитной общественной организации «Сопротивление», действующей в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации, что способствует обучению специалистов, работающих с детьми группы риска и вовлеченными в КСЭД, и проведению выставки, посвященной проблеме КСЭД, для широкой аудитории. Этот проект был реализован не только в Санкт-Петербурге, но и других городах России – Москве, Архангельске, Мурманске, Ульяновске, Иваново, в сентябре пройдет в Уфе. Это очень эффективная форма, когда в городе одновременно проходит обучение специалистов и при этом информация о проблеме становится доступной для широкого круга людей. На выставку, где в доступной и наглядной форме дано представление о проблеме КСЭД и возможных путях выхода, приходили все желающие - приходили родители, приводили детей, приходили подростки и молодые люди, которые затем приводили друзей, приходили люди разных возрастов и профессий.

Н.В. Солнцева: И это очень важно, так как своевременное оказание помощи детям, пострадавшим от коммерческой сексуальной эксплуатации – это предотвращение возникновения впоследствии таких сложных социальных проблем, с которыми борется государство, как героиновая зависимость и преступность. Если ребенка вовремя извлечь из опасной ситуации и оказать помощь, он сможет успешно социализироваться. Если время упущено, то помочь уже гораздо сложнее. И дороже. Сотрудничество нужно всем: детям, родителям, специалистам, государству. Оно может и должно быть плодотворным.

- Какой зарубежный опыт решения проблемы с КСЭД Вы считаете наиболее удачным?

Е.В. Забадыкина:
Работу международной сети ECPAT International («Остановим детскую проституцию, порнографию и трэффик детей в сексуальных целях»). Эта организация делает многое для того, чтобы прекратить коммерческую сексуальную эксплуатацию детей и подростков – аккумулирует опыт, проводит реабилитационные мероприятия, организует съезды.

Н.В. Солнцева: Я восхищаюсь Швецией, которая приняла закон, по которому уголовную ответственность несут не те, кто занимается проституцией, а те, кто покупают секс-услуги, так как сексуальное использование - это форма дискриминации, которая недопустима в демократическом обществе. Швеция обратила внимание на корень проблемы – потребителя. Пока есть спрос, будет и предложение. Политика, проводимая Швецией, дает положительные результаты. Одним из таких результатов является изменение отношения общества к проституции в целом, что помогает решать вопросы, связанные с коммерческой сексуальной эксплуатацией детей.

Также вспоминается опыт Голландии, где налажено межведомственное взаимодействие. Мы видели работу полицейских, которые очень грамотно с минимальной травматизацией ведут допросы детей, пострадавших от КСЭД. Причем допрос проводится только один раз, снимается на видео и по его окончанию ребенка благодарят за то, что он участвовал в этом допросе. В Голландии существуют специализированные реабилитационные центры для детей, пострадавших от КСЭД. Мы с коллегами посетили реабилитационный центр для девочек, которые были вовлечены в проституцию, где очень четко и грамотно простроена работа от А до Я. Что меня поразило больше всего – с детьми работают молодые, красивые, уверенные в себе женщины. Для девочек они становятся образцами, примером того, какой красивой, успешной, радостной можно быть, зарабатывая деньги социально приемлемыми способами. Этот опыт очень заряжает оптимизмом и вдохновляет.

Голландские коллеги поделились, что 10 лет назад ситуация не была такой благополучной. Они решали те же проблемы, что мы решаем сейчас. Все изменилось не «вдруг». Но они прошли этот путь, во многом благодаря активной позиции. Сейчас в России многое зависит от нашей позиции. Если мы будем проявлять активность, то через некоторое время увидим результат.

- Если говорить о российских реалиях, как Вы считаете, нужно ли сексуальное просвещение детей и если да, то в какой форме оно должно происходить?

Н.В. Солнцева:
Я считаю, что нужно, и чем раньше оно начинается, тем лучше. К сожалению, я часто встречаю подмену понятий: под сексуальным просвещением понимают обучение техникам секса и развращение. Но это ошибочный подход. На западе в школах с детьми говорят о том, о чем обязательно должен знать в наше время каждый ребенок – о границах допустимого в общении, о безопасности, о том, как можно защитить себя, учат распознавать чувства, чтобы ребенок мог понимать, чего он хочет и чего не хочет в общении, мог делать осознанный выбор. Это позволяет ребенку лучше ориентироваться в нашем мире, который, к сожалению, безопасным не является. Хорошо бы, чтобы у ребенка было много источников информации: родители, школа, специализированные центры. Тогда, если какой-то из источников, не может дать необходимые ребенку знания – на помощь приходит другой. Ведь, если мы не даем детям такую информацию – это ханжество и ханжество опасное. Так как в преодолении проблемы КСЭД важнее всего – профилактика. Предотвратить гораздо легче, чем потом работать с последствиями. А чтобы предотвратить, необходимо с ребенком разговаривать и научить его тому, как обеспечить свою безопасность, и если необходимо, рассказать как и куда обращаться за помощью.

Е.В. Забадыкина: Я бы хотела, чтобы государство, хотя бы, четко озвучило требования к специалистам, объяснив, что можно, а что нельзя делать психологу. К сожалению, в настоящее время даже эти, базовые, границы четко не простроены. Хотелось бы, чтобы в принятии законодательных решений политики опирались бы не на какие-то отдельные мнения людей, не обладающих достаточной квалификацией, а на исследования и мнения экспертов, которые работают в этой сфере.

Ваш коллектив уже 10 лет оказывает помощь пострадавшим от коммерческой сексуальной эксплуатации. Какие качества важны для специалиста?

Е.В. Забадыкина:
Наш коллектив – сообщество единомышленников. Важным в нашей работе считаю эмпатию, присутствие, принятие, безоценочность. У психолога, который оказывает помощь пострадавшим от КСЭД, эти качества должны быть ярко выражены. Кроме того, важна позиция специалиста - личная и профессиональная. Техники, методики вторичны. Как правило, дети начинают рассказывать вам о насилии тогда, когда у них появляется уверенность в том, что вы не умрете от того, что они вам расскажут. У пострадавших часто есть потребность защитить специалиста от своей боли. Если ребёнок понимает, что специалист способен выдержать такой рассказ, он начинает говорить. Для эффективной работы специалисту нужно желание и готовность помочь.

Н.В. Солнцева: А также желание и готовность позаботиться о себе – о своем состоянии, отношениях, квалификации. Так как главным рабочим инструментом является собственная личность.

 Кроме того, необходимо четкое осознание, что и зачем ты делаешь. Мне в этом плане нравится месседж «Стеллита» о своем названии. Стеллит – это название, которое возникло из двух слов: «Стелла» (лат. Stella – звезда) и «Лит»(лат. Lit – камень). Это название отражает следующее: чтобы заниматься социальной работой, нужно быть очень стойким и сильно верить в свою звезду.

- Что помогает Вам и Вашим коллегам в этой работе?

Н.В.Солнцева:
Общение с единомышленниками – с теми специалистами, которые помогают пострадавшим от КСЭД, а том числе в разных городах России. Последние несколько лет мы много ездим по стране. Большим плюсом является то, что мы не только кого-то учим, а мы много учимся сами у коллег из разных городов. Везде, куда мы приезжаем, даже в небольших городах, мы встречаем психологов и социальных работников, которые очень грамотно и эффективно работают, находят свой особый подход к травмированным детям, любят их и принимают. Это очень вдохновляет. Главное, что помогает в работе – взаимный обмен опытом и поддержка.

Так как специалистам, работающим с детьми группы риска и пострадавшими от коммерческой сексуальной эксплуатации, очень часто хочется посоветоваться, поделиться, задать коллегам вопрос, нами была создана группа «Противодействие КСЭД» ВКонтакте (http://vk.com/club33584345), поскольку это одна из самых популярных социальных сетей и ею активно пользуются специалисты. Там мы находим возможность пообщаться друг с другом.

Е.В. Забадыкина: Помогает умение жить настоящим. Когда на каком-нибудь круглом столе возникает пессимистический разговор о том, что мы немногое можем сделать, что все беспросветно, я так говорю: «Вот я умру, предстану перед Господом, и Господь меня спросит о том, все ли я сделала для того, чтобы помочь детям, вовлеченным в коммерческую сексуальную эксплуатацию. Я положу руку на сердце и скажу: «Да, на данный момент я сделала все». А что скажете вы?». И вот в этот момент обычно участники круглого стола начинают думать о своей ответственности и своем вкладе – не переоценивая свои силы, но при этом, увидев, что действительно все-таки можно что-то сделать прямо сейчас.

А сделать можно многое. Мы приглашаем коллег больше узнавать о КСЭД, задавать нам вопросы, сотрудничать с нами. Нам также нужна помощь в проведении исследований - во время реабилитации мы используем методику «Маски», которая, на наш взгляд, является диагностической. Но для валидизации нужна помощь коллег и мы призываем тех, кому это интересно, включаться в исследование. Кроме того, мы пишем учебно-методическое пособие, которое поможет обучать студентов-психологов, социальных работников, воспитателей и учителей с нуля. Наверняка у коллег, соприкасающихся с темой КСЭД, есть собственные наработки, и нам было бы очень интересно обменяться опытом. Приглашаем всех вступать в группу ВКонтакте для повседневного обмена информацией, делиться чувствами, опытом. Давайте объединим усилия. Как говорил Нил Дональд Уолш: «Нет такого зла, причиненного человеком человеку, которое другой человек не мог бы исправить».

Беседовала Юлия Смирнова

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Гендерная и сексуальная идентичность в подростковом возрасте
    18.09.2019
    Гендерная и сексуальная идентичность в подростковом возрасте
    «Когда мы готовили мастер-класс на эту тему, мы думали, что нас сразу распнут, но это очень важная тема, потому что, во-первых, есть некоторые тенденции в подростковой среде. В последние 10-15 лет подростки часто гораздо лучше осведомлены в вопросах секса, чем взрослые. Более того, они опережают в своих представлениях о сексе и часто имеют проблемы, которые для взрослых становятся шоком, которые взрослые не понимают, не принимают и на которые, на наш взгляд, не совсем адекватно реагируют. Во-вторых, есть целый ряд подростков, которые нуждаются в особой помощи и которые на сегодняшний день находятся в плохом состоянии...»
  • Избы, полные сора. Как уберечь своих детей от домогательств
    12.09.2016
    Избы, полные сора. Как уберечь своих детей от домогательств
    Группы, которым грозит дисфункциональность, всегда дают свои членам что-то очень-очень нужное, точно попадают в глубоко неудовлетворенную потребность. Ресурсом может быть разное. Так или иначе группа обладает (или верит, что обладает) неким «сокровищем»: теорией, идеями, технологиями, особыми возможностями, человеческим потенциалом, обеспечивающим доступ к данному ресурсу. Это никогда не бывает полной фикцией – обычно идея-технология и впрямь работает и дает результат...
  • Сексуальные отношения с учителем: травма предательства
    08.09.2016
    Сексуальные отношения с учителем: травма предательства
    Наставник – это фигура, от которой ожидается забота, защита. Поступок взрослого разрушает доверие подростка не только к этому взрослому, но и к другим людям. Ситуация усугубляется ещё и тем, что роль наставника связана с властью. Отношения иерархичны, они не равны и подросток находится в зависимой позиции. Именно поэтому мы говорим о психологическом насилии – взрослый эксплуатирует зависимость подростка, понимает он это или нет...
  • Ранняя сексуализация детей. Ирина Медведева. 10-й Саммит психологов
    16.08.2016
    Ранняя сексуализация детей. Ирина Медведева. 10-й Саммит психологов
    Полная видеозапись доклада на 10-м Саммите психологов Ирины Медведевой о вреде для детской психики ранней сексуализации в современном обществе, о навязывании сексуальной раскрепощенности, табуированной в культурном коде, как факторе искусственной инвалидизации психики. С поддержкой и критикой доклада выступили Алла Шаболтас, Игорь Добряков, Наталья Кисельникова, Ольга Коротина и другие участники панельной дискуссии Саммита...
  • Проблема определения критериев нарушения речи у современных дошкольников в аспекте междисциплинарного взаимодействия специалистов
    14.11.2024
    Проблема определения критериев нарушения речи у современных дошкольников в аспекте междисциплинарного взаимодействия специалистов
    «…существует проблема междисциплинарного многоязычия, обусловленная спецификой языка описания речевых расстройств в детском возрасте. Один из них — феноменологический, второй — процессуальный…»
  • Опубликована программа конференции «Теоретические и прикладные аспекты отечественной нейропсихологии»
    12.11.2024
    Опубликована программа конференции «Теоретические и прикладные аспекты отечественной нейропсихологии»
    Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция, посвящённая 85-летию Н.К.Корсаковой, «Теоретические и прикладные аспекты отечественной нейропсихологии» состоится 16–17 ноября в очном и онлайн-форматах.
  • Опубликована программа конференции «Физиология развития ребенка»
    31.10.2024
    Опубликована программа конференции «Физиология развития ребенка»
    14–16 ноября состоится Всероссийская конференция с международным участием «Физиология развития ребенка», приуроченная к 80-летию Института развития, здоровья и адаптации ребенка (Института возрастной физиологии Российской академии образования).
  • Клинико-психологические особенности аутоагрессивного поведения несовершеннолетних
    16.09.2024
    Клинико-психологические особенности аутоагрессивного поведения несовершеннолетних
    «Результаты показали, что существует определённая стигма у родителей обучающихся, продиктованная страхом выявления у ребёнка склонности к суицидальному варианту реагирования, так как отказ от тестирования детей составил 22,4% от общего числа родителей…»
  • Задачи психологической помощи тяжелобольному ребенку и его родителям
    24.06.2024
    Задачи психологической помощи тяжелобольному ребенку и его родителям
    При улучшении состояния здоровья у ребенка начинают пробуждаться психологические потребности, которые часто остаются неудовлетворенными... Возникает порочный круг: болезнь ребенка фрустрирует мать, что препятствует успешной психологической реабилитации ребенка
  • 18-й Саммит психологов: опыт коллег в условиях кризиса
    11.06.2024
    18-й Саммит психологов: опыт коллег в условиях кризиса
    На пленарном заседании 18-го Санкт-Петербургского саммита психологов собралось более 1000 гостей, просмотры онлайн-трансляции превышают 13000. С 3 по 5 июня состоялось более 100 практических встреч с ведущими психологами: интерактивных лекций и мастер-классов.
  • Практическое применение этических принципов в работе психолога образования
    15.05.2024
    Практическое применение этических принципов в работе психолога образования
    Н.Е. Каверина приводит примеры из практики: ситуации, которые хотели разобрать педагоги-психологи, чтобы понять, соответствовали ли их действия профессиональной этике, а также те ситуации, которые только могли бы произойти в их деятельности.
  • «Откат» в детском развитии как объект психологического исследования
    01.03.2024
    «Откат» в детском развитии как объект психологического исследования
    Основными задачами исследования выступили: рассмотрение отката в ряду родственных в психологии развития понятий (распад, регрессия, кризис), прояснение внутренних механизмов отката, анализ подходов к рассмотрению и объяснению откатной феноменологии…
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»