18+
Выходит с 1995 года
26 ноября 2024
О славном юбилее Учителя, Ученого, Руководителя, Человека

18 ноября 2024 года — юбилей академика Владимира Дмитриевича Шадрикова. Об Учителе пишет Мергаляс Мергалимович Кашапов, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации.

***

Владимир Дмитриевич Шадриков играет в судьбе многих психологов очень важную роль. Об этом неоднократно писали, пишут и будут писать разные поколения психологов. След в душе каждого Владимир Дмитриевич умеет оставить красивый и достойный подражания. Он обладает удивительной способностью каждой минутой своего открытого и теплого общения вызывать в душе волнующий, воодушевляющий, действенный резонанс: хочется хоть в чём-то быть похожим на него. Однако понимаешь, что достичь такого высокого уровня академичности и человечности — всё равно что дойти до линии горизонта.

Своим примером Владимир Дмитриевич способен вдохновлять любого человека, открытого всему новому и позитивному. Каждый исследователь, приобщаясь и проникаясь научными идеями Учителя, становится способным самостоятельно открывать для себя новые горизонты. Его доброта воодушевляет и духовно укрепляет. Видя теплоту общения Наставника, которая безгранично проявляется в отношении и к академику, и к студенту, возникает невольное желание подражать такому высоконравственному образцу.

Яркая, неповторимая личность Владимира Дмитриевича пронизывает и проявляется во всём, чем он блестяще занимается в процессе своей творческой жизнедеятельности.

Общаться с Владимиром Дмитриевичем всегда легко и приятно, независимо от места встречи и времени суток. Любимая тема его разговоров — его учителя, коллеги, ученики и круг их научных интересов и поисков. Любимая его фраза: «Учитель силён своими учениками». Восхищает чёткость и доброжелательность его характеристик, умение выделить изюминку в каждой личности, о которой заходила речь в разговоре. Это особенно ценно в наше сложное время в качестве иммунитета против тенденции межличностного разобщения.

Желание помогать людям, умение проникнуться их заботами и мыслями — характерная черта Владимира Дмитриевича. Слушая его интересный лекционный курс «Экспериментальная психология», я, будучи студентом, не уставал удивляться его редкой преподавательской способности: не успеваешь толком подумать о чём-то только что услышанном и сформулировать так и не заданный вопрос, как он начинает об этом говорить, излагая очередную порцию информации. Умение работать в унисон с аудиторией для меня до сих пор является образцом высшего методического мастерства Учителя. Как Человек Владимир Дмитриевич остается прежним: доброжелательным и принципиально-твердым в своих суждениях и оценках. Его притягательность гармонирует с личностной обаятельностью и профессиональной целеустремлённостью. А когда у человека есть чёткая цель, он готов бороться за неё до победного результата. Именно таким является для меня Владимир Дмитриевич, на долю которого выпало немало трудностей и препятствий, в борьбе с которыми он оставался неизменным победителем и всегда достойно выходил из разнообразных жизненных испытаний.

Когда человек заботится о славе, то становится тщеславным. А для Владимира Дмитриевича забота о людях, бескорыстие, честность и принципиальность — это образ его жизни. Он не может иначе. Его жизнерадостность и оптимизм, умение видеть в людях хорошее и «окрылять» их являются для меня воплощением образа Учителя.

На мою профессиональную и личную судьбу встреча с Владимиром Дмитриевичем оказывала, оказывает и будет ещё долго оказывать такое сильное, плодотворное, резонансное влияние, духовную ресурсную ценность которого очень трудно осознать в полной мере и изложить в краткой форме.

В 1999 году в Ярославле под эгидой Российского психологического общества (РПО) стал издаваться «Ярославский психологический вестник». Первый выпуск данного вестника был посвящен 60-летию В.Д. Шадрикова. Я, в качестве выпускающего редактора журнала, обратился к Е.А. Климову — президенту РПО с просьбой подготовить вводную статью. Он охотно согласился и написал, в частности, такие слова: «У меня лично в трудные моменты существования нашей профессиональной общности мелькает в сознании мысль: у нас есть Шадриков, значит, — не пропадём».

Владимир Дмитриевич Шадриков внёс настолько весомый вклад в современную психологию, что оценить его по достоинству представляется довольно сложной научной задачей. Одной из успешных попыток такого рода является статья В.А. Кольцовой и Л.А. Карпенко в книге «История психологии в лицах. Персоналии» (под общ. ред. А.В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005).

О Владимире Дмитриевиче как о Почётном гражданине г. Ярославля хорошо представлен материал в книге «Ярославичи. Тысячелетию Ярославля посвящается» (М., 2008), изданной при поддержке мэрии. Тем не менее, о Владимире Дмитриевиче трудно писать отдельно как о выдающемся ученом, как о крупном руководителе, как о талантливом педагоге и наставнике, как о самобытной, яркой личности, поскольку он обладает цельной натурой и сильным характером, который проявляется во всём, чем бы он ни занимался. А успешно он занимался в своей жизни многими делами: директор школы в Магаданской области, зав. кафедрой психологии труда, декан факультета психологии ЯрГУ, проректор по учебной работе ЯрГУ, ректор ЯГПУ, зам. министра образования (в союзном, а в последующем — в российском правительствах), директор Института содержания образования ГУ-ВШЭ. Доктор психологических наук, профессор, академик РАО.

Владимир Дмитриевич — целеустремлённый человек, обладающий глубокой научной эрудицией, высокой работоспособностью, требовательностью, строгостью, критичностью. Такая яркая индивидуальность Ученого окрыляет, потому что благодаря его влиянию открываются новые перспективы научного поиска, профессионального и личностного развития. Он — демократичен: с равным уважением, приветливостью, отзывчивостью и доброжелательностью общается со студентом, аспирантом, доцентом, профессором, академиком. Чувство юмора и остроумия наиболее ярко проявляется именно в ситуации напряжённого делового общения, что позволяет ему безболезненно направлять межличностное взаимодействие в конструктивное русло. Такое мнение сформировалось у меня в процессе взаимодействия с ним в различных ситуациях.

Владимир Дмитриевич, будучи заведующим кафедрой психологии труда и инженерной психологии, деканом факультета психологии ЯрГУ, умел органично сочетать прекрасную преподавательскую деятельность с блестящими научными исследованиями, для обсуждения результатов которых он организовывал и проводил крупные научные конференции союзного уровня. При этом много внимания он уделял организации работы студенческих творческих коллективов, в которых мне посчастливилось участвовать. Одним из них руководила Р.В. Шрейдер, а другим — В.И. Чирков. Также запомнились его жаркие научные дискуссии с преподавателями факультета на заседаниях научных кружков СНО.

Владимир Дмитриевич — проректор по учебной работе Ярославского государственного университета, руководивший комиссией по распределению пятикурсников, внимательно отнёсся к моим профессиональным намерениям (на распределении выпускников факультета психологии я был третьим по рейтингу. Тогда, в 70-е годы, возможность бóльшего выбора вариантов лучшего трудоустройства имели те выпускники, у которых был выше рейтинг). Выслушав мои доводы, он кратко проанализировал ситуацию, сложившуюся в той организации, в которую я стремился трудоустроиться. А затем он дал очень чёткий прогноз моей профессиональной судьбы в этой организации. Как показал ход развития событий, этот прогноз был более чем точным.

Такая необычайная сила его прогностических способностей поразила меня уже в другой ситуации, когда я собирался перейти из одного вуза, в котором он был ректором, в другой вуз. Он в очень ёмкой форме дал лаконичные, яркие характеристики относительно моего нового будущего, особенно в области научной работы.

В психологическом облике Владимира Дмитриевича многое поражает и восхищает. Его гармоничная личность может служить для молодых поколений учёных образцом, достойным подражания. Обладая острым умом, он способен почти мгновенно схватывать самые ключевые моменты в большом объёме научного материала (докторские диссертации, многосотенные по объёму страниц тома отчётов по НИР и мн. др.).

В 2006 и 2007 годах мне посчастливилось, по предложению Владимира Дмитриевича, руководить проектной работой группы ярославских психологов по разработке модели профессионального стандарта педагогической деятельности. Этот период совместной научной деятельности обогатил меня и моих коллег многими идеями, разработанными Владимиром Дмитриевичем. Он блестяще «сращивал» свои теоретические, диагностические и методические наработки, сделанные в области прорывных образовательных технологий. Ему удавалось и до сих пор удаётся замечательным образом сочетать свои творческие замыслы с возможностью их успешного практического воплощения в сложных условиях реальности. А если этих объективных условий не было на данный момент времени, то находить оригинальные пути их создания. Большое создается не столько в кабинетной тишине, сколько в кругу единомышленников и единочувственников. Владимир Дмитриевич умел блестящим образом создавать творческие коллективы и увлекать их новыми идеями.

В период написания докторской диссертации под руководством Владимира Дмитриевича я научился многому. Во-первых, бережному отношению к идейности исследования. Ценность научной работы определяется не только высоким качеством доказательной базы исследования: математической статистикой, масштабностью генеральной выборки, красотой графиков, матрицами интеркорреляций. Наука начинается с четкой интерпретации полученных эмпирических данных посредством адекватного применения понятийного аппарата. Иначе не вывести психологической закономерности и не понять сущность познаваемых явлений. Главное в диссертации — это глубина и оригинальность научной идеи, обрамленная тщательно теоретически и эмпирически выверенным и логически структурированным концептуальным аппаратом. В степени глубины продуманности хорошей идеи и состоит её фундаментальная сила. Во-вторых, умению четко реализовывать проблемно-ориентированный подход. Если выполненная работа не способствует решению определённой научной проблемы, то её ценность снижается в существенной мере. В-третьих, научная значимость работы обусловлена умением соискателя творчески реализовывать практико-ориентированный подход. Это очень сложный вопрос, успешное решение которого позволяет «профундировать» (как любит говорить Владимир Дмитриевич), соединить фундаментальность работы с её практической направленностью.

Мне посчастливилось быть рецензентом интересных трудов, подготовленных Владимиром Дмитриевичем. Некоторые рецензии были опубликованы в отдельных статьях [1–6]. Не останавливаясь на изложении новаторских идей, представленных в этих произведениях, хочется отметить одну особенность: читая строки, написанные его рукой, невольно слышишь его голос. И речь, и его тексты никогда не содержали ничего лишнего и личного, а олицетворяли глубокое и точное изложение сложных психологических проблем с обоснованием авторского подхода к их оптимальному решению.

Желаю славному юбиляру, замечательному Человеку, выдающемуся Ученому, эффективному Руководителю и славному Учителю — Владимиру Дмитриевичу Шадрикову здоровья, счастья в личной жизни и дальнейшего творческого процветания!

Список литературы

  1. Кашапов М.М., Донцов А.И. Рецензия на книгу В.Д. Шадрикова «Психология деятельности человека». М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. 464 с. // Психологический журнал. 2014. Т. 35, № 6. С. 117–120.
  2. Кашапов М.М. Рецензия на книгу В.Д. Шадрикова «Мысль и познание» // Ярославский психологический вестник. 2014. Выпуск 31. С. 68–69.
  3. Кашапов М.М., Слепко Ю.Н. Рецензия на книгу «Общая психология : учебник для академического бакалавриата» / В. Д. Шадриков, В. А. Мазилов ; под ред. В. Д. Шадрикова (М. : Юрайт, 2015. 411 с. Серия : Бакалавр. Академический курс) // Мир психологии. 2015. №4(84). С. 284–298.
  4. Кашапов М.М., Слепко Ю.Н. О новом учебнике «Общая психология» / В.Д. Шадриков, В.А. Мазилов // Ярославский психологический вестник. 2016. Выпуск 33. С. 59–68.
  5. Кашапов М.М. Рецензия на монографию В.Д. Шадрикова «Понимание: концептуальные модели». М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2021 // Методология современной психологии. 2021. Выпуск 13. С. 418–426.
  6. Кашапов М.М. Отзыв о монографии В.Д. Шадрикова «Понимание: концептуальные модели» // Ярославский психологический вестник. 2021. №3(51). C. 121–125.

Фото: сайт ЯГПУ им. К.Д. Ушинского

В статье упомянуты
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • С Днём психолога!
    22.11.2024
    С Днём психолога!
    Дорогие читатели, редакция «Психологической газеты» желает вам сил и вдохновения, профессиональных успехов и развития!
  • Поздравляем Владимира Дмитриевича Шадрикова!
    18.11.2024
    Поздравляем Владимира Дмитриевича Шадрикова!
    В.Д. Шадриков — доктор психологических наук, профессор, академик РАО, ученый, государственный деятель, организатор науки и образования, психолог, педагог… В день юбилея — поздравления учеников и коллег.
  • Владимир Дмитриевич Шадриков о времени и о себе
    18.11.2024
    Владимир Дмитриевич Шадриков о времени и о себе
    В интервью, взятом накануне юбилея, В.Д. Шадриков делится воспоминаниями о друзьях, коллегах, выдающихся отечественных психологах, педагогах и организаторах науки и образования, оказавших влияние на его личностное и профессиональное становление.
  • Классик (к юбилею Владимира Дмитриевича Шадрикова)
    18.11.2024
    Классик (к юбилею Владимира Дмитриевича Шадрикова)
    А.В. Карпов: «Когда знаешь человека так давно — а я знаком с В.Д.Шадриковым более 60 лет, практически всю свою сознательную жизнь, — и знаешь его, смею думать, достаточно хорошо, то говорить и тем более писать о нем одновременно и очень легко, и очень трудно».
  • Встреча с индивидуальностью
    18.11.2024
    Встреча с индивидуальностью
    Е.Б. Старовойтенко: «Владимир Дмитриевич Шадриков — ученый, для которого психология … стала областью плодотворных исследований, способом осмысления мира, сферой научного общения, методом самопознания, источником внутренней свободы и достоинства».
  • К юбилею Владимира Дмитриевича Шадрикова
    18.11.2024
    К юбилею Владимира Дмитриевича Шадрикова
    В.В. Козлов: «Владимир Дмитриевич один из подлинных и признанных корифеев современной психологии, в последние десятилетия поразивший мир своим оригинальным взглядом на сущность и многие измерения психического…»
  • Поздравляем с избранием академиков и членов-корреспондентов Российской академии образования
    24.10.2024
    Поздравляем с избранием академиков и членов-корреспондентов Российской академии образования
    24 октября состоялось общее собрание членов РАО, объединившее на одной площадке ведущих ученых, работающих в области педагогики, психологии, возрастной физиологии, а также всего спектра наук об образовании. В ходе собрания прошли выборы членов Академии.
  • Поздравляем с Днём учителя!
    04.10.2024
    Поздравляем с Днём учителя!
    Желаем здоровья и вдохновения, терпения и мудрости!
  • Успехов в новом учебном году!
    01.09.2024
    Успехов в новом учебном году!
    Желаем школьным психологам, учителям, психологам образования, преподавателям вузов творческих идей, вдохновения, сил и успеха в достижении целей!
  • Поздравляем Владимира Николаевича Панферова!
    26.08.2024
    Поздравляем Владимира Николаевича Панферова!
    В день юбилея 26 августа 2024 г. В.Н.Панферова, доктора психол. наук, почетного профессора РГПУ им. А.И.Герцена, профессора кафедры общей и социальной психологии РГПУ им. А.И.Герцена, поздравляют друзья, коллеги и ученики...
  • Владимиру Николаевичу Панферову — 85 лет
    26.08.2024
    Владимиру Николаевичу Панферову — 85 лет
    В.Н. Панферов — доктор психологических наук, почетный профессор РГПУ им. А.И.Герцена, основатель и руководитель научного направления «Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей».
  • Поздравляем Татьяну Васильевну Корнилову!
    21.08.2024
    Поздравляем Татьяну Васильевну Корнилову!
    В день юбилея Татьяну Васильевну Корнилову, доктора психологических наук, профессора, заведующую кафедрой общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, поздравляют сотрудники.
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»