18 ноября 2024 года — юбилей академика Владимира Дмитриевича Шадрикова. Об Учителе пишет Мергаляс Мергалимович Кашапов, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации.
***
Владимир Дмитриевич Шадриков играет в судьбе многих психологов очень важную роль. Об этом неоднократно писали, пишут и будут писать разные поколения психологов. След в душе каждого Владимир Дмитриевич умеет оставить красивый и достойный подражания. Он обладает удивительной способностью каждой минутой своего открытого и теплого общения вызывать в душе волнующий, воодушевляющий, действенный резонанс: хочется хоть в чём-то быть похожим на него. Однако понимаешь, что достичь такого высокого уровня академичности и человечности — всё равно что дойти до линии горизонта.
Своим примером Владимир Дмитриевич способен вдохновлять любого человека, открытого всему новому и позитивному. Каждый исследователь, приобщаясь и проникаясь научными идеями Учителя, становится способным самостоятельно открывать для себя новые горизонты. Его доброта воодушевляет и духовно укрепляет. Видя теплоту общения Наставника, которая безгранично проявляется в отношении и к академику, и к студенту, возникает невольное желание подражать такому высоконравственному образцу.
Яркая, неповторимая личность Владимира Дмитриевича пронизывает и проявляется во всём, чем он блестяще занимается в процессе своей творческой жизнедеятельности.
Общаться с Владимиром Дмитриевичем всегда легко и приятно, независимо от места встречи и времени суток. Любимая тема его разговоров — его учителя, коллеги, ученики и круг их научных интересов и поисков. Любимая его фраза: «Учитель силён своими учениками». Восхищает чёткость и доброжелательность его характеристик, умение выделить изюминку в каждой личности, о которой заходила речь в разговоре. Это особенно ценно в наше сложное время в качестве иммунитета против тенденции межличностного разобщения.
Желание помогать людям, умение проникнуться их заботами и мыслями — характерная черта Владимира Дмитриевича. Слушая его интересный лекционный курс «Экспериментальная психология», я, будучи студентом, не уставал удивляться его редкой преподавательской способности: не успеваешь толком подумать о чём-то только что услышанном и сформулировать так и не заданный вопрос, как он начинает об этом говорить, излагая очередную порцию информации. Умение работать в унисон с аудиторией для меня до сих пор является образцом высшего методического мастерства Учителя. Как Человек Владимир Дмитриевич остается прежним: доброжелательным и принципиально-твердым в своих суждениях и оценках. Его притягательность гармонирует с личностной обаятельностью и профессиональной целеустремлённостью. А когда у человека есть чёткая цель, он готов бороться за неё до победного результата. Именно таким является для меня Владимир Дмитриевич, на долю которого выпало немало трудностей и препятствий, в борьбе с которыми он оставался неизменным победителем и всегда достойно выходил из разнообразных жизненных испытаний.
Когда человек заботится о славе, то становится тщеславным. А для Владимира Дмитриевича забота о людях, бескорыстие, честность и принципиальность — это образ его жизни. Он не может иначе. Его жизнерадостность и оптимизм, умение видеть в людях хорошее и «окрылять» их являются для меня воплощением образа Учителя.
На мою профессиональную и личную судьбу встреча с Владимиром Дмитриевичем оказывала, оказывает и будет ещё долго оказывать такое сильное, плодотворное, резонансное влияние, духовную ресурсную ценность которого очень трудно осознать в полной мере и изложить в краткой форме.
В 1999 году в Ярославле под эгидой Российского психологического общества (РПО) стал издаваться «Ярославский психологический вестник». Первый выпуск данного вестника был посвящен 60-летию В.Д. Шадрикова. Я, в качестве выпускающего редактора журнала, обратился к Е.А. Климову — президенту РПО с просьбой подготовить вводную статью. Он охотно согласился и написал, в частности, такие слова: «У меня лично в трудные моменты существования нашей профессиональной общности мелькает в сознании мысль: у нас есть Шадриков, значит, — не пропадём».
Владимир Дмитриевич Шадриков внёс настолько весомый вклад в современную психологию, что оценить его по достоинству представляется довольно сложной научной задачей. Одной из успешных попыток такого рода является статья В.А. Кольцовой и Л.А. Карпенко в книге «История психологии в лицах. Персоналии» (под общ. ред. А.В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005).
О Владимире Дмитриевиче как о Почётном гражданине г. Ярославля хорошо представлен материал в книге «Ярославичи. Тысячелетию Ярославля посвящается» (М., 2008), изданной при поддержке мэрии. Тем не менее, о Владимире Дмитриевиче трудно писать отдельно как о выдающемся ученом, как о крупном руководителе, как о талантливом педагоге и наставнике, как о самобытной, яркой личности, поскольку он обладает цельной натурой и сильным характером, который проявляется во всём, чем бы он ни занимался. А успешно он занимался в своей жизни многими делами: директор школы в Магаданской области, зав. кафедрой психологии труда, декан факультета психологии ЯрГУ, проректор по учебной работе ЯрГУ, ректор ЯГПУ, зам. министра образования (в союзном, а в последующем — в российском правительствах), директор Института содержания образования ГУ-ВШЭ. Доктор психологических наук, профессор, академик РАО.
Владимир Дмитриевич — целеустремлённый человек, обладающий глубокой научной эрудицией, высокой работоспособностью, требовательностью, строгостью, критичностью. Такая яркая индивидуальность Ученого окрыляет, потому что благодаря его влиянию открываются новые перспективы научного поиска, профессионального и личностного развития. Он — демократичен: с равным уважением, приветливостью, отзывчивостью и доброжелательностью общается со студентом, аспирантом, доцентом, профессором, академиком. Чувство юмора и остроумия наиболее ярко проявляется именно в ситуации напряжённого делового общения, что позволяет ему безболезненно направлять межличностное взаимодействие в конструктивное русло. Такое мнение сформировалось у меня в процессе взаимодействия с ним в различных ситуациях.
Владимир Дмитриевич, будучи заведующим кафедрой психологии труда и инженерной психологии, деканом факультета психологии ЯрГУ, умел органично сочетать прекрасную преподавательскую деятельность с блестящими научными исследованиями, для обсуждения результатов которых он организовывал и проводил крупные научные конференции союзного уровня. При этом много внимания он уделял организации работы студенческих творческих коллективов, в которых мне посчастливилось участвовать. Одним из них руководила Р.В. Шрейдер, а другим — В.И. Чирков. Также запомнились его жаркие научные дискуссии с преподавателями факультета на заседаниях научных кружков СНО.
Владимир Дмитриевич — проректор по учебной работе Ярославского государственного университета, руководивший комиссией по распределению пятикурсников, внимательно отнёсся к моим профессиональным намерениям (на распределении выпускников факультета психологии я был третьим по рейтингу. Тогда, в 70-е годы, возможность бóльшего выбора вариантов лучшего трудоустройства имели те выпускники, у которых был выше рейтинг). Выслушав мои доводы, он кратко проанализировал ситуацию, сложившуюся в той организации, в которую я стремился трудоустроиться. А затем он дал очень чёткий прогноз моей профессиональной судьбы в этой организации. Как показал ход развития событий, этот прогноз был более чем точным.
Такая необычайная сила его прогностических способностей поразила меня уже в другой ситуации, когда я собирался перейти из одного вуза, в котором он был ректором, в другой вуз. Он в очень ёмкой форме дал лаконичные, яркие характеристики относительно моего нового будущего, особенно в области научной работы.
В психологическом облике Владимира Дмитриевича многое поражает и восхищает. Его гармоничная личность может служить для молодых поколений учёных образцом, достойным подражания. Обладая острым умом, он способен почти мгновенно схватывать самые ключевые моменты в большом объёме научного материала (докторские диссертации, многосотенные по объёму страниц тома отчётов по НИР и мн. др.).
В 2006 и 2007 годах мне посчастливилось, по предложению Владимира Дмитриевича, руководить проектной работой группы ярославских психологов по разработке модели профессионального стандарта педагогической деятельности. Этот период совместной научной деятельности обогатил меня и моих коллег многими идеями, разработанными Владимиром Дмитриевичем. Он блестяще «сращивал» свои теоретические, диагностические и методические наработки, сделанные в области прорывных образовательных технологий. Ему удавалось и до сих пор удаётся замечательным образом сочетать свои творческие замыслы с возможностью их успешного практического воплощения в сложных условиях реальности. А если этих объективных условий не было на данный момент времени, то находить оригинальные пути их создания. Большое создается не столько в кабинетной тишине, сколько в кругу единомышленников и единочувственников. Владимир Дмитриевич умел блестящим образом создавать творческие коллективы и увлекать их новыми идеями.
В период написания докторской диссертации под руководством Владимира Дмитриевича я научился многому. Во-первых, бережному отношению к идейности исследования. Ценность научной работы определяется не только высоким качеством доказательной базы исследования: математической статистикой, масштабностью генеральной выборки, красотой графиков, матрицами интеркорреляций. Наука начинается с четкой интерпретации полученных эмпирических данных посредством адекватного применения понятийного аппарата. Иначе не вывести психологической закономерности и не понять сущность познаваемых явлений. Главное в диссертации — это глубина и оригинальность научной идеи, обрамленная тщательно теоретически и эмпирически выверенным и логически структурированным концептуальным аппаратом. В степени глубины продуманности хорошей идеи и состоит её фундаментальная сила. Во-вторых, умению четко реализовывать проблемно-ориентированный подход. Если выполненная работа не способствует решению определённой научной проблемы, то её ценность снижается в существенной мере. В-третьих, научная значимость работы обусловлена умением соискателя творчески реализовывать практико-ориентированный подход. Это очень сложный вопрос, успешное решение которого позволяет «профундировать» (как любит говорить Владимир Дмитриевич), соединить фундаментальность работы с её практической направленностью.
Мне посчастливилось быть рецензентом интересных трудов, подготовленных Владимиром Дмитриевичем. Некоторые рецензии были опубликованы в отдельных статьях [1–6]. Не останавливаясь на изложении новаторских идей, представленных в этих произведениях, хочется отметить одну особенность: читая строки, написанные его рукой, невольно слышишь его голос. И речь, и его тексты никогда не содержали ничего лишнего и личного, а олицетворяли глубокое и точное изложение сложных психологических проблем с обоснованием авторского подхода к их оптимальному решению.
Желаю славному юбиляру, замечательному Человеку, выдающемуся Ученому, эффективному Руководителю и славному Учителю — Владимиру Дмитриевичу Шадрикову здоровья, счастья в личной жизни и дальнейшего творческого процветания!
Список литературы
- Кашапов М.М., Донцов А.И. Рецензия на книгу В.Д. Шадрикова «Психология деятельности человека». М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. 464 с. // Психологический журнал. 2014. Т. 35, № 6. С. 117–120.
- Кашапов М.М. Рецензия на книгу В.Д. Шадрикова «Мысль и познание» // Ярославский психологический вестник. 2014. Выпуск 31. С. 68–69.
- Кашапов М.М., Слепко Ю.Н. Рецензия на книгу «Общая психология : учебник для академического бакалавриата» / В. Д. Шадриков, В. А. Мазилов ; под ред. В. Д. Шадрикова (М. : Юрайт, 2015. 411 с. Серия : Бакалавр. Академический курс) // Мир психологии. 2015. №4(84). С. 284–298.
- Кашапов М.М., Слепко Ю.Н. О новом учебнике «Общая психология» / В.Д. Шадриков, В.А. Мазилов // Ярославский психологический вестник. 2016. Выпуск 33. С. 59–68.
- Кашапов М.М. Рецензия на монографию В.Д. Шадрикова «Понимание: концептуальные модели». М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2021 // Методология современной психологии. 2021. Выпуск 13. С. 418–426.
- Кашапов М.М. Отзыв о монографии В.Д. Шадрикова «Понимание: концептуальные модели» // Ярославский психологический вестник. 2021. №3(51). C. 121–125.
Фото: сайт ЯГПУ им. К.Д. Ушинского
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать