В августе Елена Константиновна Лютова-Робертс и Галина Борисовна Монина - известные российские психологи, авторы книг «Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители)», «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми», «Проблемы маленького ребенка», «Шпаргалка для взрослых», «Гиперактивные дети. Психолого-педагогическая помощь» - будут проводить в Санкт-Петербурге семинар-тренинг «Основы помогающего общения в профессиях сферы «человек-человек», или техники консультирования для всех, чья работа связана с общением». Используется Counselling skills в рамках личностно–ориентированного подхода - английская модель обучения людей разных профессий основам построения помогающих отношений с собеседником. Семинар-тренинг состоится 18-20 августа. Он адресован представителям широкого круга профессий, предполагающих общение с людьми: психологам, педагогам, социальным работникам, врачам, руководителям, менеджерам, работникам туристического бизнеса, журналистам и др. Елена Константиновна Лютова-Робертс согласилась ответить на несколько вопросов об английской модели обучения специалистов и о семинаре-тренинге.
- Елена Константиновна, вы – известный в России психолог, обладаете большим опытом работы с людьми. Когда вы уехали жить в Великобританию, легко ли проходил процесс адаптации и как вам удалось интегрироваться в британское психологическое сообщество?
- Адаптация к новой жизни происходила постепенно. Моя профессиональная карьера в Великобритании началась с сотрудничества с различными школами русского языка. Я работала психологом-консультантом, консультировала родителей, а преподаватели использовали в своей практической деятельности (и, насколько мне известно, используют до сих пор) наши с Галиной Мониной книги. Работать психологом в английских организациях без специального разрешения British Psychological Society я не имела права. Мне понадобилось больше года, чтобы вступить в Британское психологическое общество.
Сначала нужно было предоставить информацию о моем образовании, опыте работы, профессиональных достижениях. Пришлось переводить на английский язык и заверять нотариально все официальные документы. Затем из British Psychological Society были направлены письма в Государственный университет и в издательство «Речь» с просьбой дать характеристику моей научной и профессиональной деятельности. Огромное спасибо Ларисе Арсеньевне Головей и Ирине Авидон за то, что замолвили за меня слово! Только послепрохождения всех этих этапов я получила право работать психологом в Великобритании.
- В чем, на ваш взгляд, сходство и различие психологического консультирования в России и Великобритании?
- В Великобритании существует четкое разграничение между психологией и психотерапией (консультированием). здесь психологи и психотерапевты учатся в разных учебных заведениях, получают разные дипломы и подчиняются разным организациям. Сейчас на психолога учится моя дочь и я могу наблюдать процесс получения образования «изнутри». При обучении специалистов очень большое внимание уделяется практике. Три года студенты получают базовое образование, без специализации. После этого, при условии успешного окончания университета, они получают право устроиться на работу помощником психолога. Начав работать, студенты выбирают себе специализацию и учатся еще 2-3 года. После окончания обучения психологи в Великобритании занимаются проведением исследований в различных учреждениях, диагностикой и консультированием в рамках диагностики. Если психолог хочет заниматься консультированием (counselling), он должен этому обучиться, т.е. пройти курс в рамках 440 образовательных часов, куда входит теория, практическая работа в группе и проведение сессий с клиентом под наблюдением опытного специалиста.
Психотерапевты в Великобритании еще до поступления в ВУЗ обязаны окончить курс Counselling skills, о котором я расскажу позже. Поскольку психотерапевты занимаются практической работой (проводят индивидуальные, семейные и групповые психотерапевтические сессии и консультируют (counselling), они должны обладать определенным жизненным опытом. Поэтому, для поступления в ВУЗ на обучение по специальности «Психотерапия», абитуриент должен достичь 21 года. В отличие от психологов, психотерапевты не занимаются психологической диагностикой и не проводят ее в рамках своей работы.
Такое разграничение, а значит, узкая специализация, на мой взгляд, имеет свои плюсы и минусы. Огромным плюсом является то, что ты не можешь называться специалистом и не имеешь права работать психологом или психотерапевтом, если не владеешь определенным уровнем знаний и практическими навыками. Это позволяет защищать интересы клиентов.
Ну, а минус, наверное, в том, что, работая, ты не видишь всю картину в целом. Приведу пример. Моя коллега (которая учится на психотерапевта) недавно рассказала мне о своем клиенте и спросила, что бы я сделала в ее ситуации. Я ответила честно, что, на мой взгляд, наиболее эффективным было бы то, что я могу сделать как психолог, но она как психотерапевт сделать не может. Она согласилась. Через некоторое время мы снова заговорили о ее клиенте, и она сказала, что справилась со всеми трудностями с помощью только психотерапевтических методов. Я задумалась, а смогла бы я так виртуозно оказать помощь, не прибегая к психологическим знаниям? Не берусь судить, что лучше, а что хуже. Но точно знаю, что кто-то покупает шампунь «Два в одном», потому, что это – удобно, а кто- то берет отдельно шампунь и кондиционер, потому что это - эффективно.
- Какие требования к коммуникативным навыкам предъявляются в Великобритании к специалистам, которые по роду своей деятельности должны много общаться?
- Требования предъявляются самые высокие, именно поэтому английский сервис так ценится во всей Европе. Например, когда я первый раз пришла на работу, я была удивлена, что все без исключения называли меня по имени. Я никого не знала и многие еще не видели меня, но к моменту моего выхода на работу все научились произносить мое, трудное для произношения на английском языке, имя. Когда я предложила своей начальнице называть меня по-другому, на английский манер, она отнеслась к этому очень серьезно и сказала: «Нет. Мы будем называть тебя так, как ты привыкла, а не так, как удобно нам».
- Давайте поговорим о Counselling skills и о тренинге-семинаре для российских психологов. Чему вы будете обучать специалистов на тренинге «Основы помогающего общения в профессиях сферы «человек-человек», или техники консультирования для всех, чья работа связана с общением» ?
- Counselling skills — это английская модель обучения людей разных профессий. Подробно я описала ее в книге «Тренинг начинающего консультанта: ведение доверительной беседы». Мы с Галиной Борисовной Мониной адаптировали эту модель для российских специалистов.
На тренинге мы будем учить основам консультирования (психотерапии) психологов, будущих психотерапевтов (консультантов) и представителей других профессий. Пройдя трехдневный тренинг российские психологи узнают о том, как обучать представителей других профессий навыкам и техникам, используемым в психологическом консультировании в высокопрофессиональной английской манере. Психологи, которые прошли только теоретический курс смогут использовать полученный опыт в своей практической деятельности. Представители других специальностей, работающие с людьми, смогут оказывать своим собеседникам первую психологическую помощь, используя на практике техники психологического консультирования. Это даст им возможность построить более доверительные и уважительные отношения со своими клиентами, сотрудниками, подчиненными. Руководители (менеджеры, начальники различных уровней и т.д.), используя навыки и техники Сounselling skills смогут повысить ответственность, инициативность, активность своих подчиненных, сформировать адекватную самооценку. Мы поделимся знаниями о том, как помогать людям, когда они обращаются за советом или под влиянием своих эмоций не могут справиться с ситуацией, когда они теряют уверенность в себе и поэтому не могут самостоятельно принять решения относительно себя или других людей в коллективе, когда люди просто расстроены, обеспокоены и т.д.
- Можете ли вы привести несколько примеров, как люди, прошедшие обучение Counselling skills, применяют полученные навыки в жизни?
- Курс позволяет эффективно оказывать помощь при возникновении конфликтных, стрессовых ситуаций. В Великобритании курс Counselling skills пользуется большой популярностью, его прошли многие люди и я очень часто встречаю людей, которые обладают базовыми навыками. Поверьте, общаться с такими людьми комфортно и легко. Например, мой лечащий врач, специалист высшей категории, когда я прихожу на прием, никогда не начнет разговор со слов: «Что болит? На что жалуетесь?». Он понимает, что необходимо, прежде чем приступить к осмотру, снизить уровень тревожности пациента. Поэтому он всегда спрашивает меня: «Чем я могу быть вам полезен? Что я могу сделать для вас сегодня?».
Другой пример. Сейчас я учусь водить машину. Когда мой инструктор по вождению недоволен моими результатами и хочет подчеркнуть это, он не обвиняет меня во всех смертных грехах, а использует «я-высказывания». А если я расстраиваюсь из-за того, что что-то получается не так, как мне бы хотелось, в ход идут техники Counselling skills (техника нормализации, самораскрытие, повышение позитивных качеств и другие). Обладая навыками, которым обучают на курсе Counselling skills, инструктор создает доверительную рабочую атмосферу и результаты не заставляют себя долго ждать — я вожу машину все более уверенно!
- Какую задачу вы, как ведущая семинара-тренинга, ставите себе?
- На тренинге мы с Галиной Борисовной будем рассказывать о том, как применять техники, будет много практических упражнений, дискуссий. Надеюсь, что участники семинара-тренинга за эти три дня не только получат представление о Counselling skills, но и приобретут необходимые навыки, которые помогут им эффективно общаться и в повседневной жизни, и на работе. Культура общения, которой славятся жители Великобритании — это результат их работы над собой. Уверена, что и российские специалисты могут достичь столь же впечатляющих результатов!
Беседовала Юлия Смирнова
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать